Силовики уже оценили предварительный ущерб от деятельности «Автологистики» в десятки миллионов
«Они сказали: «Все, автомобиль послезавтра прибудет в Россию на таможню. При просьбе: «Пришлите, пожалуйста, видеофиксацию того, как машину грузят», — они этого не сделали», — вспоминает Марат, который пытался купить авто из Азии через казанскую фирму «Автологистика», но так и не дождался ни транспортного средства, ни возврата своих денег. Теперь мужчина считает, что его наглым образом обманули мошенники. О том, как происходила покупка подержанных машин из Китая, чем клиентов подкупила «Автологистика» и почему казанской фирмой заинтересовались силовики, — в материале «БИЗНЕС Online».
Как дешево купить авто из Азии с маленьким пробегом
В июне 2024-го 45-летний житель Казани Марат Гайфуллин захотел приобрести автомобиль. Он накопил примерно 2,5 млн рублей и начал рассматривать покупку машины исключительно из Азии. «Это рынок подержанных автомобилей, где за небольшие деньги можно купить хороший автомобиль, известную марку. Там представлены и японские, и европейский бренды. Я даже в ТТС (сеть автосалонов „ТрансТехСервис“ — прим. ред.) машину уже рассматривал, но начал смотреть в сторону каких-то более выгодных, интересных решений», — объясняет Марат.
В один из дней поиска Марат наткнулся на объявление о продаже авто из Азии на Avito от компании «Автологистика». К аккаунту компании вопросов не возникло: на странице был указан реальный адрес офиса — ул. Светлая, 24. «Это был ключевой момент. Для меня было важным физическое присутствие поставщика. Я приехал в офис, смотрю — сидят ребята. Пообщались, запросил у них все данные на юридическое лицо. Все казалось безопасным», — вспоминает Марат.
После начался процесс выбора и покупки машины. Оказалось, что «Автологистика» позиционировала себя как агентство по подбору и привозу авто. Клиентам они рассказывали о том, что в Китае у них свой человек, который подбирает и осматривает автомобили на китайских площадках. Привлекательный вариант для Марата нашелся быстро — Hyundai Santa Fe 2020 года за 2,4 млн рублей, да еще и с низким пробегом. «Меня ведь и интересовал как заказчика небольшой пробег. На таможне есть такое условие: если автомобиль не старше пяти лет и не моложе трех лет, то у него идет льготная таможенная пошлина. Если автомобиль старше этого периода, то там идет уже двойная пошлина», — объясняет Марат.
Повлиял на окончательное решение и положительный опыт Марата при покупке авто из Азии. Таким же способом, через брокера, он покупал свой праворульный Forester.
Марат заключил с «Автологистикой» договор, внес предоплату 50 тыс. рублей — переводом на номер директора фирмы Александра Хлянова, предоставил свои документы, среди которых, например, была заверенная копия паспорта. Интересная деталь — еще при выборе авто Марата пытались поторопить с решением, сказав, что автовоз из Азии ходит нечасто, мол, если оперативно выбрать машину, то мужчина может успеть на ближайшую поставку и ему не придется долго ждать (ожидание автовоза, по словам сотрудников фирмы, может занимать до 120 дней). «У меня еще день рождения 10 июля, думаю, как раз машина ко дню рождения приедет, подарок себе сделаю. Они еще говорили: „Сейчас как раз выгодный курс, юань подешевел, самое время покупать“», — говорит Марат.
На выходе: ни машины, ни денег, ни фирмы
Второй раз платеж Марат внес наличкой в сумме 1,4 млн и третий — в размере 750 тысяч. Сомнений в сделке все еще не возникало. Оплата проводилась с квитанциями с печатью ООО «Автологистика», подписью. «Они сказали: „Все, автомобиль послезавтра прибудет в Россию на таможню“. Единственное, что при просьбе: „Пришлите, пожалуйста, видеофиксацию того, как машину грузят“, — они этого не сделали». К слову, до того Марат проверил VIN-номер «купленного» автомобиля, машина в реальности существовала.
21 июня Марат написал менеджеру «Автологистики», тот заверил, что машина уже на российской таможне, при этом не предоставив каких-либо подтверждений. Спустя несколько дней менеджер общаться перестал, хотя раньше отвечал в течение 15 минут. Не брал трубку и директор фирмы Хлянов.
