Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы будем говорить о нереализованных проектах Серпуховско-Тимирязевской линии московского метрополитена.
О самой линии читайте здесь:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Первые проекты
Планы 1932-го года предусматривали строительство Калужско-Тимирязевского диаметра. Линия должна была обозначаться фиолетовым цветом. Её планируемая трассировка выглядела следующим образом:
Савёловский Вокзал - Палиха - Селезнёвская Улица - Садово-Каретная Улица - Страстная Площадь - Никитские Ворота - Арбатская Площадь - Дворец Советов - Якиманка - Калужская Площадь - Калужская Застава
Планов по строительству Серпуховского радиуса тогда ещё не было, но его современную трассировку напоминал южный участок Дзержинско-Замоскворецкого диаметра (должен был обозначаться синим цветом):
Нижние Котлы - Автозаводский Мост - Даниловский Рынок - Завод Ильича - Добрынинская Площадь - Кадашевская Слобода - Москворецкая - Красная Площадь - Площадь Свердлова -Трубная Площадь - Сухаревская Площадь - Безбожный Переулок - Балтийский Вокзал - Алексеевское - Ново-Останкино - Останкино
Планы 1930-х годов
В 1934-1937-х годах в планах произошли некоторые изменения. Теперь Тимирязевский радиус (который должен был идти на север вдоль Дмитровского шоссе) предлагалось соединить с Таганским, идущим в направлении Кузьминок, через следующие станции:
Кузьминки - Вязовка - Карачарово - Остапово - Крестьянская Застава - Таганская - Яузские Ворота - Площадь Свердлова - Каретный Ряд - Площадь Коммуны - Савеловская - Дмитровская - Тимирязевская - Петровско-Разумовская - Верхние Лихоборы - Дегунино
В 1937-м году появляются планы о строительстве Серпуховского радиуса, соединить его предлагалось с Сокольническим. Однако участок больше был похож на трассу южного участка современной Калужско-Рижской линии (должен был идти вдоль Большой Черёмушкинской улицы):
Воронцово - Шаблово - Черемушки - Загородное Шоссе - Серпуховская Застава - Павелецкая - Таганская - Курская - Комсомольская - Митьково - Богородское
Что касается Замоскворецкого радиуса, после станции Павелецкий Вокзал он бы проходил до станции Даниловский Рынок, но после неё уходил с Варшавского шоссе к западу на Малую Тульскую улицу и Загородное шоссе, имея три станции: Духовской Переулок, Больница Кащенко, и у пересечения с МОЖД — Загородное Шоссе.
В 1939-м году трассу Горьковско-Замоскворецкой линии несколько изменили. Теперь южный участок шёл в посёлок ЗИСа через станции: Павелецкая, Завод имени Сталина, Нагатино, Каширское шоссе и посёлок ЗИСа.
Планы 1940-х годов
Интересные проектные решения встречаются на перспективной схеме московского метрополитена 1940-го года. На Тимирязевском радиусе обозначено ответвление от станции Дмитровской, идущее примерно до Останкинского парка с одной промежуточной станцией, расположенной у ж/д платформы Останкино Ленинградского направления.
Серпуховской радиус на схеме не отмечен, однако Калужский радиус имеет ответвление, идущее в район современных Большой Черёмушкинской улицы, Нахимовского проспекта и южнее.
В 1947-м году планы по строительству метро значительно изменились.
- Теперь Тимирязевский радиус вновь решили соединить с Калужским. Он бы проходил вдоль Дмитровского шоссе, по Новослободской улице к Самотёчной площади, обходить Бульварное кольцо с востока (через станции: Самотечная Площадь - Сретенский Бульвар - Хохловская Площадь - Яузские Ворота), через Замоскворечье (Новокузнецкая - Калужская Площадь) по Большой Калужской улице (Шаболовская - Калужская Застава) и по Киевскому шоссе на юго-запад.
