Привет гонщик, возможно ты заметил сам или мог узнать из моих роликов с Youtube канала за 2024 г. про то, что направление автоспортивных аркадных гоночных игр в 2020-ых годах переживает не лучшие времена. Но рассуждения на основе анализа вышедших ранее проектов, всё же не самый наглядный способ рассказать об этом. Живой пример актуальной игры и её сравнение с предшественниками, вот, что лучше всего показывает состояние жанра прямо в текущий момент. В середине июля 2024-го состоялся релиз игры Hot Lap Racing и она стала первой аркадной гонкой со времён выхода Grid Legends весной 2022-го, которая охватила сразу множество серий мирового автоспорта. Вроде бы хорошо, что в кой-то веки кто-то обратил внимание на эту нишу жанра и решил выпустить проект. Но по факту, Hot Lap Racing своим видом показала и подтвердила все выводы из прошлых роликов о падении уровня автоспортивных аркад. Так что гонщик, приготовься к старту, сейчас я тебе всё объясню.
Первое, что бросается во внимание при попадании в меню Hot Lap Racing, это её невероятная простота. Нет никакой перегруженности опциями и замысловатых параметров, которые ещё поди пойми за что отвечают, свойственных даже аркадным гонкам последних лет, не говоря уже про автосимуляторы. В Hot Lap Racing всё предельно понятно, несмотря на то что в игре отсутствует русский язык. Тонкой настройки управления и параметров машин нет и в помине, а из помощников в вождении только контроль тяги и показ траектории. Игра вообще предполагает, что в качестве устройства управления будет использоваться геймпад, а не руль, поэтому остаётся только настроить себе удобную раскладку кнопок и можно выезжать на трек. Учитывая, что в Hot Lap Racing предусмотрен мультиплеер, такой простой подход к настройке скорее положителен, так как все находятся в максимально равных условиях.
Описание Hot Lap Racing на странице магазина Steam позиционирует игру, как симкаду.
В сообществе игроков в автогонки периодически можно услышать такой термин, якобы обозначающий нечто среднее между аркадными покатушками и автосимулятором. Но фактически этот термин не конкретизирован, а уровень физики в играх, посвящённых автоспорту и не являющихся полноценными автосимуляторами, разнится довольно ощутимо. Поэтому, очевидно, что не выглядит логичным, объединение в одну группу под термином симкада всех подобных проектов. Тем более корень «сим», сам по себе предполагает какое-то родство с симулятором, но фактически физика в Hot Lap Racing и близко не приближается даже к подобию симуляции, это именно аркада. В принципе, в немногочисленных интервью от разработчиков ещё до релиза игры, они сами прямо подтверждают, что их проект гораздо ближе к аркаде. Если сравнивать с другими подобными играми из прошлого, вроде Project CARS 3, NFS Shift или даже последними частями серии GRID, то Ho Lap Racing по части физики смотрится гораздо упрощённее их.
Главный показатель этой аркадности – очень высокий общий уровень сцепления шин с дорожным покрытием, позволяющий проходить повороты на высоких скоростях без борьбы с машиной. Возникновение таких явлений, как занос задней оси или снос передней, в зависимости от тех или иных действий с органами управления, в Hot Lap Racing выражены довольно слабо в сравнении с упомянутыми аналогами в жанре. Ну, например, сорвать в скольжение при помощи газа и уж тем более развернуть, даже мощную заднеприводную машину, здесь сложно, это надо прям очень постараться. А если включён контроль тяги, то невозможно в принципе, так что любителям валить боком в поворотах, в Hot Lap Racing ловить совершенно точно нечего. Также нет необходимости беспокоиться о вероятности заблокировать колёса при торможении, такое явление в Hot Lap Racing отсутствует полностью. У всех машин, даже если это что-то старое, как бы постоянно включена ABS. В общем, проходя любую трассу в Hot Lap Racing, даже при отключенных помощниках, почти никогда не нужно думать о тонкой работе газом и тормозом при прохождении поворотов. Только в случаях отдельных машин в единичных поворотах, бывает, что необходимо чуть поумерить пыл, но это не сравнится с усилиями, которые нужно прикладывать для контроля машины на трассе, например в Project CARS 3 или Shift. При стартах с места, пробуксовки тоже в случае многих, даже мощных автомобилей, очень незначительные и можно без последствий давить в пол. Также не нужно переживать из-за возможных повреждений от столкновений с чем-либо, урон машинам и их отдельным узлам отсутствует как физический, так и косметический. Износа шин, расхода топлива тоже нет, но это в принципе и не должно особо удивлять, так как они отсутствуют и во многих более крупнобюджетных гонках такого рода, выходивших ранее, да и вообще в этом нет смысла, если фокус на коротких заездах.
