Любой человек, кто так или иначе интересуется Советским фарфором, хорошо знаком с работами Анны Ивановны Правиковой. Достаточно вспомнить сервиз "Дороги" (1977) на фасоне "Ручеёк" и роспись "Ветка" ("Веточка", "Золотая роза", начало 1970-х) на фасонах "Ампир" и "Колокольчик", которые запомнились любителям фарфора в СССР.
Родилась Анна Ивановна 16 ноября 1919-го года в Вербилках, а вот учиться на художника почему-то отправилась в Дулёво - в тамошний художественно-керамический техникум, который закончила в 1941-м году, и дулёвская выучка, дулёвская стилизация цветочной росписи со "знаками", уходящими корнями в народную вышивку, вроде простой "решётки", которой обозначалась середина цветка, остались с ней навсегда. В то же время её представление о декоре в посуде очень характерно именно для художников из Вербилок, которые не тяготели к индивидуальному творчеству, не создавали единичные выставочные экспонаты, а ориентировались на выпуск массовой продукции.
Годы Войны сильнейшим образом сказались на керамической отрасли СССР. Предприятия перешли на выпуск гражданской продукции только в 1946-м году. О том, что А.И. Правикова во время Войны находилась в рядах действующей Армии, говорит её награждение в 1985-м году, вместе с другими дожившими до того года фронтовиками, орденом Отечественной войны II степени. В галерее ниже можно увидеть и уникальные фото А.И. Правиковой, сделанные во время Войны.
С 1948-го года Анна Ивановна работала в Художественной лаборатории завода художником по росписи фарфора. В СССР на фарфоровых предприятиях среди художников сложилась определённая иерархия: на нижней ступени стояли т.н. художники-живописцы, которые наносили на предметы или просто готовую переводную картинку (деколь), или копировали рисунки, созданными более важными по статусу художниками Художественной лаборатории. А уже художники лаборатории не только сами расписывали фарфоровую посуду и предметы из фарфора (скульптуры), но и создавали рисунки под фасоны, для деколи, росписи скульптур и пр. Так что с 1948-го года Анна Ивановна де-факто считалась частью творческой элиты завода.
Как ни странно, её работ до периода МИНИМАЛИЗМА в музеях практически не сохранилось. Зато начиная приблизительно с года 1960-го она работает много, напряжённо и по-видимому, с удовольствием.
Один из сервизов того периода - "Червонный" (1960) - выполнен на популярном фасоне периода раннего МИНИМАЛИЗМА "Дачный", созданным скульптором Михаилом Павловичем Колчиным. Рисунок разработан под шелкографию. Об этом говорят яркие колеры в один тон без цветовых переходов, характерных для росписи кистью.
Ещё один сервиз на всё том же фасоне М.П. Колчина. "Одуванчик". 1961. Тут, кроме цвета самого фарфора, присутствуют розово-пурпурный и жёлтый колеры, решётка по центру цветка. Похоже, в ранние "шестидесятые" фасон от М.П. Колчина стал настоящей палочкой-выручалочкой завода.
Сервиз "Ажурный тюльпан". 1961. Интересные формы с глубоким "воротником", в котором буквально "утопает" крышка (фасон "Парус" от Ю.Б. Ганрио). Особенно это заметно по сахарнице. Характерны как обводы, так и роспись с эстетике МИНИМАЛИЗМА.
Ещё один сервиз с простым цветочным рисунком-контуром в эстетике МИНИМАЛИЗМА "Колокольчики". 1962.
Сервиз "Голубой" на форме "Стандарт" от А.И. Шобанова. 1964. Сложно сказать - это деколь (трафарет) с подрисовкой или просто деколь...
В галерее ниже представлены росписи различных ваз 1960-х годов. Последнее фото - с вазой от 1965-го года.
Интерес представляет и декоративная настенная тарелка с яркой растительно-фруктовой росписью. В настоящее время такая тарелка - достойный трофей для любого собирателя фарфора.