- В 1935-м году Сокольнический радиус отошёл Кировско-Фрунзенской линии, поэтому теперь предлагалось строительство не Серпуховско-Сокольнической линии, а Серпуховской-Останскинской (бывш. Дзержинской). Диаметр проходил от Останкино через Марьину рощу, площадь Коммуны, Самотёчную площадь вдоль западной части Бульварного кольца (через станции: Чеховская - Никитские Ворота - Арбатская - Дворец Советов), оттуда до станции Калужская (Октябрьская) и на юг по Мытной улице (через станцию Серпуховская по Большой Серпуховской улице) до Даниловского рынка (Тульская).
Что интересно, в центре Серпуховской-Останкинский и Калужско-Тимирязевский диаметры пересекались бы дважды, что позволяло замкнуть их в Малую кольцевую линию метрополитена с достройкой станций Трубная Площадь и Якиманка и организацией совмещенного движения.
Планы 1950-х годов
В 1950-е годы также придерживались идеи строительства Калужско-Тимирязевского и Серпуховско-Рижского (Останкинского) диаметров, но, поскольку было решено отказаться от проекта Малой кольцевой линии, трассировка линий изменилась. Теперь она выглядела так:
- Калужско-Тимирязевский диаметр проходил через станции: Калужская - Южная (Новые Черёмушки) - Ломоносовская (Профсоюзная) - Черёмушкинская (Академическая) - Академическая - Калужская Застава (Ленинский Проспект) - Шаболовская - Калужская (Октябрьская) - Полянка - Новокузнецкая (Третьяковская) - Площадь Ногина (Китай-Город) - Дзержинская (Лубянка) - Трубная - Новослободская - Савёловская - ... - Коровино. Конечная станция Тимирязевского радиуса должна была находиться в Коровино (территория современного Дмитровского района САО).
- Серпуховско-Рижский: город Бабушкин - ВСХВ (ВДНХ) - Ботанический Сад (Проспект Мира) - Трубная - Чеховская - Арбатская - Дворец Советов (Кропоткинская) - Полянка - Серпуховская - Балаклавская. Конечная Серпуховского радиуса должна была располагаться на территории современного Чертаново ЮАО.
Между линиями должна была быть организована пересадка на станции Трубной.
Планы 1960-х годов
В 1960-е годы вновь вернулись к идее соединения Тимирязевского радиуса с Ждановским (ранее Таганским).
Линия должна была идти таким образом:
Савёловская - Библиотека имени Ленина - Чеховская - Новослободская - Трубная - Дзержинская (Лубянка) - Площадь Ногина (Китай-город) - Таганская - Остаповское шоссе - Текстильщики - Кузьминская - Рязанское шоссе - Выхино
В дальнейшем северный участок линии планировали довести до Бескудниково.
В конце 1960-х годов было принято решение о строительстве Калужско-Рижской и Ждановско (Таганско)-Краснопресненской линий. А в 1971-м появился окончательный проект соединения Тимирязевского радиуса с Серпуховским.
Продление линии в Бирюлёво
В 1960-е годы существовали варианты продления Серпуховско-Тимирязевской линии на юг, в районы Бирюлёво Западное и Бирюлёво Восточное. Там могла быть построена как одна, так и несколько станций.
На схеме развития сети метрополитена и электропоездов 1963-го года обозначено, что Серпуховский радиус должен идти от станции Севастопольская в Чертаново и к ж/д платформе Красный Строитель Курского направления, а следующая станция будет находиться в районе Булатниковской улицы.
На перспективной схеме метро 1966-го года помимо пересадки на Курское направление ж/д со станции Красный Строитель пересадку на станцию Бирюлёво-Пассажирское Павелецкого направления.
В дальнейшем планы поменялись, Серпуховский радиус изменил трассировку и стал проходить вдоль Варшавского шоссе, а в 2000-е линия вместо Бирюлёво ушла в Бутово. Вероятно проект строительства был отклонён по причине загрузки радиуса. В итоге, в Бирюлёво будет проложена одноимённая линия.
