Найти тему
Skyward Insights Journal

SAAB 340/2000 — история Шведских региональных самолётов

Оглавление

Швеция – удивительная страна с богатой историей и известными по всему миру компаниями. Почти нет людей, кто бы не слышал об IKEA, Electrolux или SAAB. Последняя как раз нам сегодня интересна. Компания SAAB, известная своими инновациями в области автомобилестроения, решила выйти в авиационный сектор. Военные SAAB Draken, Viggen и конечно Gripen стали основой шведской оборонной мощи, но на гражданском направлении SAAB не имела ничего. Решили всё поменять в конце 70-х, когда топливо резко стало дорожать и возникла потребность в самолётах, небольшой вместимости с экономичными турбовинтовыми двигателями. Так родилась идея создания SAAB 340, посмотрим же на него поподробнее

Начало истории

Разработка SAAB 340 началась в конце 1970-х годов, когда компания решила расширить свое присутствие на рынке гражданской авиации. Лезть в нишу среднемагистралов никто не хотел, опыта было мало. Было решено создать небольшой и относительно простой самолёт для местных линий. Однако в одиночку SAAB не потянули проект, было решено скооперироваться с Американцами. В сотрудничестве с американской компанией Fairchild, SAAB стремилась создать самолет, который бы сочетал в себе шведскую инженерную точность и американский опыт в производстве авиалайнеров.

-2

SAAB 340 был задуман как экономичный, двухмоторный турбовинтовой самолет для региональных авиалиний, способный перевозить до 37 пассажиров. Первый полет состоялся в 1983 году, и вскоре после этого начались коммерческие поставки. Самолет быстро завоевал популярность благодаря своей надежности, экономичности и комфорту для пассажиров.

Технические особенности

SAAB 340 отличался продуманной аэродинамикой и современными на тот момент технологиями. Он был оснащен двигателями General Electric CT7, которые обеспечивали высокую топливную эффективность и низкий уровень шума. Кабина пилотов была оборудована современными навигационными системами, что повышало безопасность полетов и была расчитана на двух пилотов.

-3

Одной из ключевых особенностей SAAB 340 была его способность выполнять взлеты и посадки на коротких взлетно-посадочных полосах, что делало его идеальным для использования в небольших аэропортах.

Дальность самолёта составляла 1735 км при полной нагрузке. Максимальная же скорость гуляла около 500-520 км/ч. Более чем приемлемые показатели для регионального 37-местного авиалайнера.

-4

Кооперация с Американцами

Сотрудничество с Fairchild стало важным этапом в создании SAAB 340. Американская компания предоставила значительный вклад в проектирование и производство некоторых компонентов самолета. Это партнерство позволило SAAB выйти на международный рынок и укрепить свои позиции в авиастроительной отрасли.

-5

Однако любовь их длилась не долго. Уже когда самолёт вышел на линии, у Fairchild начались финансовые проблемы, и что бы не потерять компанию, руководство приняло решение сократить участие в нескольких проектах, включая работу над SAAB 340. Шведам пришлось тянуть в одиночку. Тем не менее SAAB удалось справиться с трудностями и уже через два года они представили SAAB 340B – улучшенную и, в итоге, самую популярную версию своего самолёта.

Рождение SAAB 2000

В конце 1980-х годов SAAB заметила растущего потребность в региональных самолетах чуть большей вместимости. Были начаты работы по удлиненной версии SAAB 340. В начале 1990-х SAAB представила модифицированную версию своего успешного самолета — SAAB 2000. SAAB 2000 мог перевозить до 50 пассажиров и отличался увеличенной дальностью полета.

-6

Основными улучшениями стали более мощные двигатели Rolls-Royce AE 2100, которые обеспечивали не только лучшую производительность, но и сниженный уровень шума. SAAB 2000 также имел более просторный салон и улучшенную аэродинамику, что делало его еще более привлекательным для авиакомпаний. Так же новая кабина и технологии вроде активного шумоподавления в салоне, сделали SAAB 2000 весьма технологичным в глазах обывателей, а SAAB 340 теперь наоборот казался устаревшим.

-7

Закрытие Проекта

Несмотря на успех моделей SAAB 340 и SAAB 2000, в конце 1990-х годов компания приняла решение прекратить производство этих самолетов. Основной причиной стало изменение рыночной конъюнктуры и усиление конкуренции со стороны других производителей региональных самолетов. В первую очередь Embraer и Bombardier с их уже реактивными регионалами. Да, цены на топливо упали, пассажиропоток рос, спрос на маловместительные, турбовинтовые самолёты начал падать. SAAB пыталась бороться, выпустив SAAB 340C – улучшенную версию базового самолёта с наработками от SAAB 2000, но результатов больших это не дало.

-8

Производство SAAB 340 было завершено в 1998 году, а SAAB 2000 — в 1999 году. Однако, несмотря на прекращение производства, многие из этих самолетов продолжают эксплуатироваться по всему миру благодаря своей надежности и экономичности. Кстати забавно то, что в середине 2000-х цены на топливо снова поползли вверх, что стало золотым временем для уже новых турбовинтовых регионалов – Dash 8 и ATR 42/72, хотя впрочем это уже другая история.

Современное использование

Сегодня самолеты SAAB 340 и SAAB 2000 продолжают активно использоваться различными авиакомпаниями, особенно в регионах с менее развитой инфраструктурой аэропортов. Их способность выполнять рейсы на коротких дистанциях и с минимальными затратами делает их незаменимыми для многих маршрутов.

-9

Кроме того, некоторые самолеты были переоборудованы для специальных миссий, таких как медицинская эвакуация или транспортировка грузов, что свидетельствует о высокой адаптивности этих моделей к различным условиям эксплуатации.

Заключение

-10

SAAB 340 и SAAB 2000 оставили значительный след в истории авиации, став символами шведской инженерной мысли и международного сотрудничества. Несмотря на завершение их производства, эти самолеты продолжают выполнять важные задачи по всему миру, демонстрируя свою надежность и эффективность. Их наследие продолжает вдохновлять новые поколения инженеров и авиаторов на создание инновационных решений в области авиации.