С защитой диссертации у Игорька Курушина явно не ладилось. Видно, далеко не всё решал доцент Смолин: шли годы, а Игорёк по-прежнему вёл практические занятия у первокурсников физмата…
Признаться, Лилю это сильно озадачивало. Нет, конечно: вести практические занятия в группе первокурсников – это не в шахте работать… И всё же Лиле пора было занять достойное место жены молодого перспективного кандидата наук: сколько же ходить в любовницах простого преподавателя, который даже лекции не может читать, а лишь проверяет, как первокурсники решают уравнения!
Конечно, – не в шахте…
Так и зарплата… как бы это… – не шахтёрская.
Жили в квартире молодости родителей Игорька. Конечно, не в Первозвановке…
Вот только с годами это утешение становилось всё слабее…
Правда, была неплохая дача: хоть что-то оставили родители Игорьку, когда уехали жить в Донецк. Но про дачу – разговор отдельный.
А пока Лиля работала лаборанткой на кафедре. Конечно, не в школе – проверять горы замызганных тетрадей… Только Игорёк как-то полюбопытствовал:
-Тебе не надоело – бумаги с места на место перекладывать? И получать за это три копейки. В школе – и то больше бы заработала!
Лиля вспылила:
- Три копейки?!.. У меня есть муж!
Игорёк искренне изумился:
-Да что ты!.. Честное слово, – даже не догадывался об этом!
Лиля захлопнула дверь в крошечную спальню: и возразить нечего этому хаму… Вместе они живут несколько лет, но Игорь ни разу не предложил ей выйти за него замуж… Презрительно кривил губы:
- Штамп в паспорте? И зачем?..
И всё чаще Лиля вспоминала Серёжку Полунина, шахтёра из Первозвановки.
Так смешно было слушать его мальчишеские рассуждения про семейную жизнь! Серёжка вполне серьёзно предлагал Лиле стать его женой. Она тогда откровенно насмехалась:
-Значит, ты предлагаешь мне выйти замуж за простого шахтёра?
А Серёжка ответил:
-Я люблю тебя, Лиля. У нас будет хороший дом. Мы с тобой сад посадим – яблони, груши, вишни, абрикосы, малину.
Серёжка очень хотел, чтоб она вышла за него замуж…
А Игорёк небрежно отмахнулся, – когда Лиля сообщила ему о своей беременности:
- Глупости. Надеюсь, перспектива стать матерью-одиночкой тебя не интересует.
Про мать-одиночку Игорь был прав…
Но в тот момент ей и правда – по-женски наивно и глупо… – верилось, что теперь они с Игорем распишутся, раз она беременна… Наверное, просто память услужливо напомнила Лиле Серёжкины слова:
- Я не брошу Татьяну с ребёнком.
Видно, без пяти минут кандидат педагогических наук – так выразительно и значительно называет себя Игорёк все эти годы… – не додумался до столь простого мужского решения…
Все подружки давно замужем. У Ниночки Калединой – трое детей: мальчишки-двойняшки и дочка… У Галки Москвичёвой две дочки, старшая уже в пятом классе. Лида Булыгина второго ждёт.
А Лиля умело – а, может, не очень… – демонстрирует презрение к такому жалкому уделу: пелёнки, сопли… бессонные ночи, некогда сделать маникюр… а дальше – успеть в садик… в пятницу – родительское собрание в школе…
А жить когда?..
Наверное, всё же не очень хорошо получалось у Лили демонстрировать своё уверенное и независимое счастье – без пелёнок-соплей-детских садиков и школьных родительских собраний… Потому что Лидка Булыгина недавно пожалела её:
-Ничего, Лиль. Не отчаивайся. Ещё не поздно, – встретишь и ты свою судьбу.
Встретишь?..
Как-то неожиданно уныло Лиле подумалось, что с судьбой своей она давно разминулась: ещё в то время, когда так надменно ставила Серёжке условие:
-Мой муж должен быть не просто горным инженером. Например, – он может быть директором шахты. А ещё лучше, – если он станет начальником производственного объединения.
И в том, что разминулись они с Серёжкой, – девчонка эта, Танька Волошина, совершенно ни при чём.
Просто надо было выйти замуж за Полунина ещё тем летом, когда проходила педпрактику в Первозвановской школе…
Лиля была уверена, что Серёжка вернётся к ней. Когда он уходил, рассмеялась на его «прости…»:
-А вот насчёт прости – ты сильно не надейся, Серёженька… Ты через месяц… если не раньше, ко мне прибежишь. Вот тогда и поговорим… в том числе – и про прощенье. А пока… Тебе пожелать успехов в воспитании, будущий папа?
Ну, да, – воспитание… Так воспитан Сергей. И все эти… поселково-шахтёрские правила-обычаи-традиции: раз беременна, – надо жениться…
Ни через месяц, ни через год Сергей не вернулся.
Напрасно Лиля готовила насмешливые фразы – про Серёжкину свадьбу, про его отцовство, про борщи его поварихи… Напрасно представляла, как задумчиво скажет ему:
-Тебе придётся много потрудиться, Полунин… Тебе придётся много потрудиться, – чтобы я всё вспомнила… и ушла от мужа – к тебе. И, знаешь, Сергей… Я не уверена, что у тебя это получится.