Непостроенная станция в Донском районе (Верхние Котлы)
При проектировании Серпуховско-Тимирязевской линии предусматривалось создание пересадочных станций на Малое Кольцо Московской железной дороги (МЦК). Помимо Владыкино, также предусматривалось строительство дополнительной станции на перегоне Тульская — Нагатинская.
Для этих целей в районе стадиона «Труд» тоннели проложены по прямой вдоль железной дороги. Общая концепция станции предусматривала создание здесь ТПУ между Серпуховско-Тимирязевской линией и Павелецким направлением ж/д с переносом к стадиону «Труд» платформы Нижние Котлы и организации здесь пересадки между метрополитеном, МКЖД и Павелецкой железной дорогой.
Для удешевления строительства описываемая станция построена не была. Между станциями Верхние Котлы МЦК и Нагатинская Серпуховско-Тимирязевской линии существует лишь наземный переход, длина которого составляет примерно 1 километр.
Планы 1970-х годов
В 1973-м году вариант маршрута линии выглядел следующим образом:
Лианозово - Отрадное - Владыкино - Петровско-Разумовская - Савёловская - Новослободская - Трубная - Чеховская - Боровицкая - Полянка - Серпуховская - Севастопольская - Чертановская - Красный Строитель
Ответвление от Петровско-Разумовской
Планы 1970-х годов предусматривали строительство ответвления с организацией вилочного движения от станции Петровско-Разумовская. Ответвление должно было пройти через станции Лихоборы и Дегунино до ж/д станции Савёловского направления Марк. Позже от реализации данного проекта отказались по причине перегрузки Тимирязевского радиуса и недостатка финансирования.
При проектировании Люблинско-Дмитровской линии трасса бывшего ответвления была передана в проект новой линии, и в его составе частично построена в 2018-м году, а после её продления до станции Физтех полностью покрыла старый проект.
В перспективе на 11-ю пятилетку стояло открытие Серпуховской линии со станциями: Добрынинская (Серпуховская), Даниловская (Тульская), Нижние Котлы (Нагатинская), Нахимовская (Нахимовский проспект), Каховская (Севастопольская), Чертановская, Днепропетровская (Южная), Красный Маяк (Пражская). Интересно, что станция Нагорная изначально не называлась.
К 1980-му году планировалось построить Серпуховской радиус линии. Строительство от Новослободской на север планировалось начать в 1983-м году и участки Тимирязевского радиуса сдать в эксплуатацию в 1985-1989-х годах.
В 1980-м году станции Серпуховского радиуса линии обрели современные названия: Серпуховская, Тульская, Нагатинская, Нагорная, Нахимовский Проспект, Севастопольская, Чертановская, Южная, а в 1984-м — Менделеевская, Савеловская, Дмитровская, Тимирязевская, Петровско-Разумовская, Владыкино, Отрадное.
В справочнике сообщалось, что Серпуховскую линию планировалось продлить на юге до МКАД и на севере до станции Библиотека имени Ленина.
Первый участок линии от станции Серпуховской до станции Южной был открыт в 1983-м году. В 1985-1987-е годы южный радиус был продлён до станции Пражская, а северный — до станции Чеховская. Ещё через год были построены станции Цветной бульвар, Менделеевская и Савёловская.
Пересадка на станции Полянка
Одним из нереализованных проектов Серпуховско-Тимирязевской линии можно считать пересадку на станции Полянка. В 1980-х году на перегоне между станциями Третьяковская — Октябрьская Калужско-Рижской линии планировалась ещё одна станция — Якиманка.
Якиманка должна была быть расположена в районе улиц Большой Якиманки (по которой и получила своё название) и Малой Полянки и соединена переходом со станцией Полянка.
В дальнейшем от строительства станции отказались.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!