11 мая 1975 года в небе над Улан-Удэ произошла катастрофа, унесшая жизни трех человек. Вертолет Ми-4 СССР-29058, выполнявший поисково-съемочные полеты для Улан-Удэнской геофизической экспедиции, потерпел крушение.
В 00:23 мск вертолет вылетел из аэропорта Улан-Удэ, на борту находились два бортоператора заказчика. В 00:36 экипаж приступил к работе, а в 02:43 сообщил о направлении по 241-му маршруту, обещая выйти на связь через 50 минут. Однако связь прервалась. В 03:30 в летный отряд позвонили из милиции, сообщив, что в районе села Сибирь горит вертолет.
На месте происшествия выяснилось, что Ми-4 упал на вспаханном поле, на предусмотренном маршруте. Вертолет ударился сначала передними, затем основными стойками шасси, нижней частью фюзеляжа и лопастями несущего винта, после чего отделился от земли, развернулся на 180° и рухнул, разрушившись и частично сгорев.
Второй пилот, штурман и один бортоператор погибли, командир экипажа и другой бортоператор были госпитализированы в бессознательном состоянии. По пути в больницу бортоператор скончался.
Комиссия, расследовавшая катастрофу, установила, что наиболее вероятной причиной крушения стал отказ в работе регулятора смеси РС-24В. Известно, что этот агрегат имел конструктивный дефект, заключавшийся в заедании гильзы золотника в корпусе. Это привело к падению мощности двигателя из-за переобогащения смеси.
В качестве второй вероятной причины катастрофы была названа ошибка в технике пилотирования, допущенная командиром экипажа из-за отвлечения внимания на малой высоте. Однако в Заключении инспекции МГА указана только первая причина - отказ регулятора смеси.
ГосНИИ ГА подтвердил, что повреждения на гильзе золотника и корпусе РС-24В свидетельствуют о контактном схватывании материалов в условиях нормальной работы регулятора. Это могло привести к кратковременному заеданию и падению мощности двигателя. С 1970 по 1971 годы было зафиксировано более 50 подобных случаев. Конструктивный недостаток РС-24В заключался в использовании материалов, склонных к схватыванию при вибрационных движениях.
Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные статьи!