А вот на что стоит обратить внимание в Hot Lap Racing – это на своевременное торможение перед поворотами и работу рулём. При общем высоком уровне сцепления шин с дорогой, тормозной путь, особенно у дорожных машин, напротив, на удивление внушительный. Не вяжется, так скажем, дистанция торможения автомобилей с их величиной зацепа при прохождении поворотов, поэтому по началу наверняка может показаться непривычным необходимость раннего замедления. Но эту привычку выработать необходимо для успешного прохождения трасс, потому что, если попытаться зайти в поворот на избыточной скорости и параллельно при этом ещё пытаться корректировать машину рулём, уже вполне есть вероятность потери управления. Это вот, пожалуй, единственные условия в игре, при которых машина действительно может не послушаться. Поэтому гонщик, если тебя сюда вдруг занесёт, имей это в виду и здраво оценивай возможности автомобиля на торможении и в поворотах. Ещё у нас, конечно, есть обочина, она может довольно сильно замедлить, если её зацепить, но в тоже время она не скользкая, как это часто бывает в аналогичных гоночных играх с более продвинутой физикой, так что неаккуратный заезд в Hot Lap Racing на траву или гравий вряд ли приведёт к печальным последствиям. В общем-то, это все ключевые моменты, которые нужно знать касаемо физики и управления в Hot Lap Racing. По итогу, можно заключить, что автомобили разных классов всё же довольно заметно отличаются своим поведением и есть даже разница внутри классов между отдельными моделями, но какие-то проблемы с их освоением, даже у неопытных игроков, вряд ли возникнут. И вырабатывать какой-то особый подход к каждой машине, за исключением, пожалуй, разных моментов начала торможения, не нужно. Отличная устойчивость автомобилей, благодаря высокому зацепу шин с дорогой, почти всегда без значимых усилий со стороны игрока позволяет уверенно держаться на трассе, как на прямых участках, так и при выполнении различных манёвров.
Hot Lap Racing изначально не выглядела крупнобюджетным проектом, но вместе с тем, заявления разработчиков о наличии лицензированных автомобилей внушали мысли о том, что это всё же что-то большее, чем какая-то типичная инди-гонка, где минимализм вообще во всём. Ближе к релизу же, оказалось, что есть нюанс. Лицензии хоть и присутствуют, но не в полном объёме, в основном на французские бренды и конструкторов мелкосерийных суперкаров и гоночных шасси. То есть такие марки, как Renault, Alpine, Ligier, Venturi, Noble, Lola, а также всё то, что входит в концерн PSA Group – то бишь Peugeot, Citroen, Opel, Vauxhall, они все под своими реальными названиями.
А вот что-то крупное и иностранное, уже не под своими, например Ford GT – это Fred Motors GT, Ferrari 330P – Cavallino 33P, а Subaru Impreza WRX – Gunma Prestazione X2006.
Всего в Hot Lap Racing представлено 53 модели, что, конечно, очень мало по нынешним реалиям, как в целом среди автогоночных игр, так и на фоне конкретно автоспортивных аркад последних лет. C другой стороны, разнообразие автопарка хорошее. Разработчики охватили ключевые гоночные классы мирового автоспорта, начиная с 1960-ых годов и заканчивая современностью. Имеется сразу несколько болидов с открытыми колёсами из разных эпох, туринг-кары BTCC и DTM, GT, прототипы, среди которых затесался даже Aurus 01 на шасси Oreca LMP2 команды G-Drive Racing, что пилотировал в Ле-Мане Роман Русинов.
