В России на 2024 год насчитывается более 50 млн. зарегистрированных легковых машин. Автомобили стали неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Трудно себе представить пустые дороги, отсутствие светофоров и сигнальных гудков. Но ведь когда-то так и было.
В начале XX века на российских дорогах в основном можно было увидеть зарубежные автомобили. Однако те часто выходили из строя. Запчасти для их ремонта было крайне тяжело достать, что создавало множество неудобств для водителей. Эти трудности побудили Российских инженеров задуматься о создании отечественного автомобилестроения, которое могло бы предложить надежные и доступные варианты. Так началась история российского автопрома, которая в дальнейшем привела к созданию множества заводов и моделей, ставших символами целых эпох.
В этой статье мы окунемся в мир российского автомобилестроения. Узнаем, какими были первые машины, заложившие фундамент для будущей автомобильной индустрии России.
Яковлев-Фрезе (1896 г.)
14 июля (1 июля по старому календарю) 1896 года на XVI Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде была представлена первая модель отечественного автомобиля, совместного проекта экипажной фабрики Петра Фрезе и машиностроительного завода Евгения Яковлева.
Фрезе и Яковлев познакомились в Чикаго — туда оба изобретателя приехали по делам в 1893 году. Увидев на выставке автомобиль «Benz Victoria» Карла Бенца, они решили построить свой собственный, усовершенствовав конструкцию немецкого инженера. Русские промышленники потратили три года для того, чтобы обойти патентные преграды и изобрести самодвижущийся экипаж.
Вес машины составил 300 кг, она могла проехать без дозаправки 10 км и разогнаться до 21 км/ч. Передач было всего две: вперед и режим холостого хода. Стоил автомобиль 1500 рублей (по нынешним меркам это примерно 800 000 рублей) — в 2 раза дешевле заграничных аналогов, но при этом в 30 раз дороже лошади. Но, к сожалению, в 1898 году Яковлев скончался и его компаньону стало трудно управлять этим бизнесом в одиночку. Вскоре Фрезе продал все производство Русско-Балтийскому заводу.
Романов (1899 г.)
В 1899 году дворянин Ипполит Романов сконструировал первый русский электрокар. Да-да, уже в то время существовали подобные модели. Талантливый изобретатель-электротехник не просто собрал воедино компоненты от разных производителей, как обычно это делали другие инженеры. В конструкции его машины были электромоторы собственной разработки и даже аккумуляторы. Вес авто составил 750 кг, из них 370 кг весила аккумуляторная батарея. Автомобиль мог проехатьвсего 65 км без подзарядки. В среднем его хватало на два-три часа езды. Рассчитан был на двоих пассажиров, а разгоняться мог до 37 км/ч.
К сожалению, машина не обрела популярность. Главной проблемой стала трудность с зарядкой аккумулятора. Обычному автолюбителю практически невозможно было получить разрешения на установку электроснабжения в свой гараж. А электрозаправок, естественно, тогда еще не существовало.
Первый русский электробус тоже был создан Романовым. Рассчитывался на 17 человек и разгонялся до 19 км/ч. Ипполит продемонстрировал его чиновникам городской Думы Петербурга, в надежде развить свой проект до полноценного городского транспорта. Но, увы, финансировать проект государство отказалось.
Дукс (1902 г.)
Не только на бензине и электричестве, но и на пару ездили российские автомобили. Да не просто ездили, а по всем параметрам оставляли позади и электрических и бензиновых собратьев. Они казались современникам изящными, были сравнительно бесшумными и более быстрыми. Первый паромобиль (или, как еще его называли, локомобиль) был собран на предприятии «Дукс», основанный конструктором Юлием Меллером. В двигателях локомобилей было от 6 до 40 л. с.
Компания выпускала не только легковые модели, но также мотоциклеты, омнибусы, железнодорожные дрезины (самодвижущаяся тележка, передвигаемая механически по рельсам) и аэросани (транспортное средство для передвижения по снегу и льду с помощью воздушного винта). Гоночная модель «Дукса» могла развивать скорость до 140 км/ч. Что является отличным результатом для начала XX века!
С 1910 года Меллер начинает выпускать самолеты и дирижабли. Постепенно, с развитием самолетостроения, автомобильная составляющая предприятия отходит на второй план. А в 1918 году «Дукс» был национализирован и превращен в «Государственный авиационный завод №1"»
Лейтнер (1902 г.)
