Найти тему
Авто+

Что такое кроссовер и чем он отличается от других авто

Оглавление

Что такое кроссовер и чем он отличается от других авто

Самый хайповый и быстро растущий сегмент авторынка по всему миру, ключевой формфактор индустрии прямо сейчас — это кроссовер. За что их так любят автомобилисты, разберемся в сегодняшнем материале.

Что такое кроссовер

Кроссовер — это легковой автомобиль повышенной проходимости. Иными словами, тип автомобиля, сочетающий в себе характеристики внедорожников и легковых автомобилей:

  • от первых взяли высокий дорожный просвет и какие-никакие (чаще — никакие) внедорожные способности
  • от вторых — относительную простоту конструкции.

Кроссоверы обычно строятся на платформе легкового автомобиля, а не на базе армейского вездехода или грузовика, как это было во времена традиционных внедорожников. За счет этого у кроссоверов более легкий вес и лучшая управляемость на дорогах с твердым покрытием.

Непременный атрибут кроссовера — высокий дорожный просвет. Как и внедорожники, кроссоверы обладают повышенным клиренсом, что позволяет им легче справляться с неровностями и бездорожьем. В городских условиях у высокого просвета есть еще один бонус: можно парковаться максимально близко к бордюрам, не боясь повредить бампер.

-2

Особенности кроссоверов

По сравнению с обычными легковушками кроссоверы часто предлагают более просторные салоны. Поэтому и багажные отсеки у них тоже более вместительные. Это делает кроссоверы идеальным выбором для семейного использования и путешествий.

Еще одной отличительной чертой, пусть и не бесспорной, является полный привод. С первого появления кроссоверы по умолчанию оснащались системами полного привода (AWD или 4WD). Он улучшал их проходимость и устойчивость на скользких или неровных дорогах.

Но со временем кроссоверы стали лишаться полного привода — его наличие сильно удорожало и усложняло конструкцию, а польза при эксплуатации в условиях современного мегаполиса была сомнительна.

Клиенты больше ценили другие факторы:

  • высокая посадка
  • хорошая обзорность
  • достаточная вместимость.

Что до полного привода, то ценность его для рядового пользователя невелика, поэтому в ход массово пошли моноприводные SUV. Со временем дошло до того, что на рынке появился целый сегмент «овец в волчьих шкурах» — псевдокроссоверов. Это обычные легковушки, которые маскируются под SUV. У них чуть выше клиренс, есть защитный обвес из неокрашенного пластика и еще какой-нибудь агрессивный декор. Но под ним скрываются все те же Skoda Fabia, Lada Granta или еще какой Renault Sandero.

Как появились кроссоверы

-3

История появления кроссоверов весьма запутанна и туманна. Хотя многие игроки в индустрии хотят приписать это изобретение себе:

  • маркетологи Honda расскажут, что такой форм-фактор придумали они (HR-V)
  • маркетологи Nissan потянут одеяло на себя (Qashqai)
  • свое веское слово может вставить и АвтоВАЗ, чья Нива полувековой давности является кроссовером на 100%: проходимая, но легкая и вполне «гражданская».

Точно можно сказать одно: кроссоверы — это результат эволюции автомобильного дизайна и потребностей рынка. Их возникновение связано с потребностью связать воедино удобство и комфорт легковых автомобилей с проходимостью и вместительностью внедорожников.

Корни можно начинать искать в семидесятых и восьмидесятых годах: некоторые модели уже тогда имели черты, которые позже станут характерными для кроссоверов. Например, AMC Eagle, выпущенный в 1979 году, можно рассматривать как один из предшественников современных SUV. Он был построен на базе легкового автомобиля, но имел полный привод и повышенный дорожный просвет.

-4

К девяностым годам тенденции обозначились четче: в 1994 году Toyota представила RAV4 (Recreational Active Vehicle with 4—wheel drive). Эта модель стала первым серийным автомобилем, который полностью соответствовал концепции современного кроссовера. RAV4 предложил комбинацию легкового шасси с возможностями и внешностью внедорожника, а также просторный салон и высокий дорожный просвет.

Дальше подобные автомобили посыпались, как из рога изобилия. В 1995 году другая японская компания, Honda, выпустила CR-V (Compact Recreational Vehicle). Он быстро завоевал популярность благодаря сочетанию практичности, экономичности и надежности.

Следом тренд подхватили Subaru со своим Forester. Удивительно, но в старом свете новый формфактор долго игнорировали, придерживаясь до упора консервативной линии: седаны, универсалы, хэтчбеки. Но в нулевые игнорировать стремительно растущий сегмент стало невозможно, и линейками SUV обзавелись все европейские гранды — от Volkswagen до Peugeot и FIAT.

Достоинства и недостатки кроссоверов

-5

Первый плюс кроссоверов — универсальность. Такие машины подходят для различных условий: удобны как в городе (за счет габаритов и маневренности), так и за его пределами (за счет высокого просвета, более универсальной геометрии и нередко более упругой подвески).

Второе преимущество кроссоверов, которое точно не вызывает сомнений, — сравнительно высокая безопасность. Как минимум, сидя выше, видишь дальше. Значит, лучше контролируешь обстановку. Уж не говоря о том, что современные кроссоверы часто оснащаются передовыми системами безопасности:

  • предупреждение столкновений
  • адаптивный круиз-контроль
  • ассистенты парковки.

Полный привод тоже хочется записать в достоинства, но у кроссоверов нет монополии на системы 4х4. В принципе, при желании можно найти и седан, и универсал, и даже хэтч с приводом на все 4 колеса.

Недостатков у кроссоверов тоже хватает.

  • Больший расход топлива. Хотя они более экономичны по сравнению с традиционными внедорожниками, они все же расходуют больше топлива, чем компактные легковые автомобили. Машины выше и тяжелее обычных легковушек — значит, хуже аэродинамика и мотору приходится вывозить большую тяжесть. Отсюда растет расход горючего. Из-за этого кроссоверы менее маневренны, хуже управляются, особенно на высоких скоростях и при необходимости резкого маневра.
  • Цена. Купить машину с пробегом сейчас проблемно из-за высоких цен, особенно это касается кроссоверов. Они минимум на 20-30% дороже схожих по классу легковых автомобилей — все из-за дополнительных функций и более сложной конструкции. Так, десятилетние Toyota RAV4 с пробегом 150 тыс. км и более стоят сейчас от 1,5 до 3 млн рублей на сайтах по продаже авто.

Тем не менее, даже при таких очевидных недостатках кроссоверы предлагают отличное сочетание характеристик, включая вместимость, безопасность и проходимость. Неудивительно, что они заполонили собой рынок и занимают первые строчки в рейтингах продаж по всему миру.

Авто
5,66 млн интересуются