Также французы не забыли добавить современный гиперкар Peugeot 9X8 в варианте 2023-го, когда он был ещё без заднего антикрыла, а также немного раскаченных дорожных машин и ныне модных электрокаров. Как говорится, всё скромно, но со вкусом.
В некоторых случаях удивляет внутриигровая классификация машин, почему-то в категорию GT в Hot Lap Racing попадают одновременно и американские стоккары, и европейские туринг-кары, и собственно настоящие машины GT4/GT3, что ну совсем не выглядит логичным. Порадовало наличие образовательных элементов, к каждой модели в гараже есть кратенькое описание, плюс часть информации ещё всплывает во время загрузочных экранов.
Трассами Hot Lap Racing, тоже небогата, всего 17 локаций, однако счёт конфигураций, приспособленных уже под конкретные классы автомобилей, идёт на многие десятки. Сама же подборка треков более чем оригинальная. Сразу целый ряд трасс в Hot Lap Racing вообще не встречался никогда среди официального контента в ранее выходивших автогоночных играх, поэтому, весьма вероятно, то, что об этих треках те, кто не следит за реальным автоспортом, услышат впервые. Например, Kuwait Motor Town, Arroyo Seco, Circuit du Var, Circuit Du Bourbonnais. Игра фокусируется прежде всего на не самых известных национальных европейских и американских автодромах. И поскольку разработчики французские, само собой, заметная часть трасс тоже из этой страны. Впрочем, имеются и относительно известные треки, такие как Зольдер, Зальцбургринг, Ошерслебен и Харама. Ещё есть Маньи Кур и Поль Рикар, однако на них в Hot Lap Racing отсутствуют лицензии, поэтому называются они Mygale Test Track и Circuit du France соответственно, плюс к этому несколько изменена крутизна поворотов относительно реально существующих трасс. Однако, несмотря на это, тот, кто знаком с настоящим Поль Рикаром и Маньи Кур, легко узнает в Hot Lap Racing их аналоги, так как окружение и общая схема всё равно очень похожи. В общем, момент такой же, как с трассой Саккито в серии Project CARS, являющейся нелицензированным аналогом Сузуки. Безусловно, в плане треков Hot Lap Racing очень выбивается на фоне гоночных игр, посвящённых автоспорту, так как во многом предлагает либо то, чего у других нет вообще, либо то, что, появляется нечасто. Трассы – это, пожалуй, одна из действительно сильных сторон Hot Lap Racing. Идея познакомить игроков с второстепенными и даже третьестепенными автодромами определённо выглядит свежо и уникально. Мы, что называется, можем погонять в местах, где происходит становление молодых гонщиков, до того, как часть из них выйдут на мировой уровень, а также пилотов, кто посвятил себя национальному автоспорту.
Как раз, в большинстве своём, именно таким пилотам в Hot Lap Racing уделяется существенное внимание. Как это реализовано? Все соперники игрока на трассе, которых одновременно 11 – это не безымянные или наспех названные самыми популярными именами болванчики, а реальные гонщики, в основном из различных молодёжных или национальных серий. Перед началом гонки игроку дают возможность обозреть схематичную стартовую решётку с фотографиями, именами и фамилиями всех участников. Большинство представленных пилотов и пилотесс, конечно, будут широкой массе игроков не знакомы, но всё же есть и известные пилоты мирового уровня, например, чемпион серий Индикар и Формулы-1 в 90-ых годах – канадец Жак Вильнёв или один из самых успешных наших отечественных гонщиков – Роман Русинов.