Одним из направлений развития МИНИМАЛИЗМА "шестидесятых" стала стилизация под старинные народные рисунки, т.н. АРХАИКА. У А.И. Правиковой мы видим росписи подглазурным синим кобальтом "под Гжель". Один из вариантов росписи - рисунки к сервизу "Птицы". 1960-е. В галерее представлены два варианта росписи сервиза на разных фасонах.
Роспись кофейного сервиза "Шла девица за водой". Начало-середина 1960-х. Ещё одна попытка работы "под Гжель" в подглазурной росписи синим кобальтом. К сожалению, переработанный А.И. Шобановым старинный гарднеровский фасон, с которого был снят весь рельеф, полностью растерял своё прежнее очарование. Покупатель требовал чего-то более эффектного, нежели простоватые деревенские рисунки на упрощённых формах.
Еще некоторые предметы набора, расписанные в похожей стилистике. "Кобальтовый орнамент". 1960-е.
А здесь - хоть основа роспись сделана явно подглазурным кобальтом, впечатления "народности" нет как нет. Потому что основа рисунков - городской пейзаж... Безо всякой деревенской АРХАИКИ... Дугообразная ручка предметов смотрится эффектно и функционально. А отсутствие ручек у сахарницы - явный признак МИНИМАЛИЗМА с намёком на ту же функциональность (логика поборников МИНИМАЛИЗМА: раз горячую жидкость в сахарницу не наливают, шансов обжечь пальцы при употреблении сахарницы нет, а значит, и ручки не нужны).
Пример "скандинавской" росписи на очень милом фасоне с элементами НАИВА и с удобной ручкой. Такой стилистикой в середине "шестидесятых" как-то "вдруг", одновременно заинтересовались художники на многих фарфоровых предприятиях... Всё это очевидно говорит о том, что эстетику в СССР керамическим предприятиям навязывали сверху из министерства Культуры и из министерства Лёгкой промышленности. Это не "плохо" и не "хорошо" - просто так было. Так работала Система, когда нужно было в кратчайшие сроки заполнить рынок тем, что считалось "модной продукцией". При том, что мнения самих потребителей (людей) никто не спрашивал. А саму моду чиновники от искусства не всегда, но часто либо копировали с Западных образцов, либо вынуждены были ориентироваться на политические веяния руководителей СССР. В "шестидесятые" добавили АРХАИКУ "народного творчества". В данном сервизе опять видим накладной рисунок методом шелкографии в два колера - чёрный и красный.
Набор "Фрукты" с чайниками, выполненными на форме "Кругляш" от М.П. Колчина. 1963. Великолепный яркий рисунок в стилистике дулёвской росписи. Основная тема - фруктовый урожай. Такой рисунок для России актуален всегда.
Сервиз из "шестидесятых" с сильным графичным монохромным рисунком ручной росписи, с добавлением золота как дополнительного колера. Данный комплект - оригинальное произведение, где автор фасона и автор росписи соединились в одном лице. "Орнамент с птицей". 1966. Осторожно скажу - художник имеет право на эксперимент.
Следующие наборы - декоративные тарелки и чашки с блюдцами, созданные в т.н. "юбилейные годы" (1967-1972). Поскольку наборы праздничные - они содержат много золота. С другой стороны, они рассчитаны на массового покупателя, а значит, основой рисунка является либо шелкография, либо деколь. См. в галерее ниже: чашку с блюдцем в росписи "Москва праздничная", тарелку декоративную "Октябрь - 50 лет", вазу "1917-1967" и вазу "Юный буденновец" ("Мы - Красная кавалерия..."). 1966-1967 гг.
В галерее ниже представлены чайные (кофейные) пары с декором, посвящённом юбилею В.И. Ленина: "Ленин с нами", "Ленин - свобода, слава, труд", "Ленину - слава". 1969-1970 гг.
В который раз у меня не получается при описании жизни и творчества человека, связавшего свою жизнь с фарфором, ограничиться одной статьёй. Поэтому о творчестве и о загадках биографии Анны Ивановны Правиковой разговор будет продолжен в следующей публикации (см. здесь https://dzen.ru/a/ZuMLU2JrLCeBngwd).
Спасибо за внимание, спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор! Приходите ещё, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и по возможности рассказывать что-то новое. Всего доброго!