Найти тему
Порцелиновый фан

Правикова Анна Ивановна (1919-1996). Художник. "Семидесятые" и далее везде.

Наверное, самым известным сервизом, созданным А.И. Правиковой, является сервиз в росписи "Дороги" на фасоне "Ручеёк" от Ю.Б. Ганрио. В какой-то степени этот сервиз олицетворяет эпоху "шестидесятых", хотя сам рисунок был создан (как считается) только в 1977-м году, а фасон - в 1967-м. Для данного фасона в разные годы А.И. Правиковой были исполнены разнообразные рисунки в "полосатой" росписи с использованием чёрного колера и золота. Но народу понравился именно рисунок "Дороги"...

Вот ещё один рисунок в той же эстетике. "Золотая лента" (1970-е). Но из-за широких чёрных полос сервиз смотрится мрачно, даже кладбищенски печально. Отсюда и результат - данная роспись народу не понравилась и канула в безвестности.

Предметы сервиза на фасоне "Ручеёк" от Ю.Б. Ганрио в росписи "Золотая лента". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И. Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей Талдомского городского округа Московской области.
Предметы сервиза на фасоне "Ручеёк" от Ю.Б. Ганрио в росписи "Золотая лента". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И. Муниципальное бюджетное учреждение Талдомский историко-литературный музей Талдомского городского округа Московской области.

Ещё одна роспись от А.И. Правиковой "семидесятых" годов, до сих пор остающаяся крайне популярной (во всяком случае, на вторичном рынке) называется "Ветка". Роспись также сделана в два колера: чёрным и золотом, причём чёрный рисунок наносился методом шелкографии, что очень удобно при массовом тираже. Любители фарфора СССР хорошо знакомы с этой росписью на базе фасона "Ампир", но выпускался сервиз и на фасоне "Колокольчик". См. галереи ниже...

Предметы сервиза "Ветка" ("Золотая роза") на форме "Ампир". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И.   Фото взято из свободного доступа в интернете. Листайте галерею вправо.
Предметы сервиза "Ветка" ("Золотая роза") на форме "Ампир". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И. Фото взято из свободного доступа в интернете. Листайте галерею вправо.
Предметы кофейной части сервиза "Ветка" ("Золотая роза") на форме "Колокольчик". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И.   Фото взято из свободного доступа в интернете. Листайте галерею вправо.
Предметы кофейной части сервиза "Ветка" ("Золотая роза") на форме "Колокольчик". 1970-е. Автор росписи Правикова А.И. Фото взято из свободного доступа в интернете. Листайте галерею вправо.

Роспись "Сеточка" ("Сетка") на форме "Бальный" (1967-1977?). Среди искусствоведов считается очень удачной работой, но публике данный сервиз остался практически неизвестен, по-видимому, из-за небольшого тиража.

На том же фасоне, в той же эстетике, но с иным рисунком в 1973-м году А.И. Правиковой был создан чайно-кофейный сервиз "С песней". В набор входили чашки с блюдцами, тарелки, чайник, кофейник, сахарница, молочник.

Ещё одна редкая роспись золотом - кофейный сервиз "Рябиновая ветка". В целом, роспись эффектная, но возможно, оказавшаяся слишком сложной для копирования...

Предметы сервиза "Рябиновая ветка". 1970-е. Коллаж изготовлен на основе фотографий, взятых в свободном доступе в интернете.
Предметы сервиза "Рябиновая ветка". 1970-е. Коллаж изготовлен на основе фотографий, взятых в свободном доступе в интернете.

По некоторым данным, с 1974-го года, т.е. со времени, когда А.И. Правиковой исполнилось 55 лет (в СССР - это возраст выхода на пенсию для женщин) она уже не числилась в Художественной лаборатории завода. Означает ли это, что Анна Ивановна в том году вышла на заслуженный отдых, и в дальнейшем выполняла работу исключительно по договорам, можно только предполагать и ждать появления точной информации.

В 1977-м году художник Ф.В. Шапаев написал портрет Анны Ивановны в стилистике реализма. Называется картина "Портрет художницы из Вербилок А.И. Правиковой". Т.е. уже на тот момент времени Анна Ивановна была более чем просто уважаемым художником предприятия... Если говорить о самом портрете, то с вероятностью в 98% портрет создан с фотографии. Ничего страшного в этом не вижу - не каждый портретист у нас по точности глазомера и твёрдости руки сравнится с Боровиковским, Репиным или Серовым. Не каждый подельщик задумывается о выстраивании композиции, о том, чтобы убрать с холста мелкие совершенно ненужные детали... Работа с изображением, которое переносилось на холст, а затем художники просто подбирали краски, и получался достаточно точный рисунок, была известна в Европе начиная с эпохи Ренессанса. Аппарат, который при этом использовали ремесленники от искусства, назывался камерой обскура. До появления фотографии оставался всего лишь шаг - зафиксировать изображение тем или иным способом, что и удалось в веке XIX-м при помощи химических процессов. В XX-м же веке портретисты для получения готового изображения под роспись использовали слайд-позитив: изображение переносилось диапроектором на рамку с холстом любого формата, а далее оно расписывалось подбором красок. Всё намного проще, чем в веке XVI-м - не требуется присутствия модели, часами позирующей художнику в неподвижной позе и боящейся вздохнуть. Собственно, все современные "портреты на заказ" расписываются именно так. Можно сказать, что перед нами реальное изображение (фотография) мастера.

Ф.П. Шапаев, "Портрет художницы из Вербилок А.И. Правиковой". 1977. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ф.П. Шапаев, "Портрет художницы из Вербилок А.И. Правиковой". 1977. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Из ваз, созданных А.И. Правиковой в 1970-е годы, запомнилась ваза "В саду", и ваза от 1976-го года, посвящённая 150-летию известного российского сатирика и государственного служащего М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Весьма интересна декоративная роспись "Русские напевы". В галерее ниже представлены ваза и блюдо в данной росписи...

В 1982-м году А.И. Правикова расписала сервиз "60 лет образования СССР" в эстетике "юбилейных лет" - с большим количеством золота и красного колера.

Предметы сервиза "60 лет образования СССР". 1982. Автор росписи Правикова А.И.  
Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".
Предметы сервиза "60 лет образования СССР". 1982. Автор росписи Правикова А.И. Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области "Государственный историко-художественный музей "Новый Иерусалим".

В 1982-м году Анне Ивановне Правиковой было присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР". В следующем году Анна Ивановна расписала набор (для питья?) "На рассвете", причём на собственной же форме. И в той же эстетике расписала чайно-кофейный сервиз "Подмосковье. Новая деревня", куда, кроме сравнительно стандартных предметов, включила и такую экзотику, как "Прибор для яиц" (блинницу?) и большую фарфоровую лампу.

Чайно-кофейный сервиз "Подмосковье. Новая деревня". 1984.

Похожий сервиз (с завитушками и в ручной росписи и с редкими предметами, в голубой гамме) был создан Анной Ивановной в 1983-м году. И назван "Подмосковные вечера". Очевидно, в рисунках обыгрывается тема подмосковной зимы. В формах воплощены народные представления о красоте.

Спасибо за внимание. Спасибо всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!