В главном меню есть отдельный раздел, называющийся кодекс пилотов, где можно посмотреть фото и краткую биографию о каждом из гонщиков. При начале новой игры в кодексе не будет никаких записей, однако, как только какой-то новый пилот появляется на стартовой решётке в заездах карьерного режима, информация становится доступной. База довольно обширная, свыше сотни разных гонщиков и гонщиц смогут повстречаться в пелетоне по мере прохождения карьеры. В общем, определённо грамотный подход к идее представить автоспорт любительского уровня. Не просто добавить одни только, мало кому знакомые имена, а ещё и кратко рассказать о карьере в прошлом и настоящем, и показать, как выглядит пилот.
К сожалению, навыки пилотирования у ИИ, независимо от того, какой уровень сложности выставлен и под каким реальным гонщиком он едет, оставляют желать лучшего. Самое раздражающее – это полное игнорирование игрока на трассе. Так что, гонщик, запомни ещё, если, опять же, тебя сюда занесёт, когда сопернику надо сместиться на твоё место, он это сделает, а на то, что ты там едешь, ему вообще фиолетово. Как говорится, машина – не стена, подвинется. Поэтому ни в коем случае не стоит вступать в какую-либо близкую борьбу за позицию, это однозначно себе дороже, в 90% случаев такой поединок закончится столкновением, а затем вылетом за пределы трассы или разворотом, естественно с потерей кучи времени. Поскольку гонки короткие, то после инцидента можно банально не успеть догнать лидеров. И первостепенная задача – это аккуратно объехать весь пелетон и уехать вперед самому. Даже на максимальной сложности ИИ едет медленно и при удачном стечении обстоятельств и достаточном количестве кругов, на некоторых трассах, за одну гонку вполне можно догнать всех по второму кругу. Но из-за высокой кучности машин старте и неумении ботами нормально объезжать препятствия и друг друга, прорыв в лидеры может часто затягиваться. Отдельная боль в этом плане – немногочисленные гонки по овалам, так как там у всех машин скорости примерно одинаковы и вероятность столкновения возрастает, как ни на какой другой трассе. В таких заездах можно даже серьёзно застрять в попытках забраться на подиум. При столь неспортивном поведении, крайняя медлительность ботов – это даже скорее хорошо, потому что если бы они ещё и ехали быстро, то игрок вряд ли смог бы выжить в таком окружении. Также, очень в плюс при таком раскладе, возможность проехать однокруговую квалификацию и сразу же оказаться впереди на стартовой решётке. Правда, в случае заезда по овалу – это вряд ли поможет, чтобы достичь успеха, там надо внимательно смотреть за поведением ботов, предугадывать их траекторию в следующий момент и полагаться в том числе в значительной степени на удачу. В общем, совершенно отвратительный ИИ, с которым невозможно добиться интересного процесса гонки, тут либо быстро уезжаешь вперёд в гордом одиночестве сразу забывая про всех, либо тебя выбивают в какой-то момент пока ты прорываешься, а потом начинаешь заново в попытках, опять же, поскорее вырваться вперёд, чтобы завершить успешно гонку. Любая интрига в ходе борьбы просто исключена. Если бы не медлительность ботов и не возможность избежать проблем, путём довольно лёгкой победы в квалификации, то ИИ в Hot Lap Racing вполне мог бы претендовать на звание одного из самых убогих и неприятных в жанре.
Есть ещё один противоречивый момент косвенно связанный с ИИ. Дело в том, что в карьерном режиме игра яро призывает показывать чистую езду и в каждой гонке отдельно ведётся учёт вылетов с трассы и столкновений. Если будет хотя бы одно столкновение или вылет даже в одной гонке, то максимальный ранг S за чемпионат уже не получить. А как уже говорил, прорваться в лидеры, не вылетев с трассы со столь неспортивными соперниками, порой бывает сложно. В то же время зарабатывать ранги необходимо для открытия новых чемпионатов, правда именно максимальную оценку за безупречное пилотирование иметь не обязательно, достаточно средней. Сама система отслеживания ошибок часто работает некорректно, например не засчитывая вылет за пределы трассы, когда целая левая или правая пара колёс оказывается на обочине, но при этом в отдельных случаях может засчитать таковой, когда проезжаешь по поребрику или вообще находишься вполне себе в пределах трассы, но пересекая какую-то условную невидимую границу, совершенно не очевидную для глаза.
