Найти тему
Заметки психолога

"Не ной!": 3 "не" от родителей, мешающих во взрослой жизни

Оглавление
Изображение от peoplecreations на Freepik
Изображение от peoplecreations на Freepik

Не ной, не придумывай, не переживай, не мешай... этот список можно продолжать ещё долго. Если вы часто слышали такие запреты в детстве, вам может быть интересно, как они могут повлиять на формирование личности, характера и привычек. Об этом поговорим прямо сейчас.

Не ной

Лидер этого списка — постулат большинства родителей — "не ной". Кажется, хотя бы раз каждый слышал его в свой адрес. На самом деле, нытье является способом показать родителю, что ты нуждаешься в помощи, пусть и таким ярким и общественно неприемлемым (для взрослого человека) способом.

"Мы не ныли и тебе не подобает"
"Не будь слабаком, таких никто не любит"
"Будешь так себя вести - придет бабайка и заберет тебя"

Такие слова глубоко въедаются в неокрепшую психику ребенка и манипулируют главным человеческим страхом — страхом одиночества. Из них вырастает новое убеждение: если я не буду сильным, то даже самые близкие не будут меня любить.

Чтобы подтверждать это убеждение, ребенок постепенно перестанет подсвечивать свои нужды и, как следствие, во взрослом возрасте может закрыться в себе. Со стороны он будет казаться скалой — сильным и волевым человеком. Может даже запретить себе замечать свои неудовлетворенные потребности. Но это не выход: рано или поздно, такое поведение раскрывается в психосоматических заболеваниях (например, высоком давлении) или неврозах.

Не придумывай

Было ли такое, что вы рассказывали родителям о том, что кто-то вас обидел, а в ответ получали краткое: "Не придумывай!"? Теперь это называется модным словом "газлайтинг": когда вас убеждают в том, что ваши представления, мнения и знания — на самом деле ложь и вы всё неправильно поняли.

"Ты просто ему нравишься, вот он и задирает тебя!"
"Не может учитель так говорить, я тебе не верю"
"Да ничего у тебя не болит, что у ребенка вообще может болеть"

Если ребенок постоянно встречается с недоверием к его собственным чувствам, то постепенно он перестает на них опираться. В нем вырастает убеждение, что он какой-то не такой, он ничего не знает и не понимает.

А что это значит? То, что он не сможет ни за что брать ответственность, ведь для этого нужна уверенность в себе. Переживание ничтожности собственных чувств и мыслей мешает формированию здоровой личности, взамен предоставляя поле для последующей инфантилизации.

Не мешай

В детском возрасте мы учимся не только говорить, читать, считать, но и общаться. В общении закладывается способ взаимодействия с людьми, в основе которого лежит тип привязанности. Обычно, он происходит из качества контакта с родителями в раннем детстве. Можно ли сказать, что человек, которого часто отвергали родители, говоря "не мешай", вырастет личностью с надежным типом привязанности?

"Я занят"
"Ну и что, что я обещал поиграть с тобой, я устал"
"Мне некогда, давай в следующий раз"

Я предполагаю, что если ребенок часто слышал такие фразы в детстве, скорее будет иметь избегающий или тревожный тип привязанности. Получается, что он будет не способен налаживать теплый и близкий контакт с другими людьми. Будет выбирать те способы общения, что ему знакомы из-за страха тесного взаимодействия или тревоги ощутить ту боль отвержения, как когда-то в детском возрасте.

Как менять эти установки?

Во взрослом возрасте мы тоже можем менять эти установки. Часто в кабинете психолога можно услышать, что для этого нужно простить своих родителей и идти дальше. Взять ответственность за свою жизнь на себя.

-2

По своему опыту, могу сказать, что нам вовсе не обязательно прощать родителей. Иногда достаточно понять, что возможно, у них не было знаний о том, как воспитывать детей. Их тоже растила суровая среда: мы все переживаем кризис за кризисом и родители — не исключение. Понимание сделает нас готовыми разделить с ними ответственность за то, какими мы стали, и окончательно взять управление своей жизнью в настоящем и будущем.

Помимо работы с детским опытом, изменение мешающих установок требует наработки новых навыков: отслеживания и анализа негативных автоматических мыслей, выработки новых поведенческих стратегий. Всё это вы сможете сделать как с психологом, так и самостоятельно, обращаясь к книгам самопомощи.

-3