Найти тему
Авиатехник

Смертельный маршрут: как ошибка синоптика привела к катастрофе Як-12 в феврале 1959 года

28 февраля 1959 года молодой пилот самолёта Як-12 (б/н СССР-22264), принадлежащего Акмолинской ОАЭ Казахского ТУ ГВФ, выполнял почтовый рейс по маршруту Атбасар - Мариновский - Днепропетровский - Ладыженка - Сочинский - Атбасар.

Як-12
Як-12

Согласно прогнозу погоды, на маршруте ожидалась облачность 6-9 баллов слоисто-кучевая высотой 300-600 метров, без осадков, видимость 4-10 км и юго-западный ветер 35-45 км/ч. В районе Атбасара прогнозировалось: облачность 4-7 баллов слоисто-кучевая высотой 600-1000 метров, дымка, видимость 4-10 км и южный ветер 8-10 м/с. Личный метеоминимум пилота составлял 400х4000 м при скорости ветра до 12 м/с.

Перед вылетом командир звена предупредил пилота, что если облачность снизится до 400 метров, ему необходимо вернуться в Атбасар. Полет до Днепропетровского прошел на высоте 400 метров при видимости 4 км. После обмена почты, пилот вылетел в Ладыженку, но через 10 минут на той же высоте встретил снегопад с видимостью всего 2 км, поэтому принял верное решение вернуться в Атбасар.

В Атбасаре пилот доложил диспетчеру о своем местонахождении на высоте 400 метров при видимости 3-4 км и запросил условия захода на посадку. Диспетчер передал фактическую погоду: давление 732,5 мм рт.ст, ветер 180° 9 м/с, видимость 10 км, облачность 1500 м. Пилот принял эту информацию.

Однако через 12 минут пилот перестал отвечать на вызовы диспетчера. Командир звена, вылетевший на его поиски, обнаружил разбившийся самолет в 35 км от Атбасара. Молодой пилот погиб.

Расследование показало, что при заходе на посадку на высоте 300 метров самолет попал в полосу снегопада с видимостью менее 1 км. Неопытный пилот (всего 160 часов налета) не смог справиться с управлением в таких условиях и потерял пространственную ориентацию. Самолет, войдя в крутое снижение, рухнул на землю.

Основной причиной катастрофы стал неверный прогноз погоды, который не предусматривал снегопада. Кроме того, дежурный синоптик несвоевременно передал штормовое предупреждение в Атбасар. Способствующим фактором также стало необоснованное решение командира звена и диспетчера аэропорта Атбасар допустить молодого неопытного пилота к полету при погодных условиях ниже его личного минимума.

Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!