В карьере представлено целое дерево чемпионатов в трёх больших категориях – одноместные болиды с открытыми колёсами, GT, куда также входит и туринг, и стоккары, как уже говорил, ну и гонки на выносливость. Название последнего класса чисто условное, из-за того, что там заезды проходят на автомобилях, участвовавших в реальных сериях гонок на выносливость, то есть в основном прототипы LMP. Фактически же, продолжительность гонок в этой ветке может разве что чуть-чуть больше, чем в остальных категориях, но в пределах 50 минут даже самый продолжительный чемпионат спокойно проезжается. И ещё раз подчеркну, что таких необходимых элементов, помимо большой дистанции, для полноценной гонки на выносливость, как износ шин, расход топлива и повреждения, в Hot Lap Racing нет. Так что от выносливости, как это обычно бывает в аркадах про автоспорт, одно только название. Чемпионаты проходят либо на конкретно определённой модели автомобиля, либо даётся небольшая выборка в рамках какого-то класса, то бишь, если там исторический немецкий туринг, то на выбор дают ряд машин DTM, если GT4, то соответственно GT4. В отдельном разделе есть ещё чемпионаты и задания не относящиеся к основным трём категориям, там можно погонять на электричках и дорожных автомобилях. Конечная цель карьеры – участие в чемпионате Формулы Экстрим, этакого видения Формулы-1 будущего. Продвижение к этому турниру задумано таким образом, что игрок, побеждая в основных чемпионатах, зарабатывает детали этого болида Формулы Экстрим и как бы собирает машину по частям.
В общем, карьера основательно проводит игрока через все автомобили, имеющиеся в игре, так что ни один класс и ни одна представленная эпоха не упущены. А перед началом новой карьеры ещё предложат пройти местную школу вождения. Она очень короткая и примитивная, объясняет только базовые принципы прохождения поворотов, а временные рамки в зачётных тестах настолько демократичны, что не знаю, чему тут можно научиться. Вообще процесс прохождения учебных тестов очень напомнил режим Driving Revolution в эксклюзивной для PlayStation 2 гонки Enthusia Professional Racing. В Hot Lap Racing так же на участке трассы по траектории расставлены ворота с цветным индикатором, наглядно показывающим соответствует ли скорость машины той, с какой необходимо проехать через них. Что забавно, ни в коем случае нельзя выполнять действия, не предусмотренные тестом, то есть если гонщик находится в зоне торможения или сброса газа при прохождении поворота, то газ нельзя нажимать, иначе автоматом провал и заставят ехать всё заново. На самом деле не знаю зачем вообще здесь эта школа, возможно её функция чисто в самом факте её наличия. Как бы замысел такой, что в карьерные чемпионаты потом приходишь не с улицы, а пройдя отбор. Но чтобы чему-то научиться в части пилотажа на трассе, надо, как минимум, задавать более жёсткие временные рамки, хотя при такой простой физике, на самом деле вообще нет смысла в какой-либо школе.
Помимо карьеры есть режим прохождения быстрого круга с таблицами рекордов на каждой трассе, а также настраиваемые по своему усмотрению гонки и чемпионаты. Обещанный разработчиками мультиплеер тоже присутствует, но в нём никого нет, что и неудивительно, так как по статистике Steam, даже в первый день релиза максимальное количество одновременных игроков в Hot Lap Racing не превысило 27 человек. К моменту же выпуска этого обзора, счёт идёт вообще на единицы людей.
