Найти в Дзене

Стресс заразен и может передаваться от человека к человеку

Дарья Кузьмина, научный сотрудник Центра доклинических исследований «ПИМУ» Минздрава России:

Бывало ли с Вами такое, что при просмотре фильма Вы испытываете эмоциональное напряжение вместе с главным героем? Например, в тот самый момент, когда герой спускается в темный подвал заброшенного дома, где его точно не ждет ничего хорошего. Знакомо? Тогда, думаю, я не удивлю Вас интересным фактом: стресс заразен и может передаваться от человека к человеку.

Ученые из института Макса Планка в Германии экспериментально подтвердили, что человек, который наблюдает за стрессовой деятельностью других людей, сам начинает испытывать беспокойство, перерастающее в тревогу. Более того, этот эффект усиливается, если «наблюдатель» и «наблюдаемый» лично знакомы. Конечно, в наибольшей степени этому явлению подвержены эмоциональные и восприимчивые люди, но тем не менее ученые оправдано выдвинули эмпатическую теорию стресса, в основе которой лежит социальная природа человека, сочувствие и сострадание.
Ученые из института Макса Планка в Германии экспериментально подтвердили, что человек, который наблюдает за стрессовой деятельностью других людей, сам начинает испытывать беспокойство, перерастающее в тревогу. Более того, этот эффект усиливается, если «наблюдатель» и «наблюдаемый» лично знакомы. Конечно, в наибольшей степени этому явлению подвержены эмоциональные и восприимчивые люди, но тем не менее ученые оправдано выдвинули эмпатическую теорию стресса, в основе которой лежит социальная природа человека, сочувствие и сострадание.

Так и выходит, что стресс изучается наукой уже давно, но ученым все еще есть, что открыть по этой теме. Что же такое стресс? Р.С. Немов в учебнике по психологии описывает стресс как «состояние душевного (эмоционального) и поведенческого расстройства, связанное с неспособностью человека целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации». Мы с вами привыкли ассоциировать понятие стресса с негативными событиями, однако явления позитивного характера тоже могут послужить причиной стресса. Ганс Селье, основоположник концепции стресса в XX веке, писал: «Мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий - горе и радость - совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие - неспецифическое требование приспособления к новой ситуации - может быть одинаковым».

Получается, к стрессу могут привести самые различные причины. Современная наука делит их на объективные и субъективные. Объективные причины обычно связаны с условиями жизни и работы, например, такими причинами могут быть задержка включения отопления осенью, когда мы мёрзнем дома, или шумные соседи, мешающие нашему ночному сну. Субъективные причины существуют в нашей голове: реальность не соответствует ожиданиям, кто-то критикует наши действия, и вот наш организм уже переходит в режим стресса. Более того, стрессогенными могут быть даже воображаемые стимулы, те самые, которые существуют лишь в нашем воображении. Вот тут и выясняется, что накрутить себя и загнаться – это не выдумка, а физиологический механизм…

За годы изучения стресса ученые неоднократно пытались придумать для него классификацию. В результате стресс подразделяется на эмоционально положительный и эмоционально отрицательный, на кратковременный и долговременный, на физиологический и эмоциональный, и так далее… Однако все ли стрессы вредят нашему организму, и нужно ли с ними бороться?
За годы изучения стресса ученые неоднократно пытались придумать для него классификацию. В результате стресс подразделяется на эмоционально положительный и эмоционально отрицательный, на кратковременный и долговременный, на физиологический и эмоциональный, и так далее… Однако все ли стрессы вредят нашему организму, и нужно ли с ними бороться?

Ганс Селье ввел понятия «дистресс» и «эустресс», Дистресс – это негативный вид стресса, он разрушает организм, снижает нашу сопротивляемость заболеваниям и иногда даже приводит к необратимым последствиям. Особая форма дистресса – это травматический стресс в результате каких-то трагических событий, он имеет более сложную структуру. Но существует и второй тип стресса – эустресс – полезный стресс, который мобилизует наши силы, необходим для полноценной жизни и лежит в основе афоризма «Что не убивает меня, делает меня сильнее» (кстати, автор - Ницше).

Как же наш организм реагирует на стрессовые события? Ученые разделили этот процесс на три стадии:

  1. Тревога – сигнал о внезапном событии поступает в мозг, в результате чего происходит выброс в кровяное русло стресс-гормонов (адреналин и кортизол), что приводит к повышению давления, ускорению сердцебиения и другим физиологическим изменениям.
  2. Адаптация – организм успешно противостоит изменениям, стараясь вернуть свое состояние в рамки обычного, запускаются защитные функции. В здоровом состоянии мы способны на многое, но если источник стресса не исчезает, то наш организм расходует огромное количество энергии и ресурсов, а поскольку ничто не безгранично, рано или поздно наступает третья стадия…
  3. Истощение. Именно в этот момент сопротивляемость организма критически снижается и негативные последствия стресса не заставляют себя долго ждать.

