Найти тему
Психоложка

Можно ли стать личностью в изоляции от общества

Оглавление

Можно ли быть личностью, находясь в изоляции от общества? Уйти в леса или горы, предаться раздумьям, набраться мудрости… Как тибетские монахи. И вообще, что такое личность и кого можно считать личностью?

Дизайн: Дарья Уварова
Дизайн: Дарья Уварова

Мы начнём с определения и уже тут столкнёмся с новой проблемой: в психологии как и в любой другой науке нет однозначного подхода к определению личности.

Известный советский психолог А.Н. Леонтьев определяет личность как иерархию мотивов. То есть в нашей жизни мы постоянно выбираем то, что хотим делать в данный момент времени. А хотим мы часто многого, и выбор этот бывает непрост. Особенно, когда он затрагивает не просто наши желания и потребности, а наши ценности – что-то, что очень важно для нас. Тогда такой выбор уже можно назвать поступком.

Е.Л. Доценко определяет поступок так:

Это выбор между альтернативными мотивами, за которыми стоят альтернативные ценности. То есть это такие мотивы и такие ценности, где при выборе одного исключается всё остальное.

Представьте ситуацию, что вас отправляют в командировку, итоги которой могут принести вам повышение. Но на это же время вы запланировали отпуск с семьёй / друзьями. И вы никак не можете перенести ни то, ни другое мероприятие. От чего-то придётся отказываться.

С одной стороны это может быть мотив профессиональной реализации, с другой – близость с семьёй / друзьями. Выбор в такой ситуации и будет поступком со всей вытекающей из него ответственностью. Это и есть та самая иерархия мотивов – одни из них мы предпочитаем другим.

Но рассмотрим другое определение личности, которое предложил Е.Л. Доценко:

Личность – это функциональный орган индивидуальной интеграции, сознательного самоопределения, формирования активной жизненной позиции.

Само определение довольно сложное и состоит из 3 частей, то есть функций личности.

Эти части можно соотнести с тремя «рождениями» личности.

  1. Первое «рождение» личности происходит в 3 года. До этого возраста ребёнок не отделяет себя от мира и только к 3 годам начинает сознавать себя как отдельного субъекта (ещё одна важная характеристика личности – субъектность, т.е. способность действовать самостоятельно). Тут мы видим от ребёнка и возмущение, и капризы, и истерики. Всё это проявление простого «хочу» – ситуации, когда ребёнок наконец начинает делать то, что ему хочется, а не следовать манящим стимулам (вроде игрушки или конфет). Конечно, у ребёнка это сперва получается не очень хорошо: его нередко можно подкупить, задобрить, а кто-то просто подавляет его личность запретами, однако со временем субъектность начинает играть важную роль в жизни человека – она выстраивает ту самую иерархию мотивов. Вспоминая определение личности, это как раз про орган индивидуальной интеграции, про формирование единой, не противоречащей себе структуры личности.
  2. Второе «рождение» личности происходит в подростковом возрасте. Можно сказать, что этот этап начинается примерно в 11 лет и может длиться вплоть до совершеннолетия, а иногда и чуть дольше. Здесь мы сталкиваемся с другой важной задачей, упомянутой в определении личности, – сознательным самоопределением. Подросток уже не в мире детей, но пока ещё и не в мире взрослых. В то же время отношения с родителями и сверстниками усложняются: с родителями выстраиваются личные границы, в компаниях сверстников подросток ищет свое «место под солнцем», одни взрослые теряют свой авторитет в глазах ребёнка, другие – становятся наставниками или кумирами. Часто появляется первая любовь, настоящая дружба, горькое предательство. Подросток сталкивается с множеством нравственных дилемм и плеядой поступков, которые формируют его представление о мире, а вместе с тем и о своём месте в нём. Этот процесс довольно хаотичен и вместе с тем он должен в результате дать нам чёткое понимание, кто мы такие.
  3. Третье «рождение» личности связано с формированием активной жизненной позиции. Не каждый отважится свершить такой подвиг. Ведь часто свою позицию приходится защищать, а иногда – ценой жизни или чего-то очень ценного. Можно привести много примеров каких-нибудь исторических событий вроде революций где люди за свою идею готовы были свершить многое. Также можно вспомнить великих учёных, что буквально отдали жизнь науке. Так, например, Джон Степ проверял способность человека выдержать экстренное торможение при больших скоростях. Однажды, он разогнался до скорости в ~1000 км/ч и затормозил за 2 секунды. К счастью, после остановки он не погиб от перегрузки (в 40 g, хотя критической считалась 18 g), а лишь ненадолго ослеп – в его глазах полопались почти все капилляры. Но вскоре он восстановился и даже прожил до 89 лет. Но никто не знал станет ли его следующий опыт последним. Благодаря ему сейчас разработаны стандарты безопасности в транспорте вроде ремней безопасности или системы катапультирования.

Не обязательно третье «рождение» личности может быть связано с риском смерти или утратой. Однако, в таких случаях нередко ставки высоки, и не каждый решается на подобное. Но о тех, кто решился мы часто читаем в учебниках или хотя бы статьях подобных этой. Мы ценим и по-настоящему уважаем таких людей. Сила таких людей и их поступков впечатляет и вдохновляет.

Исходя из всего вышеописанного можно заключить, что личность возможна только в обществе. В нём она формируется, в нём же она и проявляется, и в какой-то момент даже противопоставляется и отстаивается.

Можно принять жизненную позицию отшельника и уйти жить в леса, но на этом финальном поступке личность и будет остановлена, так как вопросы выживания в лесу сугубо биологические и естественные, а не нравственные и ценностно нагруженные. Вы просто не сможете оказаться в ситуации, где могли бы проявить свою личность в поступках.

Конечно, можно представить ситуацию, где на маленьких крольчат нападёт волк и вы решите, рискнув своей жизнью, спасти их. Это было бы поступком и проявлением личности, но сомнительно, что кто-то готов разыграть такой сюжет.

Скорее вы столкнётесь с сюжетом, где кто-то входит в горящий дом, спасая других людей или накрывает собой случайно выроненную курсантом гранату. Поступки напрямую связаны с ценностями, а ценности – человеческий, то есть общественный продукт. Мы присваиваем и реализуем ценности только в обществе. Нам нужны другие люди, которых мы будем ценить и ради которых мы будем совершать поступки.

Посему, будучи отшельником – невозможно быть личностью. Можно сказать, что это похоже на ситуацию «не жить, а существовать». А что Вы думаете по этому поводу? Делитесь мнением в комментариях и предлагайте темы для обсуждений!

© Максим Гафаров, специально для медиа ресурса "Психоложка"

Если вам интересно почитать новые статьи про психологию личности — милости просим в наш канал. Мы разбираем психологию в любых проявлениях: в искусстве, в реальной жизни и с точки зрения науки. Напишите в комментариях, нравится ли вам такая рубрика в психологическом проекте? Что еще помимо личности вне общества разобрать в следующий раз?