Дорогие читатели, рады приветствовать вас на нашем канале! Сегодня мы расскажем вам о Серпуховско-Тимирязевской линии московского метро.
Приятного чтения!
Серпуховско-Тимирязевская линия обозначена серым цветом и цифрой 9 на схемах московского метро. Соединяет север города с югом. Длина линии составляет 41,47 км, на линии находится 25 станций. Конечными являются: Алтуфьево — на севере и Бульвар Дмитрия Донского — на юге.
Ветку обслуживают два электродепо: депо "Варшавское" (расположено между станциями Чертановская и Южная) и депо "Владыкино" (находится между станциями Владыкино и Отрадное).
Что касается подвижного состава, то на линии с 2019 года курсирует только состав 81-760/761 "Ока".
История
Перспективные планы открытия Тимирязевской линии рассматривались ещё в 1930-х годах. Изначально линия должна была соединять Калужскую заставу и Савёловский вокзал, и обозначаться фиолетовым цветом. Южный радиус линии тогда имел название Замоскворецкий, его планировали довести до Останкино. Позже стали возникать планы о строительстве Таганско-Тимирязевской линии, соединяющей Кузьминки и Дегунино.
В 1957 году появились планы о строительстве ветки в Чертаново. В 1955-1965-х годах предлагались разные варианты трассировки линии:
1. соединения Серпуховского (южного) радиуса с Рижским, а Калужского, идущего в Новые Черёмушки, с Тимирязевским, который бы шёл от станции Трубная до Коровино (современный район Дмитровский САО);
2. проект строительства Ждановско-Тимирязевской линии, согласно ему, станция Таганская должна была соединяться с Савёловской.
Следующий вариант строительства линии появился в 1975-х годах и уже сильно напоминал существующий. Тимирязевский радиус линии должен был проходить от станции Новослободская до станции Савёловская, а на юг идти в сторону станции Библиотека имени Ленина. Что касается дальнейшего продления на север, линию предлагалось строить в Дегунино, с ответвлением от станции Петровско-Разумовская в Лианозово.
По части южного радиуса, на ветке проектировались такие станции, как: Полянка, Серпуховская, Севастопольская, Чертановская и Красный Строитель.
В 1978 году была обозначена задача скорого открытия Серпуховской линии от станции Добрынинская (Серпуховская) до станции Днепропетровская (Южная). На участке должны были быть построены станции с проектными названиями: Даниловская (Тульская), Нижние Котлы (Нагатинская), Нахимовская, Каховская и Чертановская (Севастопольская).
Строительство линии началось в 1980-е годы. Южный радиус от станции Серпуховская до станции Южная был открыт в 1983 году. Тогда же было открыто электродепо "Варшавское", обслуживавшее линию.
Через два года линию продлили на юг: была построена станция Пражская в нынешнем районе Чертаново в сотрудничестве с чехословацкими строителями.
В 1986-1987-х годах были построены станции в центре города: Полянка, Боровицкая и Чеховская.
В 1988 году ветка дошла до Савёловского вокзала, были открыты станции Цветной Бульвар, Менделеевская и Савёловская. От строительства линии в сторону Дегунино было решено отказаться, решено было провести её в такие районы, как Марфино, Отрадное, Бибирево и Лианозово.
До 1991 года линия называлась просто Серпуховской. В 1991 году был построен северный радиус линии: от станции Дмитровская до станции Отрадное. В том же году открыли электродепо "Владыкино" вблизи одноимённой станции.
Через год была открыта станция Бибирево, причём она стала первой станцией московского метрополитена, открытой после распада СССР. В 1994 году была построена станция Алтуфьево, ставшая конечной.
В 2000-х годах линию стали активно продлевать на юг — в районы Южное Чертаново и Северное Бутово. Были построены станции Улица Академика Янгеля, Аннино и Бульвар Дмитрия Донского. Вскоре на станции появилась пересадка на станцию Улица Старокачаловская Бутовской линии.
В 2007 году на линии открыли пересадку со станции Цветной Бульвар на станцию Трубная Люблинско-Дмитровской линии. В 2016 г. был возведён второй зал станции Петровско-Разумовская, вскоре на станции была организована кросс-платформенная пересадка на Люблинско-Дмитровскую линию.
В 2018-2021-х на станциях Савёловская и Севастопольская были открыты пересадки на станции Большой кольцевой линии.
Ранее на Серпуховско-Тимирязевской линии курсировали такие поезда, как: 81-717/714, 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М "Номерной" и 760А/761A/763A "Ока".
Наземные участки
На линии нет наземных станций и открытых наземных участков, но на ней находятся два крытых метромоста, идущих на поверхности земли.
Первый — Владыкинский метромост расположен над рекой Лихоборка на перегоне Владыкино - Отрадное. Второй — Северо-Бутовский, проходит над рекой Битца между станциями Анино и Бульвар Дмитрия Донского.
Интересные факты
1. Серпуховско-Тимирязевская линия является самой прямой линией московского метро
2. На линии находится единственная в московском метро односводчатая глубокого заложения. Ей является Тимирязевская, глубина заложения станции составляет 63,5 м
3. На линии находится одна из двух станций столичного метро, название которой написано с заглавной буквы — Серпуховская (вторая такая станция - Университет Сокольнической линии)
4. Находящаяся на линии станция Пражская является самой тихой станцией в метро Москвы. Это объясняется особым видом плитки на путевых стенах станции, плитка содержит многочисленные воздушные поры, поглощающие звук
5. Именно на Серпуховско-Тимирязевской линии расположен самый короткий переход между станциями (не считая переходов на кросс-платформенных станциях). Он соединяет станцию Севастопольскую и станцию Каховскую Большой кольцевой линии
6. Серпуховско-Тимирязевская линия — первая в истории московского метро, продлённая за пределы МКАД. Первой станцией, открывшейся за пределами дороги, стала станция Бульвар Дмитрия Донского, открытая в 2002 году в районе Северное Бутово
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады, если поддержите подпиской, лайком и комментарием. До новых встреч!