Мы пользуемся голосом в разных целях, в том числе, чтобы воздействовать с психологической стороны. Звучание, интонация, тембр голоса становятся объектами наблюдения, интерпретаций, а порой и диагностики. Неспроста по характеру голоса психолог понимает состояние человека. Но что если субъектом наблюдения будет не посторонний, а сам говорящий? Голос превращается в инструмент работы со своим психическим? Что если взять под контроль свой голос? Давайте разбираться.
Сегодня обсудим :
Есть ли у голоса психотехнический (преобразующий в психологическом плане) потенциал?
- Можно ли, управляя своим голосом, управлять собой?
- Как смена восприятия своего голоса может повлиять на самооценку?
- Разговаривать с собой – это шизофрения?
- И почему человеку так трудно бывает слушать себя со стороны?
Почему мне не нравится мой голос
“Фу, это что, я? Не может быть!”
Люди, слушая запись собственной речи, возмущаются: голос звучит тоньше, выше, не таким, каким человек слышит его у себя в голове. Такой феномен называется “голосовая конфронтация”. Этот термин был введен Холзманом и Роузи. Вообще, данному феномену есть четкое физиологическое объяснение. Когда мы говорим, то голосовые вибрации передаются по двум путям: внешнему и внутреннему. Звуковая волна передается через воздух и попадает в ушную раковину человека – так звук слышится из внешней среды. По внутреннему пути колебания звука передаются через кости, и таким образом в процессе говорения человек воспринимает сразу два сигнала: от уха и от костей. В итоге голос звучит совершенно по-другому, не так, как слышат его люди, которым передается только один вид вибраций – внешний.
Однако Холзман и Роузи решили проверить, вдруг в феномене голосовой конфронтации помимо физиологических причин есть и психологические? Ученые предположили, что людей (отчасти) беспокоят аспекты самих себя, которые они не намеревались сознательно выражать и которые они теперь слышат в записи [Holzman, Rousey]. То есть на записи они улавливают больше деталей, не всегда приятных. Впоследствии им не нравится слышать себя со стороны.
В исследованиях других ученых (Хьюз и Харрисона) восемьдесят мужчин и женщин оценили, насколько привлекательны голозаписи людей. Им не сказали, что их собственные голоса были включены в презентацию (записи разных голосов состояли из простого перечисления цифр от 1 до 10) [Hughes, Harrison]. Участникам понравились свои голоса намного больше, ведь они не знали, что слышат самих себя. Авторы объяснили это так:
То, что кажется знакомым, привлекает сильнее (люди слышат знакомые нотки и реагируют на них лучше, чем на незнакомые). Еще это может быть следствием скрытого эгоизма людей. Если верить исследователям, то испытуемые правда не узнали самих себя на записи, поэтому эксперимент можно считать удачным.
Таким образом, есть вероятность, что голосовая конфронтация – это не только плохое качество диктофона или разница в ожиданиях (каким слышу голос изнутри, и каким снаружи), но и столкновение с теми аспектами себя, которые мы тщательно пытаемся скрыть от других. Что если преодоление голосовой конфронтации приведет к принятию нежелательных аспектов себя? То есть, приняв то, как звучит наш голос, мы примем себя.
Разговоры с собой – признак психического расстройства (нет)
Мы часто можем озвучивать свои действия, чтобы не запутаться: считать деньги, называть порядок действий. Люди разговаривают с собой, чтобы упростить задачи [Kirkham, Breeze, Marί-Beffa] – что является признаком высокой когнитивной деятельности.
Также разговор с самим собой помогает:
- Быстрее находить предметы [Lupyan, Swingley].
- Самодистанцироваться для управления эмоциями, мыслями и поведением [Kross, Bruehlman-Senecal, Burson].
- Улучшать спортивные показатели (скорость и точность броска баскетбольного мяча) [Boroujeni, Shahbazi].
Как быть, если разговор с собой происходит не для решения задач, а ради самого общения? Общаться с собой – признак шизофрении?
Тут важно понимать, осознает ли человек, что он общается с собой. Если он думает, что в его голове есть посторонний голос, то вероятно это расстройство. Чаще всего это просто озвучивание своих мыслей, а точнее – внутреннего диалога. То есть человек начинает общаться со своими субличностями [Ассаджиоли]. Мы задаем себе вопросы и сами на них отвечаем, чтобы упростить процесс принятия решения или, например, лучше понять свои чувства. Внутренний диалог, который становится внешним, может применяться для разных целей, и даже для получения психотехнического эффекта (чтобы стать инструментом для работы с собой).
Работать с содержанием внутренней речи можно с помощью процесса самовнушения [Куэ, Боудэн]. Проговаривая свои убеждения вслух, можно отследить неосознаваемые ошибки мышления и работать над ними [Бек]. Работа с внутренними собеседниками может проводиться в театральной постановке в психодраме [Лейтц] или в озвучивании и дальнейшем анализе внутреннего критика, когда мы понимаем, что некоторые убеждения о самом себе навязаны нам другими [Firestone R. W., Firestone T., Catlett]. Тогда общение с собой – это даже эффективно, если правильно его выстроить.
Эксперимент "Голос – инструмент"
В научных целях мы провели эксперимент. Для его выстраивания взяли культурно-историческую теорию Л.С. Выготского о том, как у человека вообще появляется и формируется внутренняя речь:
- Сначала взрослые общаются с ребенком (ведут с ним диалог с помощью слов, жестов, эмоций и т.д.): используют способы убеждения, управления и донесения намерения ребенку. На данном этапе дите постепенно усваивает значения, так как взрослые постоянно называют объекты, попадающие в детское поле зрения.