В этот момент Марат понял, что попался на удочку мошенников. Уже задним умом он начал осознавать, что на протяжении всего времени сделки менеджеры ловко увиливали от прямых вопросов и даже офис на улице Светлой был оформлен на скорую руку: стекла со свежими следами ремонта, небрежно приклеенная табличка с графиком работы.
Сомнительный сайт и отзывы клиентов
На момент публикации сайт «Автологистики», как и страница фирмы во «ВКонтакте», еще работает. На самом сайте, к слову, прописан алгоритм «заказа авто»: заявка, оформление договора, покупка в Китае, оплата, выдача в России. Среди преимуществ, указанных фирмой: простое, прозрачное, понятное ценообразование, доступные цены, любой способ оплаты услуг, в том числе рассрочкой, страховка на случай повреждений во время доставки машины и даже 100-процентная гарантия на сохранность авто во время транспортировки.
В отдельной графе «галерея» на сайте можно изучить фото китайских автомобилей. При этом по фотографиям непонятно, что это за машины, продавались ли они данной фирмой. Складывается ощущение, что такой красивой картинкой потенциальным клиентам просто замыливали глаза, т. к. никакой информации данные изображения не несли.
Есть на сайте и графа «отзывы» — четыре видео, на которых якобы клиенты фирмы делятся положительным опытом взаимодействия с фирмой. «Хочется сказать огромнейшее спасибо ребятам из компании „Автологистика“ в Казани за их профессионализм. У меня просто слов нет, это корабль», — рассказывает улыбчивый парень за рулем авто на видео. «Заказали автомобиль в компании „Автологистика“, все понравилось. Долго выбирали, но нашли то, что подошло», — говорит другая успешная покупательница азиатского авто. Остальные два из четырех роликов на момент публикации статьи недоступны для просмотра.
В группе «Автологистики» во «ВКонтакте» на момент публикации более 700 подписчиков. Новые записи на стене сообщества не появлялись с 4 июня. Зато группу заполонили отзывы потерпевших: «Все отзывы и сама компания полностью фиктивные, заказали машину, внесли бо́льшую часть денег, в итоге ни денег, ни машины нет! С адреса, где указана компания, [они] съехали и забрали все вещи, просто убежали!»
Наш корреспондент попытался связаться с фирмой по номерам «Автологистики», указанным на сайте, а также с директором фирмы Хляновым, но на звонки никто не ответил.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Автологистика» было образовано 1 марта 2019-го и зарегистрировано на улице Светлой, 24 в Казани. Среди видов деятельности фирмы — торговля легковыми и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, оптовая торговля автомобильными деталями, предоставление услуг по перевозкам. На конец 2023 года чистый убыток фирмы составил 1,4 млн, выручка — 2,8 миллиона.
Хлянов, который везде значится как директор «Автологистики», имеет опыт предпринимательства. Он учредитель ООО «Арум», занимающегося неспециализированной торговлей, и ООО «Тэкпро», специализирующегося на строительстве жилых и нежилых зданий. Интересно, что обе компании зарегистрированы в соседних офисных помещениях в муниципальном округе Лефортово.
В мошеннической схеме разбираются силовики
Обманутый герой этого материала Марат тут же отправился писать заявление в полицию. Уже в отделении он узнал, что таких, как он, обратившихся в полицию, на данный момент 6 человек. Все они обращались в «Автологистику» с весны 2024-го. Помимо Казани, пострадавшие нашлись в Нижнекамске, Пензе, Саратове, Уфе.
Не исключено, что именно несколько заявлений и повлияли на то, что уже 2 июля было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) пока что в отношении неустановленных лиц. Согласно материалам дела, ущерб на данный момент составляет более 13,1 млн рублей. Но, по словам потерпевших, с которыми пообщался наш корреспондент, эта сумма может быть лишь вершиной айсберга.
Пострадавших от «Автологистики» с каждым днем становится все больше. Для общения и выстраивания единой линии защиты они создали свой чат в WhatsApp*. На момент публикации в нем состояли 15 участников.
Мария Новикевич, Альбина Хасаншина
* принадлежит Meta — запрещенной в России экстремистской организации