Сергей не приезжал, не искал встреч. Несколько раз виделись случайно, – когда у Полунина бывали в городе какие-то дела… Для таких случайных встреч Лиля даже купила обручальное кольцо – широкое, массивное… дорогущее. Так получилось, что сестра с мужем подарили ей на день рождения деньги. Ну, и Игорёк что-то там снисходительно отстегнул:
-Сама купи, что захочешь.
Надо же!.. Что захочешь!.. Можно подумать, – с этим отстёгнутым Игорьковым убожеством можно чего-то хотеть!
Но кольцо всё же выбрала. Такое, – чтоб не хочешь, а заметишь его на пальце.
Игорёк ухмыльнулся:
- Ну, у тебя и вкусы! Колхоз «Победа». Да и там бабы способны что-то поизящнее выбрать. Куда ты его надевать будешь?
-Не твоё дело! – бросила Лиля.
Как назло: в те дни, когда надевала кольцо, с Сергеем ни разу не встретились…
И всё же однажды столкнулись – на троллейбусной остановке у «Детского мира». Сергей вышел из магазина с трёхколёсным велосипедом. Будто и не удивился встрече, кивнул на кольцо:
- Рад за тебя.
В Первозвановке у Лили осталась подружка. Тогда, в дни Лилиной педпрактики, на поселковой танцплощадке познакомились. Тамарочка – дочка главного механика шахты. Только с ней и можно было нормально пообщаться… Сейчас Тамара работает в административно-бытовом комбинате, и всё про всех знает. Конечно, и про Серёжку Полунина рассказывает Лиле. И про то, что в Первозвановскую школу срочно требуется математик, Тамара очень вовремя рассказала…
Выяснилось, что без пяти минут кандидат поселил на даче свою студентку, хамоватую – из деревни – девицу. Она разгуливала по комнатам в не застёгнутом халате и собрала на кухне батарею немытой посуды. Лиля пригласила на дачу Дмитрия Викторовича с филологического, любителя песен на слова Есенина… Очень было похоже на начало романа, но вскоре оказалось, что Дмитрию Викторовичу необходима была, как он сказал, – отдушина… У жены – непростая беременность, тяжёлые роды… А Лилечка, хоть и математик, разбирается в поэзии Есенина… Так почему не дать душе отдохнуть…
Отдохнуть не получилось.
Девица в полурасстёгнутом халате лениво объяснила, что Игорь Петрович уехал в гастроном. Скоро приедет.
Дома Игорь Петрович усмехнулся:
- Ну, и чего ты взбеленилась?.. Тебе что-то не нравится?
Тут и пригодилась Томкина информация – про Первозвановскую школу.
А ещё Тамара намекнула: мол, постараешься, – вернёшь Полунина… Не очень-то ладится у него с Танькой: в Первозвановке всё на виду… Да, – дом новый, просторный и добротный. А сын – один. Сказать нечего: Полунин наряжает Таньку – как царицу… Ну, это, должно быть, чисто из шахтёрского самолюбия. А на День Шахтёра ни разу вместе не танцевали. Серёга курит с мужиками, а Танька – то с Калмыковым танцует, то с Родионовым из отдела материально-технического снабжения, то вообще, – с мальчишкой, подземным электрослесарем. А Полунину – всё равно. Ясно, – живут ради пацана.
- В таких случаях, Лиль, знаешь, как надо действовать? По принципу: куй железо, пока горячо, – посоветовала Тамара…
Первая встреча с Сергеем окрылила: особенно, – когда Лиля небрежно, вскользь вспомнила про букет лилий… И по глазам увидела… безошибочно почувствовала, что Серёжка ничего не забыл…
…Ночью Таня отстранилась. Сергей приподнялся на локте:
-Танюша!..
А она прошептала:
- Прости меня, Серёжа…
Сергей обнял её:
- Ну, что ты, Тань! Нашла, из-за чего переживать! Да я и забыл про те вареники! Мы с Санькой котлеты разогрели, – они на второй день ещё вкуснее! Ни одной не осталось! А вареники никогда лишними не будут, – ты ж знаешь: нам с Санькой хоть каждый день их давай.
Таня обещала приготовить любимые Серёжкины и Санины вареники. Только не успела – с работы поздно вернулась…
-Серёжа, прости меня…
Сергей встревожился, взял Таню за плечи:
- Ты о чём?
-Это я виновата… Я виновата, что ты не женился на ней… на Лилии Михайловне… Как я жалею, Серёженька… как я жалею, что тогда… тогда… всё случилось, – из-за меня.
-А я вроде и ни при чём… – улыбнулся Сергей.
-Глупой… неразумной девчонкой была… Сейчас я ни за что не решилась бы…
-Тань!.. Ты жалеешь, что у нас есть Санька?..
-Я тебе жизнь разрушила… любовь твою. Думала, – один-единственный раз… чтоб узнать… чтоб с тобой…
- А Санька у нас молодец: взял и… родился. С одного раза, – бесстыдно напомнил Сергей.
Таня заплакала:
-Саня вырос… Если хочешь, – я уйду… Мы с ним к моим уйдём. Раз она приехала…
Продолжение следует…
Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Глава 5
Глава 6 Глава 7 Глава 8 Глава 9 Глава 10
Глава 11 Глава 12 Глава 13 Глава 14 Глава 16
Первая часть повести Вторая часть повести
Третья часть повести Четвёртая часть повести
Шестая часть повести Седьмая часть повести
Навигация по каналу «Полевые цветы» (2018-2024 год)