Найти тему

В поисках… крысы

Бизнес – стихия и корабль должен управляться умелым капитаном, который и матчасть должен знать отлично, и матросов с офицерами хороших подбирать. В случае же неполадок именно на плечи капитана ложится бремя организации устранения неполадок. Порой приходится долго и нудно искать причины аварийных ситуаций, а также их виновников.

Даже отдельный сотрудник может наделать столько бед, что это открывает прямой путь к банкротству. Недавно приходил ко мне на консультацию владелец одного из мелких магазинчиков по продаже всякой мелочёвки типа болтов, гвоздей, мелкого строительного инструмента, назовём его Иваном, со следующим весьма интересным вопросом. На фоне растущего объёма продаж сумма выручки, доходящей до владельца, стала подозрительно снижаться.

Иван стал подозревать одного из новеньких сотрудников, назовём его Максимом: у того ипотека, алименты и прочие удовольствия. Все мотивы налицо.

Иван хотел изначально уволить Максима за утрату доверия. Ведь акты инвентаризации есть. Объяснительная Максима тоже. Да только в объяснительной Максим всячески отрицал свою причастность к хищениям. Мало того, доступ к кассе и расчёту с покупателями имели ещё четыре менеджера и бухгалтер. Я отговорил Ивана от скорой немотивированной расправы, так как даже для увольнения в связи с утратой доверия увольнение работника по пункту 7 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ будет признано незаконным. А это проверки трудовой инспекции, штрафы, выплата заработной платы за время вынужденного прогула со всеми вытекающими последствиями. Да и вдруг Макс не виновен? Потому применяем принцип питона: сидим в засаде и ждём добычу, а после обнимем её от всей души.

Начали искать доказательства. В один из дней под предлогом обновления части торгового оборудования магазин был закрыт. Помимо обновления части стеллажей, покраски помещения в некоторых местах и ряда других мелких, но очень «ароматных» процедур дополнительно были установлены скрытые камеры и системы аудиозаписи в нетипичных местах. В результате оказалось, что теперь у камер видеонаблюдения нет пресловутых «слепых» зон.

Осталось только одно – сидеть в засаде и ждать. Вот и занялся Иван «охотой на крысу». Там его ждал сюрприз. Максим оказался кристально чист и весьма трудолюбив. Он все деньги нёс исключительно в кассу и товар раскладывал аккуратно и быстро. Думали, что крыска затаилась, но нет. Данные скрытной инвентаризации, проводимой Иваном по ночам, показали, что хищения продолжаются. Так под подозрение попали остальные, «проверенные временем» менеджеры – Олег и Степан. Бухгалтер давно не появлялась в магазине и потому тащить деньги в «закрома своей Родины» не могла. Иван потеряв покой и сон, продолжил наблюдение.

Степан оказался редким раздолбаем: то грузчиков не проконтролирует, то забудет товар разложить, то чек не пробьёт, то опоздает на час. Только деньги в кассу он клал исправно и товар не выносил.

Виновником торжества, как вы уже поняли, оказался менеджер, который работал в магазине с момента его открытия – Олег. Что же он делал? Он пробивал дорогие товары под видом дешёвых, сделал ключи от дверей «чёрного хода» и выносил товар, отменял заказ товаров, подменял товар при возврате и так далее. Иван рвал и метал. Хотел он даже Олега вывезти в лес для более детального разговора и позвонил мне. Я же предложил другую идею.

Почему бы сначала с помощью Олега не закрыть дыры в собственной безопасности? Стали смотреть как и что он делает. Сначала заменили замок на двери «чёрного хода» и поставили там камеру видеонаблюдения, которую видно. Олег стал искать иные лазейки. Стал он не пробивать чеки. Поставили рамки, которые реагировали на товар, не проведённый через кассу. Пошли другие махинации, которые постепенно были прикрыты. Месяц был открытий чудных и латания систем безопасности.

Так бы и продолжались эти игры, но Олег решил уволиться по собственному желанию. Ведь аттракцион невиданной щедрости стал заканчиваться, доход снизился и надо бы менять место кормления. Тут и наступил час «Х». Иван подготовил нарезку видео со всеми подвигами Олега и данными инвентаризаций. Я же подготовил заявление в полицию о возбуждении уголовного дела, а также проект приказа о расторжении трудового договора в связи с утратой доверия.

В день, когда Олег должен был работать последний рабочий день он решил вынести ещё и несколько инструментов, причём весьма дорогостоящих. Выходное пособие, так сказать. Но был на входе задержан нанятым сотрудником охраны. Надо было видеть как поменялось лицо Олега. Он, будучи человеком умным, понял, что «Штирлиц провалился». Контрольным в голову была демонстрация нарезки видеозаписей с подвигами менеджера. Олега грубо усадили за стол и дальше начались переговоры.

Альтернатива была незамысловатая. Тюрьма или компенсация всех убытков. Дабы неповадно было для мирного решения вопроса Иван предложил Олегу вернуть стоимость товара, оплатить установку новой системы видеонаблюдения и прочие расходы на закрытие лазеек для хищений. Иван решил узнать о мотивах такого поведения сотрудника, с которым он начинал сей бизнес. Олег же заявил, что его не ценят, повышения заработной платы нет и он решил новым способом «повысить» себе доходы.

Когда Олег попробовал было возмутиться, то ему в очень неласковой форме было предложено немедленно проехать в отдел полиции для обретения казённого крова. Олег запросил время на раздумья, но вместо этого ему было предложено заключить договор купли-продажи его автомобиля с актом приёма-передачи. Благо, что Олег был холост и никаких препятствий не было. Олег немедленно написал расписку о том, что все денежные средства он получил в полном объёме.

Пришлось воришке поехать искать деньги, ведь через неделю автомобиль Иван бы поставил на регистрационный учёт в ГИБДД и прощай, ласточка. Любые телодвижения, не связанные с поиском денег, отсутствие оплаты причинённых убытков были расценены как отказ от дальнейшего сотрудничества с соответствующими последствиями. Незадачливый воришка рыдал аки ребёнок, изображал раскаяние и требовал гарантий. Тут Иван проявил жёсткость и заявил, что спектакль окончен и пора бы Олегу сделать что-то полезное.

Штирлиц тут не подкачал. За неделю Олег нашёл все требуемые денежные средства. Менеджер написал новую объяснительную, в которой признал все свои «художества». Заключили соглашение о компенсации причинённой суммы убытков. Олег внёс оплату. При нём же все экземпляры договора купли-продажи автомобиля были уничтожены. Уволили незадачливого менеджера по собственному желанию. При этом сразу предупредили, что появлении негативных отзывов о магазине материалам будет дан ход. Олег было потребовал уничтожить и их, но был грубо вышвырнут аки помойная крыса из магазина силами охраны.

Иван же теперь завёл полезную привычку периодически просматривать записи с камер видеонаблюдения и продолжил совершенствовать систему безопасности. Бизнес пошёл в гору и теперь у Ивана теперь целая сеть магазинов по городу и области. Максим продолжил работу, дорос до должности заведующего магазина и весьма благодарен Ивану за то, что разобрался в ситуации. Дальнейшая судьба Олега мне неизвестна. Надеюсь, что он сделал выводы из ситуации и прекратил «левачить» подобным образом.

А что думаете Вы, мои дорогие читатели, о таких способах повышения заработной платы?