В том же 1902 году в России появился первый мотоцикл, который был назван «Россия». Собрал его рижский промышленник Александр Лейтнер. Первый мотоцикл был усовершенствованным велосипедом, оборудованный мотором. Двигатель был объемом в 62 см³, потреблял 3,5 л топлива на 100 км пути и развивал максимальную скорость в 40 км/ч - при 1,75 л.с. Стоил он 450 рублей (примерно 250 000 рублей на нынешние деньги). Такая стоимость была непосильна для большинства людей. Цена равнялась полугодовой средней зарплате россиянина того времени. Поэтому торговля первыми мотоциклами шла вяло, по десять единиц в год, и к 1908 году прекратилась совсем.
Лесснер (1904 г.)
В 1904 году в России появилась первая пожарная машина. Изготовили ее на фирме «Лесснер» по заказу Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга. Ее конструктором был уже на тот момент известный в России и за рубежом Борис Луцкий. Еще в апреле 1901 года два его пятитонных грузовика и одна легковая машина устроили тест-драйв по Невскому проспекту и были продемонстрированы императору. Однако именно двухтонный пожарный «Ласснер» считается первым автомобилем, полностью собранным по чертежам Луцкого в России.
Модель была рассчитана на 14 человек пожарной команды и развивала скорость до 25 км/ч. Другой «Лесснер», темно-зеленый лимузин 1907 года, стал одним из обитателей густонаселенного гаража Николая Второго, страстно любившего автомобили.
Руссо-Балт (1909 г.)
8 июня (26 мая по старому стилю) 1909 года, на заводе в Риге был выпущен первый российский серийный автомобиль. Машина получила название «Руссо-Балт С24» и уже через несколько лет она стала известна не только в России, но и по всему миру.
В движение автомобиль приводил четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 4,5 л. Мощность агрегата составляла 30 л.с. Также машина получила механический ручной тормоз, французский карбюратор Zenith и трехступенчатую коробку передач. Колесная база автомобиля составляла 3160 мм, задний мост — симметричный. «Руссо-Балт С24» мог разогнаться до впечатляющих на тот момент 70 км/ч и при этом отличался хорошей проходимостью. Цена авто составляла 7 500 рублей (примерно 3,75 млн. рублей на 2024 год).
Для демонстрации своих возможностей автомобили тех времен в обязательном порядке отправляли для участия в гонках или длительных марафонах. Так, «Руссо-Балт С24» отправился на свою первую автогонку по маршруту Санкт-Петербург — Рига — Санкт-Петербург, где одержал победу. Авто смогло без поломок добраться до финиша, при этом не заработать ни одного штрафного очка.
Пузырев-28-35 (1911 г.)
Зимой 1911 года появился первый автомобиль собственной конструкции «Пузырев 28/35», изготовленный русским предпринимателем Иваном Пузыревом. Машина имела кузов дубль-фаэтон, оснащена четырехцилиндровым двигателем объемом 5,2 л и мощностью 35 л.с. В коробке шестерни находились в постоянном зацеплении друг с другом и соединялись с валами специальными кулачковыми муфтами. Во всех иных коробках шестерни перемещались вдоль валов и, не имея синхронизаторов, могли при соединении поломать себе зубья. Еще одной новинкой было расположение рычагов переключения передач и тормоза внутри кузова, а не снаружи него.
Из-за производственных затрат цена автомобиля «Пузырев-28-35» составила 8 000 рублей (примерно 4 млн. рублей на 2024 год), что превысило даже цену недешевых «Руссо-Балт». Машина была надежной, но громоздкой. Однако популярности это не прибавляло. Да и в прессе отечественный автомобиль невзлюбили: называли его кустарщиной и сравнивали с худшими иностранными моделями.
К неудачам на рынке прибавилось невезение. В январе 1914 года на заводе Пузырева случился пожар, уничтоживший восемь собранных машин и пятнадцать комплектов деталей, приготовленных для сборки. А в сентябре инженер-патриот умер.
Заключение
Дальнейшее развитие российского автопрома продвигалось не очень стремительно из-за гос. переворотов и распада СССР. Производство разных категорий автомобильной техники сильно сократилось. Многие заводы полностью прекратили деятельность, другие были переоборудованы для сборки иномарок. Но несмотря на системный кризис, в 90-е вышли популярные впоследствии модели ВАЗ-2110, модифицированная Волга-3110 и ЗИЛ-5301 («Бычок»).
Благодаря заложенной основе первыми российскими автомобилями на современном рынке 2024 года доступно множество практичных моделей бюджетного и среднего ценового сегмента. Производители всё чаще используют запчасти собственного изготовления и материалы из Китая, благодаря чему обслуживание российских авто становится всё более доступным.
С вами были CARCADE. Свободных вам дорог!