Прототип Lancaster был создан на базе переделанного планера Avro Manchester по проекту главного конструктора Avro Роя Чедвика. "Манчестер" был двухмоторным тяжелым бомбардировщиком, но пострадал из-за своих двигателей Rolls-Royce Vulture, которые были маломощными и ненадежными. В сентябре 1941 года Avro получила контракт на два новых опытных образца самолета, первый из которых должен был взлететь в течение четырех месяцев. Первый из пересмотренных бомбардировщиков сохранил конфигурацию тройного оперения Manchester, но добавил увеличенные внешние панели крыла и четыре проверенных двигателя Rolls-Royce Merlin X мощностью 854 кВт (1145 л.с.). Впоследствии он получил новый сдвоенный стабилизатор и руль направления в сборе, который стал стандартом для серийных Lancasters. Прототип впервые поднялся в воздух в январе 1941 года, прежде чем начались интенсивные летные испытания.
Министерство авиастроения рассматривало возможность полного закрытия производственной линии в Манчестере после завершения контракта на поставку 200 самолетов Manchesters. К счастью для бомбардировочного командования, на этот план было наложено вето, и Avro продолжила разработку Manchester Mk III (который позже будет назван Lancaster). Первая серийная машина поднялась в воздух к октябрю 1941 года.
"Манчестер" был заменен на "Ланкастер", но производственные объемы были настолько огромными, что это создавало нагрузку на поставки двигателей. Одним из способов было закупить в США Packard Merlins лицензионного производства, в результате другой меры Lancaster был оснащен радиальными двигателями Bristol Hercules VI или XVI. Hercules развивал мощность 1294 кВт (1735 л.с.) по сравнению с 954 кВт (1280 л.с.) у Merlin XX и 22 или 1208 кВт (1620 л.с.) у Merlin 24, используемых на других серийных самолетах.
Оборонительное вооружение бомбардировщика должно было включать подфюзеляжную турель, но от этого отказались, оставив B.Mk I защищенным тремя турелями Фрейзер-Нэш. Каждая из этих турелей с гидравлическим приводом была вооружена пулеметами калибра 7,7 мм, по два пулемета в носовой и средней верхней частях корпуса и четыре в хвостовой турели. Что касается наступательного вооружения, то оно перевозилось во вместительном бомбоотсеке, который изначально был рассчитан на размещение 1814 кг вооружения. На протяжении всей карьеры "Ланкастера" бомбоотсек увеличивался для перевозки более крупных бомб. Они начинались с вооружения весом 3629 кг и 5443 кг и в конечном итоге включали разработанную Барнсом Уоллисом бомбу массой 9979 кг .
Первой из эскадрилий "Ланкастеров" была 44-я эскадрилья (Родезия), базирующаяся в Уоддингтоне, которая получила свои первые самолеты в декабре 1941 года. Подразделение выполнило свой первый боевой вылет на новом бомбардировщике в ночь с 10 на 11 марта 1942 года в рамках налета на Эссен. В апреле 1942 года "Ланкастеры" из 44-й и 97-й эскадрилий приняли участие в атаке на завод дизельных двигателей MAN в Аугсбурге.
В начале 1943 года Гай Гибсон был выбран для набора лучших пилотов бомбардировочного командования для формирования новой элитной эскадрильи для выполнения специальной миссии. Результатом стала 617-я эскадрилья, которой было поручено усовершенствовать полеты на малой высоте, прежде чем ей была назначена цель в виде трех плотин в самом сердце промышленного Рурского региона Германии. Налет на Дамс в мае 1943 года имел пропагандистский успех и был одной из самых дерзких бомбардировок в истории, но его стратегический эффект был ограниченным.
После налета на дамбы 617-я эскадрилья нанесла 12 000-фунтовые удары "Таллбой" и 22 000-фунтовыми "Гранд Слэм" по линкору "Тирпиц", который был окончательно потоплен в конце 1944 года. Другие миссии "Ланкастера" включали сражения за Гамбург, Рур и Берлин в 1943 году и начале 1944 года, а также атаку на Пенемюнде в августе 1943 года. Всего за время конфликта "Ланкастеры" служили по меньшей мере в 59 эскадрильях бомбардировочного командования. В общей сложности они совершили более 156 000 боевых вылетов, в ходе которых сбросили более 600000 тонн фугасных бомб, а также более 50 миллионов зажигательных элементов. Почти половина всех "Ланкастеров", поставленных во время войны (3345 из 7373), были потеряны в ходе боевых действий, в результате чего погибло более 21 000 членов экипажа.
За базовыми Lancaster B.Mk I и Hercules B.Mk II последовали модели B.Mk III с улучшенными Merlins. Последними из линейки, которые были построены в значительном количестве, были канадского производства B.Mk X. The B.Mk I оставался в производстве на протяжении всей войны.
Поддержите канал-поставьте лайк.