- Ребенок перенимает эти способы взаимодействия и сам начинает их использовать. Так он уже сам влияет на поведение взрослых, сверстников и даже на кукол. Дети (чаще всего) не могут удовлетворять все свои потребности без других людей (и игрушек). Поэтому они просят что-то с помощью слов, жестов или слез).
- Позднее процесс воздействия на других людей интериоризируется (превращается во внутренний, мысленный), что позволяет ребенку управлять собой: убеждать, останавливать, управлять состояниями. Так образуется специфическая внутренняя речь, которую ребенок использует для управления собой так, как будто он управляет другим человеком.
Мы попробовали дополнить схему 4-м этапом: человек встает на место «как-бы другого» и воздействует на самого себя, контролируя не только содержание высказывания, но и факт воздействия на себя. Происходит это благодаря технической фиксации своих высказываний – письменно или в звукозаписи. Благодаря такой схеме появляется возможность получить психотехнический эффект, в том числе ради управления психическими состояниями. Так, человек становится в позицию “родителя” и может сам себе транслировать позитивные установки, поддерживать себя, направлять, стать тем голосом, которого ему, возможно, не хватало в детстве от настоящих родителей. Проще говоря, он записывает позитивные установки на диктофон, а потом слушает их, как совет от другого (и правда напоминает шизофрению).
Единственный нюанс: человек прекрасно понимает, что слушает запись своего голоса, а не чужого. Тогда зачем это все? Дело в том, что во время прослушивания своей записи мы сталкиваемся с уже известной нам голосовой конфронтацией, но в то же время полагаем, что слушаем кого-то другого. Нам было интересно, что происходит в этот момент с человеком. Воспринимаются ли тогда собственные слова лучше, или наоборот тяжелее? Может быть, когда человек привыкает к голосу, то у него начинаются какие-то внутренние изменения?
Схема эксперимента
После небольшого психологического интервью о постановке запроса (что хотелось бы в себе проработать) человек продумывал и писал на бумаге обращение к самому себе в виде письма. Он должен был быть максимально искренним с собой, писать от души. Затем человек записывал это письмо на диктофон и слушал каждый день по несколько раз в течение 3-х недель, наблюдая за собственными ощущениями. В конце эксперимента мы проверяли, добился ли человек цели, и изменилось ли у него восприятие своего голоса.
Во-первых, полученные результаты дали нам возможность предположить, что в процессе уточнения собственного запроса, когда человек формулирует письменное обращение к себе, у него уже получается добиться психотехнического эффекта, а именно: увидеть проблему с другой стороны, заметить там что-то новое и снизить критичность к самому себе и к представлениям о будущем.
Во-вторых, мы получили результаты, позволяющие нам предположить, что для людей, которым нравился их голос в записи, и для людей, которым голос не нравился, эффект от аудиообращения был разным. Так, голосовая конфронтация мешает позитивно оценивать себя и свои идеи. Также, при наличии у испытуемых голосовой конфронтации повышается принятие себя и снижается внутренняя конфликтность, что может быть связано с постепенным принятием собственного голоса. У людей без голосовой конфронтации при прослушивании аудиообращения происходит рефлексия, позволяющая оценивать действия, которые человек обещал сам себе выполнить.
В-третьих, люди, которые были заинтересованы в проработке своей проблемы, добросовестно выполняли процедуру и искренне рефлексировали, наблюдали изменения в себе. Многим из них удалось представить, что это все говорит другой человек. Один из испытуемых придавал больше значения содержанию аудиообращения, когда чувствовал, что это говорит не он. Однако, под конец он привык и обесценил содержание. Другие испытуемые в первые дни прослушивания ощущали некоторый барьер, который не позволял воспринимать содержание записи. Кого-то голос раздражал или забавлял, кто-то хотел сразу выключить (но пересиливал себя, чтобы дослушать до конца). Однако через несколько дней некоторым испытуемым удалось преодолеть барьер, и им стало интересно, о чем они говорят. Они прислушались к себе, а кого-то голос даже успокаивал. Таким образом, некоторые испытуемые смогли привыкнуть к звучанию своего голоса и остались рады, что поучаствовали в исследовании.
На основе полученных данных мы можем лишь предположить, что аудиообращение от самого себя позволяет:
- Проводить более конструктивную рефлексию.
- Контролировать выполнение человеком поставленных целей.
- Преодолеть голосовой барьер и принять некоторые аспекты своего «Я».
Тем не менее, этот шаг позволяет нам понять, что нужно продолжать исследования в данной области, и тогда, возможно, человеческий голос может стать мощным инструментом диагностики в работе психолога, а возможно инструментом самопомощи.
© Геленидзе Алёна, практикующий психолог, специально для редакции Психоложки
Другие наши материалы:
Источники:
1) Boroujeni S. T., Shahbazi M. The Effect of Instructional and Motivational Self-Talk on Performance of Basketball’s Motor Skill // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 15. P. 3113–3117.
2) Holzman P. S., Rousey C. The voice as a percept // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. Vol. 4. P. 79–86.
3) Hughes S. M, Harrison M. A. I like my voice better: self-enhancement bias in perceptions of voice attractiveness // Perception. 2013. Vol. 42(9). P. 941-949.
4) Kirkham A. J., Breeze J. M., Marί-Beffa P. The impact of verbal instructions on goal-directed behaviour // Acta Psychologica. 2012. Vol. 139. P. 212–219.
5) Kross E., Bruehlman-Senecal E., Burson A. Self-Talk as a Regulatory Mechanism: How You Do It Matters // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106. P. 304 –324.
6) Lupyan G., Swingley D. Self-directed speech affects visual search performance // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. 2012. Vol. 65(6). P. 1068-1085.
7) Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. Перевод с английского Е. Перовой. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. 416 с.
8) Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования. Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. 324 с.