“Тише едешь - дальше будешь” - именно так гласит старинная пословица. И даже в наш век скоростей находятся автолюбители, придерживающиеся этого мудрого совета. Впрочем, в народе также говорят, что “какой русский не любит быстрой езды?”. Но это вовсе не значит, что по дорогам нужно “низко летать”. Однако, как показывают практика и статистика, не во всех ситуациях двигаться медленно - полезно и выгодно.Постараемся разобраться, какой скоростной режим лучше соблюдать водителю в различных ситуациях, чтобы потратить на поездку меньше топлива (а соответственно, и денег).
Топливо дорого, дефицитно и его нужно экономить!
Начали мы с чисто российских присказок, но сейчас поговорим о представителях мирового сообщества. Ведь не секрет, что во многих государствах сейчас страдают не только от высоких цен на топливо, но и от его нехватки. Сбавить скорость и экономить - примерно так рассуждает Фатих Бироль, возглавляющий Международное Энергетическое Агентство. Он призвал жителей Германии (а именно эта страна славится скоростными автобанами) привыкать к более низким скоростям. Ведь езда быстрее обычного приводит к повышенным тратам ценного ресурса. Осталось только выяснить, “обычно” - это сколько?
Вспомним физические законы
Расход топлива во многом и сопротивление окружающей среды - коррелирующие факторы. Рассматривая движущийся автомобиль, мы должны принять во внимание воздействие на него дорожного покрытия и воздуха. Колеса при вращении соприкасаются с поверхностью и испытывают на себе силу трения качения, которая хоть и в разы меньше, чем сила трения скольжения, но тем не менее, есть.
Трение зависит от твердости поверхности, степени накачки колеса (привет любителям не контролировать давление в шинах!) и массы тела. То есть, если смотреть на формулы, в данном случае скорость практически не влияет на результат, а соответственно, и расход топлива. Но все-таки, для того, чтобы разогнать тяжелую машину, нужна большая мощность. Тут-то и “вылезают” дополнительные затраты.
А вот сопротивление воздуха всегда увеличивается с увеличением скорости. Также этот на показатель влияют площадь соприкосновения, обтекаемость, наличие выступающих элементов, высота автомобиля. Почувствовать сопротивление воздуха легко - можно просто высунуть руку из окна.
На высоких скоростях обороты двигателя выше, это приводит к тому, что бензин просто не успевает сгорать. Из-за “недогорания” необходимое количество топлива тоже увеличивается.
Немного об оптимальности
Если двигаться не торопясь - 40-60 километров в час, сопротивление среды (а значит, и расход горючего) будет небольшим. Это хорошо сказывается на бюджете автомобилиста. А еще должны быть довольны инспекторы ДПС, ведь во многих местах стоят именно такие ограничения. Но скажите честно - многие передвигаются даже по городу настолько медленно? Ведь личный транспорт для большинства граждан - все-таки способ сэкономить время и успеть как можно больше.
Опытные водители советуют стараться удерживать скорость 80 - 90 км/ч. В этом режиме не придется совершать резких торможений и разгонов во время маневра. Обороты держатся в пределах 2000, мощность достаточная, но и перегруза нет. А значит, есть определенная экономия горючего.
Любители точных данных проводили замеры расхода на разных скоростях. Эти эксперименты нельзя считать эталонными, ведь многое зависит от того, какой автомобиль участвовал в заездах, какой была манера вождения. Но некие средние значения озвучим. Так, если ехать в пределах 100 - 140 км/ч, расход топлива возрастет на 2 - 4 литра на сотню километров.
Известно, что в момент трогания с места расход выше, чем при дальнейшем движении. Так вот, внедорожник начинает потреблять то же количество топлива, что и при старте на скорости 110 км/ч, кроссовер - 120. Дольше всех сопротивляются небольшие легковушки - они достигают этого значения только на 160 км/ч. И это не самая популярная среди адекватных автомобилистов скорость. После указанных значений “аппетит” двигателя растет в нелинейной пропорции, очень быстро. Оказывается, экономить легко - просто следить за тем, чтобы стрелка спидометра не зашкаливала.
Вроде бы все логично, но есть и контраргументы
Так, многие любители быстрой езды спрашивают - а как же затраченное время? Мало того, что в наши дни это довольно ценный ресурс, так еще и продолжительность потребления топлива увеличивается. То есть, либо жжешь много бензина, но условных пять минут, либо меньше, но пятнадцать. Где же экономия? Пустая трата времени!
Стоит отметить, что рассуждения эти не совсем верны. Как уже говорилось, график топливного расхода при возрастании скорости не наращивается плавно, а идет резко вверх. А значит, вполне может оказаться, что за длительную поездку на оптимальной скорости вы потратите меньше бензина, чем за лихую кратковременную гонку. Учтите и то, что если за городом вы реже останавливаетесь и разгоняетесь вновь, то в городе светофоры, пробки и прочие препятствия не дадут вам просто ехать в выбранном режиме. А процессы разгона и притормаживания увеличивают расход еще больше. Хотя езда при 20-30 км/ч - тоже явно не разумный вариант. Выбирайте золотую середину, и окажетесь в выигрыше.
Не забудьте и о том, что агрессивная манера вождения “убивает” автомобиль раньше срока. Да и с точки зрения безопасности излишне высокие скорости - быстрый путь к дурному финалу.