Столь низкая активность вполне себе объяснима, взять хотя бы даже игровую графику, которая сопоставима со средним уровнем графики в аналогичных проектах времён 2004-2005 годов. И то, подчёркиваю, это в среднем, можно вспомнить игры 19-20-ти летней давности, которые выглядели заметно лучше. А здесь старые добрые картонные зрители на трибунах, низкокачественное окружение, да ещё излишне яркие и перенасыщенные цвета. В общем, по визуалу, конечно, явно провал даже по меркам инди-игр. Непонятно на что рассчитывали разработчики, выпуская в 2024-ом гонку с графикой уровня средней игры для PlayStation 2, всё-таки в аркадной игре внешность идёт не на последнем плане, а тут ещё и по игровому процессу всё очень скудно и с изъянами.
Какие же выводы можно сделать по итогам обзора. В принципе, Hot Lap Racing вполне себе может подойти игрокам, кто хочет начать знакомиться с автоспортивными гонками, но боится возможных сложностей. Здесь как раз всё для таких людей - очень простая физика без заморочек, демократичные планки в части времени круга, медленные соперники, предельно понятные опции в меню, отсутствие излишней нагрузки на мозг в виде настроек и тюнинга машин, небольшая общая продолжительность, плюс приятный бонус в виде образовательных элементов про пилотов и гоночные автомобили. Так что с точки зрения начинающего виртуального гонщика по закрытым трассам, игра, в общем и целом, довольно неплоха, тем более учитывая, что основная её платформа всё-таки не ПК, а Nintendo Switch, а на Nintendo с автоспортивными гоночными играми исторически было не очень. Но вот для тех, кто уже ранее пробовал автоспортивные серии, такие как GRID, NFS Shift, PGR или Project CARS 3, Hot Lap Racing – это самый наглядный пример того, как же низко теперь упало по всем аспектам данное направление гоночного жанра, что в 2024-ом выходит проект, который выглядит и играется слабее, чем даже таковые времён 20-ти летней давности. Идея представить публике гонщиков и трассы второстепенного плана, хоть и является чем-то новым в жанре и создаёт определённый интерес, но уж точно не при такой визуальной, контентной и геймплейной составляющей. Более-менее знакомому с жанром игроку нет ни одного серьёзного повода пробовать Hot Lap Racing, ему в ней просто, считай, не за что зацепиться, максимум разве что за нетипичные трассы. Но таковые можно найти и в упомянутых Project CARS 3, GRID и Shift, которые гораздо более богаты и контентом, и разнообразными решениями игрового процесса, и в конце концов визуально выглядят намного более презентабельно, хоть и вышли уже кто-то даже очень давно. Так лучше тогда, наверное, вспомнить и перепройти эти проекты за неимением современных достойных последователей, чем платить почти 1800 рублей за Hot Lap Racing в Steam, которых она определённо не стоит и ценность которой для всех, кто хоть немного играл в игры про автоспорт, практически околонулевая. Если выставлять оценку по десятибальной шкале, то Hot Lap Racing в современных реалиях в лучшем случае тянет на 5,5 и не более.
Кстати, 4 года назад, летом 2020-го, когда состоялся официальный анонс Project CARS 3 и показали первые кадры игрового процесса, было много людей у которых всё это вызвало отвращение, они писали, что проект выглядит как дешёвая мобилка. Ну вот вы и договорились, что теперь, в 2024-ом, скатились до того, что действительно вышло то, что по факту тянет на дешёвую мобилку, вот только стоит при этом не очень-то и дёшево. А те разработчики, кто мог бы сделать что-то качественное, из-за таких людей, теперь не рискуют что-либо выпускать. Так может пора уже начать здраво и справедливо оценивать игры, а не критиковать из-за надуманных проблем, пока индустрия ещё не окончательно скатилась в кризис.
На этом с Hot Lap Racing всё. Гонщик, если ты ещё не подписан на канал, то сделай это, прожми все уведомления и покажи большой палец вверх, если с обзором всё нормально. А ещё лучше напиши что-нибудь об этом в комментариях и не забудь ознакомиться с другими видео на Youtube канале, возможно там ты узнаешь что-то новое и интересное, что поможет тебе приблизить свой титул чемпиона.
Обзор на Youtube: