Наверное, самым известным сервизом, созданным А.И. Правиковой, является сервиз в росписи "Дороги" на фасоне "Ручеёк" от Ю.Б. Ганрио. В какой-то степени этот сервиз олицетворяет эпоху "шестидесятых", хотя сам рисунок был создан (как считается) только в 1977-м году, а фасон - в 1967-м. Для данного фасона в разные годы А.И. Правиковой были исполнены разнообразные рисунки в "полосатой" росписи с использованием чёрного колера и золота. Но народу понравился именно рисунок "Дороги"...
Вот ещё один рисунок в той же эстетике. "Золотая лента" (1970-е). Но из-за широких чёрных полос сервиз смотрится мрачно, даже кладбищенски печально. Отсюда и результат - данная роспись народу не понравилась и канула в безвестности.
Ещё одна роспись от А.И. Правиковой "семидесятых" годов, до сих пор остающаяся крайне популярной (во всяком случае, на вторичном рынке) называется "Ветка". Роспись также сделана в два колера: чёрным и золотом, причём чёрный рисунок наносился методом шелкографии, что очень удобно при массовом тираже. Любители фарфора СССР хорошо знакомы с этой росписью на базе фасона "Ампир", но выпускался сервиз и на фасоне "Колокольчик". См. галереи ниже...
Роспись "Сеточка" ("Сетка") на форме "Бальный" (1967-1977?). Среди искусствоведов считается очень удачной работой, но публике данный сервиз остался практически неизвестен, по-видимому, из-за небольшого тиража.
На том же фасоне, в той же эстетике, но с иным рисунком в 1973-м году А.И. Правиковой был создан чайно-кофейный сервиз "С песней". В набор входили чашки с блюдцами, тарелки, чайник, кофейник, сахарница, молочник.
Ещё одна редкая роспись золотом - кофейный сервиз "Рябиновая ветка". В целом, роспись эффектная, но возможно, оказавшаяся слишком сложной для копирования...
По некоторым данным, с 1974-го года, т.е. со времени, когда А.И. Правиковой исполнилось 55 лет (в СССР - это возраст выхода на пенсию для женщин) она уже не числилась в Художественной лаборатории завода. Означает ли это, что Анна Ивановна в том году вышла на заслуженный отдых, и в дальнейшем выполняла работу исключительно по договорам, можно только предполагать и ждать появления точной информации.
В 1977-м году художник Ф.В. Шапаев написал портрет Анны Ивановны в стилистике реализма. Называется картина "Портрет художницы из Вербилок А.И. Правиковой". Т.е. уже на тот момент времени Анна Ивановна была более чем просто уважаемым художником предприятия... Если говорить о самом портрете, то с вероятностью в 98% портрет создан с фотографии. Ничего страшного в этом не вижу - не каждый портретист у нас по точности глазомера и твёрдости руки сравнится с Боровиковским, Репиным или Серовым. Не каждый подельщик задумывается о выстраивании композиции, о том, чтобы убрать с холста мелкие совершенно ненужные детали... Работа с изображением, которое переносилось на холст, а затем художники просто подбирали краски, и получался достаточно точный рисунок, была известна в Европе начиная с эпохи Ренессанса. Аппарат, который при этом использовали ремесленники от искусства, назывался камерой обскура. До появления фотографии оставался всего лишь шаг - зафиксировать изображение тем или иным способом, что и удалось в веке XIX-м при помощи химических процессов. В XX-м же веке портретисты для получения готового изображения под роспись использовали слайд-позитив: изображение переносилось диапроектором на рамку с холстом любого формата, а далее оно расписывалось подбором красок. Всё намного проще, чем в веке XVI-м - не требуется присутствия модели, часами позирующей художнику в неподвижной позе и боящейся вздохнуть. Собственно, все современные "портреты на заказ" расписываются именно так. Можно сказать, что перед нами реальное изображение (фотография) мастера.
Из ваз, созданных А.И. Правиковой в 1970-е годы, запомнилась ваза "В саду", и ваза от 1976-го года, посвящённая 150-летию известного российского сатирика и государственного служащего М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Весьма интересна декоративная роспись "Русские напевы". В галерее ниже представлены ваза и блюдо в данной росписи...
В 1982-м году А.И. Правикова расписала сервиз "60 лет образования СССР" в эстетике "юбилейных лет" - с большим количеством золота и красного колера.
В 1982-м году Анне Ивановне Правиковой было присвоено звание "Заслуженный художник РСФСР". В следующем году Анна Ивановна расписала набор (для питья?) "На рассвете", причём на собственной же форме. И в той же эстетике расписала чайно-кофейный сервиз "Подмосковье. Новая деревня", куда, кроме сравнительно стандартных предметов, включила и такую экзотику, как "Прибор для яиц" (блинницу?) и большую фарфоровую лампу.
Чайно-кофейный сервиз "Подмосковье. Новая деревня". 1984.
Похожий сервиз (с завитушками и в ручной росписи и с редкими предметами, в голубой гамме) был создан Анной Ивановной в 1983-м году. И назван "Подмосковные вечера". Очевидно, в рисунках обыгрывается тема подмосковной зимы. В формах воплощены народные представления о красоте.
Спасибо за внимание. Спасибо всем, кому интересен фарфор! Не как материал, не как, собственно, посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями, подписывайтесь. Вежливость приветствуется. Посильную помощь каналу можно оказать здесь - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.
P.S. Напоминаю - во ВКонтакте организована группа "Порцелиновый фан". В этой группе https://vk.com/club221912172 стараюсь не только копировать и анонсировать материалы с Дзена, но и рассказывать что-то новое. Всего доброго!