Найти в Дзене

Американцы нацелились на «Электронный мозг» Су-57. От нашей системы зависит модернизация F-22? Рассказываю про русский «Глаз Бога»

Известно, что к 2028 году российские Воздушно-космические силы планируют укрепить свои ряды, введя в эксплуатацию до 76 истребителей пятого поколения Су-57, распределенных на три авиаполка.

  • Примечательно, что уже в середине 2020-х годов эти самолеты могут претерпеть значительные модернизации, например, произойдёт замена традиционных систем управления на передовые технологии визуального контроля и управления.
  • По мнению некоторых аналитиков, стремление Соединенных Штатов заключается в разработке и внедрении этих инновационных систем управления для российских истребителей в свои самолёты.
Су-57. Фото в свободном доступе.
Су-57. Фото в свободном доступе.

В настоящее время в ОКБ "Сухой" обдумывают применение двух инновационных подходов к управлению боевым самолетом. Один из них предполагает использование интерактивных сенсорных экранов, обладающих сложной системой отображения информации.

  • В качестве альтернативы рассматривается интеграция технологии дополненной реальности, которая путем использования шлема и специализированных очков будет проецировать изображение местности и объектов на земле в условиях ограниченной видимости.
  • Эта технология предполагает тесную интеграцию с системами машинного зрения, включая инфракрасное сканирование, позволяя пилоту "видеть сквозь" кабину самолета и ориентироваться в пространстве без необходимости полагаться исключительно на стандартные навигационные системы.
  • Идея такого подхода к управлению не новая, она была впервые апробирована на израильском танке "Меркава", после чего концепция дополненной реальности начала активно развиваться как одно из многообещающих направлений в военной технике.
Шлем пилота Су-57. Фото в свободном доступе.
Шлем пилота Су-57. Фото в свободном доступе.

Источники, связанные с военной индустрией, указывают на разработку новейшего комплекса, предназначенного для модификации реактивных истребителей. Этот комплекс представляет собой модульную систему, позволяющую оснащать боевые самолёты по принципу "собери сам".

  1. Введение в эксплуатацию системы визуального и голосового управления в России произошло с опозданием по сравнению с аналогичными разработками в США.
  2. Тем не менее, российский вариант такой системы, установленный на истребителе Су-57 и получивший название "РИТА" в честь предыдущей системы РИ-65Б, демонстрирует уникальные особенности, отличающие его от американских систем обработки голосовых команд.
  3. Система управления Су-57, выступая в роли "электронного мозга", обладает уникальной особенностью взаимодействия с лётчиком через голосовые команды, предоставляя ему рекомендации по необходимым манёврам для достижения желаемого исхода.

Важным шагом в развитии этой системы станет успешное внедрение и тестирование взаимодействия с беспилотником "Охотник", что позволит расширить её применение не только на уже эксплуатируемых военных самолётах и боевых машинах, но и на тех, что ещё находятся на этапе сборки.

"Охотник". Фото в свободном доступе.
"Охотник". Фото в свободном доступе.

Внедрение "виртуальной боевой кнопки" является одним из ключевых нововведений, направленных на упрощение боевых действий для пилота за счёт интуитивного и невидимого интерфейса, исключающего лишние механические операции. Подобные попытки создания виртуальных ассистентов уже предпринимались в США, но пока не привели к значительным прорывам в этой области.

  1. Испытанная на пяти истребителях F-35 американская технология HMDS не была введена в широкое использование, несмотря на свои инновационные возможности, аналогичные российской системе.
  2. Этот механизм, объединяющий данные с десятков камер в цельный видеопоток, который затем проецируется на визор шлема пилота, позволяет увидеть окружающее пространство в инфракрасном диапазоне без ограничений направления взгляда.
  3. За свою способность предоставлять видимость сквозь самолет и за его пределы, система заработала прозвище "Глаз Бога".

Однако, вопреки своим передовым характеристикам, HMDS так и не заменила традиционные системы отображения информации и управления вооружением в боевых машинах.

F-22, кабина. Фото в свободном доступе.
F-22, кабина. Фото в свободном доступе.

Среди главных факторов - высокая стоимость разработки компаний Rockwell и Raytheon.

  • Техническое оборудование, включая систему дополненной реальности, оценивается примерно в миллион долларов, что считается непомерно дорогим.
  • Кроме того, попытки интеграции этой системы в устаревшие модели истребителей F-22 закончились неудачей.
  • Специалисты по электронике не смогли обеспечить модульность системы, что было критическим требованием для получения значительного контракта.
В 2005 году кинолюбители стали свидетелями премьеры фильма "Стелс", рассказывающего о беспилотнике, который вооружённый искусственным интеллектом, был не только способен самообучаться и эффективно поражать цели, но и обладал уникальной способностью — предвидеть угрозы, благодаря чему мог мгновенно на них реагировать.
F-22. Фото в свободном доступе.
F-22. Фото в свободном доступе.

Срок службы истребителей F-22, обозначенный как период "технической готовности", подходит к концу в 2030 году, оставляя перед инженерами задачу либо провести их глубокую модернизацию без использования системы "Глаз Бога", либо разработать совершенно новый тип истребителя. Одним из неофициальных недостатков этих самолётов является то, что камеры объёмного изображения увеличивают вероятность их обнаружения радарами, что существенно сокращает время, доступное для устранения этого недостатка и других ошибок.

  • Запуск серийного производства истребителей Су-57 и Су-75 в России затянулся, во многом из-за их разработки с учетом перспективных технологий. Эти самолеты были задуманы как военные машины следующего поколения.
  • В отношении систем безопасности, планируется оснастить все модели российских истребителей универсальной системой "технического зрения", которая будет предупреждать пилотов о потенциальных угрозах заблаговременно.
  • В отличие от американских аналогов, эта система будет включена в стандартную комплектацию, а не предлагаться как дополнительная опция.
Су-75. Фото в свободном доступе.
Су-75. Фото в свободном доступе.

Однако, потенциальная уязвимость системы заключается в элементах, таких как датчики и камеры, которые позволяют самолету осуществлять полеты без активного радиообмена, что может создать слабые места в оборонительной системе истребителя.

  • Системы технического зрения, установленные на боевых самолетах Су-57 и Су-75, обеспечивают пилотам возможность выполнения маневров на критически низкой высоте, включая бреющий полет.
  • Эксперты в области авиации полагают, что именно современная российская электроника станет объектом повышенного интереса для США в процессе разработки нового тяжелого истребителя, предназначенного для замены устаревающего F-22.
  • В ответ на это, американские военные самолеты уже оснащены уникальным радиоэлектронным оборудованием для анализа технологий, используемых в российских истребителях.
F-15EX. Фото в свободном доступе.
F-15EX. Фото в свободном доступе.

Среди первых, кто получил такие системы, были истребители F-35, а в ближайшем будущем планируется укомплектовать аналогичным оборудованием и самолеты F-15EX.

  • Западные масс-медиа сообщают о разработке устройства, способного фиксировать "электронный отпечаток" воздушных судов, что позволяет собирать данные для анализа и воспроизведения определённых аспектов их полёта.
  • Этот инструмент, известный как параметрический самописец, предоставляет возможность инженерам проверять разнообразные теории.
F-35. Фото в свободном доступе.
F-35. Фото в свободном доступе.

Существует мнение, что США планируют использование этой технологии для сбора разведданных с помощью военной авиации, включая возможность установки на разведывательные самолеты типа Boeing RC-135, которые часто выполняют полеты вблизи границ России, что поднимает опасения относительно новых методов промышленного шпионажа.

  • В свете информации о том, что самолеты Су-57 и Су-75 будут задействованы для защиты наиболее уязвимых направлений, существует вероятность, что Соединенные Штаты намерены осуществить глубокое проникновение в системы электроники российских боевых машин.
  • Основная задача такого рискованного хода заключается в разгадке принципов работы системы, известной как российский "Глаз Бога", с целью усовершенствования собственных технологий.

Что думаете? Делитесь мыслями в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Спасибо за прочтение!