Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

Зачем Великобритания закупала грузовики КрАЗ?

Оглавление

Период 1960-1970-х годов в отечественной автомобильной истории знаменуется активным развитием отрасли и вводом в серию большого количества новейших моделей легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, к тому времени СССР стал в значительных количествах экспортировать свои машины за рубеж, причем не только в дружеские социалистические страны, но и в капиталистические. К примеру, советские КрАЗы поспособствовали развитию сети скоростных автомагистралей Великобритании, а также внесли весомый вклад в строительство знаменитого «Евротоннеля» под Ла-Маншем!

Что экспортировали?

КрАЗ-256Б
КрАЗ-256Б

Самосвал КрАЗ-256Б, являвшийся дальнейшим развитием модели КрАЗ-222, стал серийным в 1966 году. В отличие от предшественника он получил новое рулевое управление, усиленные подвески колес, облегченную самосвальную платформу, коробку передач с обновленными передаточными числами и главное - совершенно новый 4-тактный дизель ЯМЗ-238 мощностью 240 л.с.

Грузоподъемность нового самосвала увеличилась с 10 до 12 т, вдобавок улучшилась топливная экономичность (контрольный расход при скорости 60 км/ч - 39 л на 100 км), увеличилась плавность хода и за счет внедрения гидравлического рулевого усилителя - комфорт водителя. В общем, относительно своего времени КрАЗ-256Б оказался достаточно эффективным, недорогим и простым в обслуживании грузовым автомобилем.

Куда экспортировали?

Собственно, эти качества и предопределили успех машины на внешних рынках. Грузовик экспортировался в Южную Америку, страны Африки, центральной и восточной Азии, а также Западной Европы. Наибольшее количество КрАЗов среди всех капиталистических стран закупила Великобритания.

Первая партия советских самосвалов поступила в Англию в 1971 году. Их импорт осуществила давний партнер В/О Автоэкспорт, фирма UMO. В техническом отношении «британские» КрАЗы от отечественных совершенно никак не отличались. Специалисты UMO проводили дополнительную шумоизоляцию кабины, устанавливали новые, более комфортабельные сиденья и окрашивали машины в установленный заказчиком цвет. Интересно, что предназначенные для Британии КрАЗы шли под торговой маркой... БелАЗ, а точнее BELAZ, однако в качестве эмблемы был использован не родной белорусский зубр, а носорог, считавшийся у англичан символом быстроты и мощи.

Ремонтная станция UMO Plant
Ремонтная станция UMO Plant

Первой британской компанией, которая приобрела советские самосвалы, стала фирма Cromwell из города Ньюпорт. Это фирма купила сразу 4 автомобиля, которые участвовали в вывозе доменного шлака из отвалов. Другие КрАЗ-256Б участвовали в строительстве скоростных дорог, работали в угольных карьерах Брэдли и вывозили грунт из тоннеля под Ла-Маншем. Крупнейшим держателем советской техники выступила фирма Dowsett. В ее парке находилось более сорока самосвалов, которые были задействованы на строительстве междугородних автомагистралей А1, А9, М11, М18 и М20.

В чем выгода?

КрАЗ-256Б на строительстве автомагистрали А1 вблизи города Летчуэрт
КрАЗ-256Б на строительстве автомагистрали А1 вблизи города Летчуэрт

Зачем при наличии собственного развитого грузового автопрома британские фирмы закупали «вражеские» машины? Ответ довольно прост: они были дешевле и эффективнее импортных аналогов. При стоимости всего 8000 фунтов КрАЗ-256Б, его ежегодная эксплуатация выходила на 850 фунтов дешевле, нежели аналогичных европейских машин. Вдобавок, за счет развитой сервисной сети UMO, станции обслуживания которой находились в нескольких крупных городах (Летчворте, Ланкастере и Глазго), а также оперативной поставки запчастей из СССР, ремонт советских автомобилей не занимал много времени.

Один из «Кразо-Белазов» засветился во время Фолклендской войны
Один из «Кразо-Белазов» засветился во время Фолклендской войны

В общем, обе стороны остались весьма довольны сделкой. Британцы получили простую и дешевую «рабочую лошадку», а Советский Союз - стабильный приток валюты. Впрочем, идиллия продолжалась недолго. В 1979 году, после введения новых экологических норм, импорт КрАЗов был запрещен. Всего успели поставить 440 единиц техники.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов

Читайте также:

ЗИС-151 и Studebaker US6, а есть ли сходства?
AutoHS - история автомобилей2 июля 2024

Авто
5,66 млн интересуются