Получается, даже эустресс может стать дистрессом в том случае, если в игру вступает накопительный эффект. В результате мы получаем такие последствия, как заболевания желудочно-кишечного тракта, выпадение волос, обострение хронических заболеваний и многое другое.

Однако на особом месте стоит вопрос стресса, перенесенного в раннем возрасте (от момента рождения до окончания подросткового периода). Известно, что детский организм имеет более высокий потенциал сопротивляемости, что при ответе на стрессовые события удлиняет стадию адаптации и откладывает переход к стадии истощения. При этом есть обратная сторона медали: последствия стресса могут оказаться отложенными и проявиться во взрослом возрасте. Например, показано, что стресс в подростковом периоде увеличивает риск возникновения депрессии во взрослом возрасте. Тема последствий стресса в раннем возрасте очень интересна науке на современном этапе, поэтому мы занимаемся исследованием деталей этого процесса в Приволжском исследовательском медицинском университете.

Но объектом наших исследований являются не люди, а мыши! Они позволяют нам более тщательно изучить механизмы возникновения стресс-реакции, а также подробно проанализировать последствия.
Но объектом наших исследований являются не люди, а мыши! Они позволяют нам более тщательно изучить механизмы возникновения стресс-реакции, а также подробно проанализировать последствия.

Для исследования патологического процесса на лабораторных животных обязательно нужна экспериментальная модель, которая будет грамотно воспроизводить стресс у человека. В свое исследование мы берем мышей-подростков и используем три различные модели стресса:

  1. Легкий непредсказуемый хронический стресс. Легкий он потому, что мышь подвергается таким стрессорам, которые не являются сложными для адаптации к ним (например, смещение времени дня и ночи или временный наклон клетки под небольшим углом). Непредсказуемый благодаря случайному порядку появления этих стрессоров. Хронический потому, что стресс случается ежедневно в течение двух недель. Согласитесь, это очень напоминает нашу обыденную, каждодневную жизнь?
  2. Буллинг – модель травли в школе. Это вид социального стресса, при котором экспериментальный мыш подвергается физическому и психологическому стрессу со стороны более сильного и агрессивного мыша. Этот вид стресса тоже является хроническим, в течение 10 дней происходит сначала физический контакт в течение 7 минут, затем в течение 30 минут мыши видят, слышат и чувствуют запах друг друга, пока они разделены перфорированной перегородкой.
  3. Ранний отъем от матери. С раннего возраста мышата разлучаются с кормящей матерью сначала на 4 часа в сутки, затем на 8 часов в сутки, а в подростковом возрасте начинают жить самостоятельно. При этом мы стараемся поддерживать для мышат режим температуры и кормления, чтобы исследовать именно эффект отсутствия матери.

После моделирования стресса нам необходимо узнать, какие изменения когнитивных способностей произошли в результате этих мероприятий. Для этого мы проводим поведенческие эксперименты, для которых у нас есть различные сложные установки и лабиринты. Мы подробнейшим образом исследуем и общую активность мышей (их желание исследовать новую обстановку, соотношение времени движения и времени покоя), и различные аспекты памяти (кратковременную и долговременную), и даже способности к обучению. Для оценки влияния стресса в раннем возрасте мы разделяем подопытных мышат на две группы, и одну тестируем сразу после стресса, пока они еще «подростки», а других оставляем в спокойствии до достижения взрослого возраста, и тестируем лишь тогда, в отдаленном периоде.

В результате мы выяснили, что несмотря на то, что все три модели представляют собой хронический стресс, их влияние на когнитивные способности мышей оказывается разнонаправленным. Однако их объединяет тот факт, что если сразу после стресса, в подростковом периоде, большинство показателей двигательной активности и памяти мышат снижается, то к взрослому возрасту такие мыши превосходят по многим параметрам тех мышей, которые стрессу не подвергались. В дальнейшем нам предстоит исследовать подробные механизмы таких изменений, однако нужно сделать акцент на том, что эти результаты получены на здоровых мышах. В дальнейшем фокус нашего внимания нацелен на изучение того, как стресс в раннем возрасте повлияет на животных с генетической моделью какого-либо нейродегенеративного или психического заболевания. Ведь стресс для детей с генетической предрасположенностью, например, к шизофрении, может стать точкой невозврата в появлении симптомов заболевания.

В конце длинного разговора про самые разные стрессы хочется пожелать читателям беречь себя, но при этом жить полноценной жизнью, становясь в итоге сильнее, умнее и приспособленнее к постоянно меняющемуся миру!

#мининский #mininuniver #десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки