Найти тему
Записки Щербакова

Три простые понятные истины

Оглавление

Мудрость мира бесконечна. Также как и опыт человеческой цивилизации. Вместе с тем, мой личный 25 летний опыт в деловой сфере и 20 летний опыт семейной и родительской жизни позволяет выделить три простые понятные истины, которые я считаю одними из самых важных.

Главное в бизнесе – результат.

Существует множество моделей управления и практических инструментов. Более того – управление – это сфера, которая активно развивается. Меняются акценты и ключевые парадигмы. Когда я начинал карьеру, 25 лет назад, в первую очередь ценились и развивались профессиональные навыки, необходимые для выполнения свой трудовой функции. То, что сейчас называется hard skills. Работник представлялся неким элементом системы, встроенным в структуру своего бизнес-процесса с подвязанной к его «квадратику» картой КПЭ и набором квалификационных компетенций. В настоящий момент (видимо это связано с нехваткой квалифицированных кадров – «рынком работника») наблюдается сдвиг в сторону soft-skills и социопсихологических методов управления.

Буйным цветом расцветают «бирюзовые организации». Активно внедряются инструменты геймификации в текущее управление. Появился институт внутренних психоаналитиков и коучей – у самых продвинутых. Буквально, если раньше стояла задача подобрать правильный винтик в систему управления – то теперь принято этот винтик уговаривать поработать более вовлеченно и эффективно. И очень часто лошадь и телега меняются местами, абстрактные конструкции типа «экологичная среда в коллективе», «раскрытие внутреннего потенциала каждого сотрудника» ставятся во главу угла по сравнению с выполнением запланированных бизнес-показателей.

А ведь в бизнесе главное - результат, долгосрочный и краткосрочный. Финансовый в первую очередь. No money, no honey. Мастерство управленца- правильно подобрать тот набор инструментов, которые позволят данный результат достичь исходя из специфики бизнеса и трудового коллектива. А развитие личности, как самоцель - нужно оставить самой личности и работникам помогающих профессии.

Лучший учитель – личный пример.

Самый древний и действенный механизм передачи навыков - личный пример. Большую часть базовых навыков (как ходить, одеваться, пользоваться вилкой, ложкой, унитазом) мы получаем в раннем детстве, наблюдая за нашими родителями и другими взрослыми. Родителя понимают, что обучение строится через демонстрацию навыка целевого поведения. Но потом дети вырастают, и родители почему-то об этом забывают.

Если вы хотите вырастить сына, который ответственно относится к своей семье, уважительно к своей женщине – ведите себя соответствующим образом дома. Если хотите, чтобы дети не курили, исключите сигареты из обихода. Нужно чтобы дети полюбили физкультуру и встроили физическую активность в свои привычки – встаньте с дивана и начните делать с ними зарядку. Бессмысленно говорить детям, что воровать не хорошо и потом на их глазах тащить по мелочи из супермаркета.

Тоже самое и на работе – странно ожидать конструктивного нацеленного на результат поведения от подчиненных, если сам по любому поводу кричишь, как потерпевший и коротаешь время до конца рабочего дня за раскладыванием пасьянса. Любое изменение – нужно не просто пропагандировать на словах, но и подкреплять это – личным примером.

Секрет успешной семейной жизни – это вовремя закрыть свой рот.

Это касается обоих супругов, конечно. В начале отношений мы относимся друг к другу, как к огромной ценности. Мы восхищаемся достоинствами партнера и «закрываем глаза» на отдельные недостатки. Но отгремел марш Мендельсона и меняется с точностью до наоборот. Большая часть разводов происходит не по причине глобальных «залетов», а под грузом накопленных взаимных несогласованностей и претензий. Люди своими руками превращают жизнь в ад буквально из-за объективного «ничего».

На работе мы можем выслушать, проявить эмпатию, уяснить переговорную позицию противоположной стороны, структурировать и экологично донести свою, обсудить и найти компромисс. Но почему то, переступив через порог собственного дома все эти навыки куда-то улетучиваются. Мы превращаемся в обиженных эгоистичных Детей или сварливых Родителей

Данная иллюстрация схематично изображает суммарную капитализацию моей жены за 22 года совместной жизни.
Данная иллюстрация схематично изображает суммарную капитализацию моей жены за 22 года совместной жизни.

Семья – это длительный, высокозатратный инвестиционный проект в который вложены сотни тысяч и миллионы рублей (у кого как), а также человеко-годы собственной жизни. А свои инвестиции необходимо оберегать. Поэтому очень важно, в какой-то момент остановиться и просто закрыть свои рот, несмотря на переполняющие эмоции. Дать им схлынуть, на трезвую голову переосмыслить свои претензии и, если это действительно важно, выйти в режим деловых переговоров.