Найти в Дзене
Будь здоров

Почему нас преследуют страхи и панические атаки

Оглавление

Отвечаю на вопрос читателя, Павел написал, что у него страх ошибки.

Вас преследуют страхи, и не можете никак понять, почему этого боитесь, вроде и бояться-то нечего и незачем, так? Какие-то непонятные страхи, откуда они только взялись? Знаете, за всеми нашими подавленными эмоциями, мнимыми страхами всегда стоят настоящие, но мы просто чувства так глубоко запихнули в себя, что страхи сидят запертые в темноте и сами трясутся от страха. А чего боитесь вы?

Мы все чего-то боимся.
Мы все чего-то боимся.

Итак, у Павла страх ошибки.

— Павел, и мне знаком такой страх. Кстати, за моим перфекционизмом часто тоже стоит страх ошибки. Я, вообще, не даю себя права ошибаться.

Вы долго не начинаете новые дела, не 7 раз измеряете, а все 70? Что же, возможно, и вы тоже боитесь ошибиться.

Скажите, ну совершили вы ошибку, и что случилось? Ну, не убьет же за это начальник и не уволит даже, не разведется вторая половинка, не отвергнет друг.

Стоп…раньше времени сказала.

За страхом ошибиться стоит страх быть отвергнутым.

Когда-то давно быть отверженным означало смерть, в одиночку не выживали. Если тебя выгнали из племени — ты погиб. На одиночку бросится враг из другого племени, его быстрее загрызет тигр, одному не убить мамонта —останешься голодным.

Видите, сколько всего прячется за страхом ошибки. Поэтому мы так и боимся, что нас не примут в стаю, отвергнут, не будут дружить, любить…А причем здесь ошибка? Чтобы понять, нужно ответить на один важный вопрос: когда ошибаюсь, что чувствую, я какой(ая)?

Стыд и страх крепко связаны

Ярким пятном стоит детское воспоминание, писать научилась задолго до школы и «не по правилам», но не получалось у меня выводить в рабочей прописи первого класса красивые закорючки. Зато умела бегло читать, считать… Как-то учительница первая моя, будучи не в духе, кстати, частенько с утра была в таком состоянии, перечеркнула страницы двумя двойками и те же двойки огромными нарисовала в дневнике.

Я пыталась сдержать слезы, а она еще с издевкой перед всем классам: пореви, пореви…. Мне стыдно было за двойки, за их огромный размер, за поруганный пятерочный дневник — теперь навеки проклят двойками высотой с девятиэтажку.

Так стыдно потому что:

все знают, какая неумелая, глупая, а теперь еще и плакса — вот позорище...

Я — плохая! Плохие никому не интересны.

Заскочила старшая сестра, у них уроки раньше кончились на мое счастье. И мы вместе пошли домой под мои горькие слезы. Честно, никогда так громко и горько не плакала, такой обиды еще не было, не понимала: за что и почему. Ну не могла я красиво писать, хотя и старалась, кстати, в нашей семье у многих «врачебный» почерк.

Мне было обидно: я так старалась и...Разве понять семилетнему ребенку, что мир жесток, люди несправедливы…

Самое важное — поддержка

Знаете, а сестра стала смеяться, только не надо мной, а над ситуацией, не помню, она что-то забавное мне говорила про эти двойки-галки — пусть летят за тридевять земель, и так старалась меня подбодрить. Она, такая честная и принципиальная, вдруг предложила вырвать эти двойки из дневника и, как всегда, отдала мне свой коржик с обеда.

Я плохая меня нельзя любить?

И сейчас помню, что мне было стыдно и страшно. Со мной не захотят дружить. Отвергнут. А еще мама расстроится, а значит, снова я плохая, а плохие девочки не заслуживают любви…Меня не любят.

Я боюсь с того дня ошибиться. Одиночество, нелюбовь, отвержение — все это скрывается за стыдом и страхом ошибки.

Или меня все же любят?

И только сестра своей худенькой девичьей ручкой крепко держала мою крохотную, и я понимала: нужна, не бросит, не предаст…раз даже свой коржик всегда отдает. А, может, Ира не любит коржики? Нет, любит, но меня любит больше коржика. Но я же плохая….или нет? Я лучше коржика…

Так горько больше никогда не плакала, ведь у меня была сестра — поддержка, значит, я никогда не останусь одна.

Мир жесток, сестра трагически погибла, когда ей и не было тридцати, а мне 24 года. И тогда поняла: нет у меня поддержки, я одна. Никто так крепко не возьмет за руку, не вытрет слезы, не отдаст свой коржик. С этим чувством и жила многие годы, отсюда и панические атаки.

Почему так важен внутренний ресурс

Только став психологом, смогла понять: ресурсы нужны не только снаружи. Да, нам нужны, любовь, понимание, сочувствие, коржики…Но ничего извне нам не поможет, вернее, поможет, но ненадолго, если нет собственной поддержки.

Мы должны стать себе и старшими сестрами, и родителями — добрыми, прощающими. Сами себя обнять, подержать, довести за ручку до дома, утереть слезы, угостить коржиком. За страхом ошибки кроется страх отторжения, одиночества. А чего боитесь вы?

Павел, как вы думаете, почему боитесь ошибиться, что в этом страшного для вас?

Если читаете материал, то, вероятно, знакомы с паническими атаками, стрессом, тревогой, пожалуйста, заходите в эту рубрику, в последних материалах есть изумительные техники от ПА:

Панические атаки, стрессы | Будь здоров | Дзен

Не подавляйте и не бойтесь своих эмоций, "проживайте" их. Задавайте вопросы, отвечу всем или проконсультирую онлайн. И еще раз: чего боитесь вы и что стоит за этим страхом — пишите, будем разбираться.

Мы продолжим разговор на важные темы, поэтому Подписывайтесь на мой канал и, пожалуйста, Будьте здоровы!