Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Обидчивость: главные признаки и топ-7 причин. Как избавиться от обидчивости — объясняет психотерапевт

Оглавление

«Люди постоянно задевают меня, не считаются с моими чувствами!», «Мир несправедлив ко мне!», «Мне задолжали!». Повышенная обидчивость — деструктивная модель поведения, которая не только причиняет ментальные страдания самому человеку, но и разрушает его социальную жизнь, близкие отношения. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров рассказывает, чем обидчивость отличается от обиды, почему она формируется, — и как с ней справляться.

Обида и обидчивость — в чем разница? Признаки обидчивости

Все мы периодически ощущаем обиду, и это нормально.

Обида — это естественная чувственная реакция психики на неоправданные ожидания: реальность проявилась не так, как мы ожидали и хотели, произошла несправедливость.

Эта составная реакция может включать в себя сразу множество эмоций и сложных переживаний: досаду, горечь, растерянность и страх, жалость к себе, раздражение, злость и ярость, желание отомстить обидчику, жажда восстановить справедливость.

-2

Обида — это также социально-приемлемая форма выражения злости. Мы обучаемся обиде еще в возрасте 2–5 лет, и она становится инструментом управления реальностью: позволяет нам-детям подать сигнал о дискомфортной и болезненной ситуации, получить удовлетворение своих эмоциональных потребностей (отстоять свои представления о реальности, восстановить чувство справедливости, достичь желаемого) от родителей и других окружающих людей.

Во взрослом возрасте функция обиды трансформируется. Сознательная и психологически зрелая личность тоже может сталкиваться с несправедливостью — недостойным отношением, оскорблением, предательством и другими актами недоброжелательности в свой адрес. Но она уже не нуждается в помощи родителей, чтобы повлиять на окружающую реальность. Обида выступает своеобразным индикатором несправедливости, за которым следуют действия: донести до обидчика суть проблемы, проанализировать ситуацию и найти способы решения, или минимизировать\прекратить общение.

И тут мы подходим к ключевому различию.

Если обида — это ситуативная реакция на раздражитель, то обидчивость — это устоявшаяся модель мышления, эмоционального реагирования и поведения, при которой нарушена частота проявления, оценка основания и длительность состояния обиды.

Частые обиды. У обидчивого человека реальность слишком часто не совпадает с личными ожиданиями, мечтами и фантазиями.

Меня постоянно задевают и ранят! Этот мир не принимает меня! Почему жизнь так несправедлива ко мне?!

Зыбкие основания. Поводом для обиды часто выступают не конкретные факты (слова, действия), а предположения и интерпретация этих фактов, косвенные улики и подозрения.

Мне кажется, что она меня не уважает, потому что она не согласилась с моим утверждением.
Мне кажется, что он меня не любит, потому что он не ответил на звонок сразу.
Мне кажется, они надо мной смеются и издеваются, потому что они странно на меня посматривают.

Долгие\накопленные обиды. У обидчивого человека обида как индикатор несправедливости не формируют мотивацию к действию: решению проблемы. Вместо этого человек копит обиды, постоянно их обдумывает, глубоко погружается в свои переживания без разрешения конфликта, долгое время пребывает в мрачных размышлениях, может даже «смаковать» негативные чувства.

Нет, ну вот как они могли так со мной поступить?! Никогда не забуду, никогда не прощу, постоянно об этом думаю.
О, как же это было несправедливо! Мне так больно, мое сердце разбито! Как можно было так поступить со мной, я же такой хороший человек…
Эта обида и месть делает меня сильнее, страдания — основа моей личности!
-3

Топ-7 причин обидчивости

Помимо перечисленных выше признаков, обидчивость от обиды отличает дополнительный мотив. Излишне частая реакция на несправедливость связана не только с конкретным событием, но и с дополнительными личными факторами, — и усиливается ими.

1. Инфантилизм

Повышенная обидчивость — характерная черта незрелой личности. Как и ребенок, такой человек использует обиду как инструмент привлечения внимания и удовлетворения своих внутренних потребностей за счет окружающих людей.

А главное — обидчивый человек отказывается брать ответственность за свои чувства, не пытается разрешить конфликт. Вместо этого он перекладывает весь груз ответственности на обидчика — и ждет от него поведения, характерного для родительской роли.

Никто меня не понимает, никто не заботится о моих чувствах!
Ты же мой близкий человек, ты обязан делать все, чтобы я чувствовал себя счастливым! Ты обязан понимать меня даже без слов, предугадывать! Ты должен извиняться и исправлять ситуацию!

Инфантилизм в этом вопросе может сочетаться с ролевой моделью «жертвы»: человек искренне считает, что окружающие ему обязаны, должны соответствовать всем его ожиданиям и подстраиваться под них.

-4

2. Повышенная чувствительность

Еще одна распространенная причина обидчивости — индивидуальные психологические особенности, которые влияют на восприятие и оценку реальности.

Интроверсия. Обидчивость более характерна для людей интровертных, склонных направлять внимание «внутрь себя», заниматься навязчивой чрезмерной рефлексией: постоянно погружаться в свои чувства и эмоции, освежать в памяти и заново переживать болезненные события.

Постоянно вспоминаю об этом, прислушиваюсь к ощущениям…

Эмоциональная лабильность. Обидчивые люди чаще обладают лабильной (неустойчивой) психикой: для них характерны резкие перепады настроения, широкий диапазон чувств с регулярными полярными колебаниями. Эти колебания могут приводить к завышенным ожиданиям и более болезненному разочарованию.

Все было так замечательно… Как же так можно было поступить?!

Эмоциональная реактивность. К обидчивости также более склонны люди, которые испытывают трудности с эмоционально-поведенческим самоконтролем. Они вспыльчивые, крайне быстро и чрезмерно реагируют на дискомфортные ситуации.

Да как она посмела так со мной разговаривать?!
-5

3. Психологические травмы

Восприятие реальности также могут искажать психологические травмы: болезненный опыт психологического, физического или сексуального насилия, значимые потери, катастрофы и т. д.

В этом случае человек придает сверхзначимость травмирующим воспоминаниям. И ситуации, которые даже косвенно напоминают о травме (общая тематика, интонации, взгляды, жесты и мимика, паттерны поведения и т. д.), становится триггером — привлекает повышенное внимание, вызывает острую эмоциональную реакцию, «накладывается» на предыдущий опыт и усиливается им.

Он не ответил на звонок. Он меня игнорирует точно так же, как родители\предыдущий партнер! Ему тоже не важны мои чувства и мое существование! Как он мог меня предать!
Она разговаривала со мной такими же словами, как мама, и так же поднимала бровь! О, я помню это ощущение бессильного унижения!

4. Подавленная агрессия

Накопление обид также может быть формой пассивной агрессии.

Так происходит, если человек имеет слабые личные границы и не умеет их отстаивать, боится вступать в конфликт и отстаивать свою точку зрения.

В результате ситуации, которые можно было разрешить прямым обсуждением, превращаются в невысказанные претензии и трансформируются в длительные молчаливые обиды.

При этом обидчик так и не узнает о дискомфорте со стороны своей «жертвы», и может повторять свои паттерны поведения, действия. На этом фоне обида усиливается, накапливается — и может приводить к скандалу «по пустякам», внезапному разрыву отношений.

Да ты всегда так делаешь! Я уже устала терпеть!
Все, меня это доконало, мы расстаемся!.. А ты сама догадайся, что было не так!

5. Неадекватная самооценка

И низкая, и завышенная самооценка порождают сразу несколько риск-факторов обидчивости:

  • большое количество комплексов, социальных страхов;
  • внешняя ориентация, зависимость от мнения и отношения окружающих;
  • склонность воспринимать себя как главную причину настроения, слов, поступков и действий окружающих;
  • общее чувство неудовлетворенности своей жизнью.

В этом случае обидчивость проявляется на фоне чрезмерной концентрации на словах, поведении и действиях других людей, искаженной интерпретации их причин и мотивов.

Она улыбается, наверняка смеется над моей внешностью!
Они меня недостаточно уважают, не осознают, насколько я хорош!
Он так поступает специально, чтобы меня задеть!

6. Черно-белое мышление

Еще одна причина искаженного восприятия реальности — черно-белое (полярное, дихотомическое) мышление.

Это склонность мыслить крайними категориями: при оценке ситуаций тонкости стираются, остаются только полярные категории: «хорошо–плохо», «добрый–злой», «друг-враг».

Все должно быть идеально, или никак! Почему он этого не понимает, почему не хочет подстроиться под меня, прислушаться к моим требованиям?!
Я-то думал, мы лучшие друзья. А ты отказываешь мне в такой простой просьбе! Вот уж, пригрел на груди змею! Предатель!
Они должны были со мной согласиться, раз они мои близкие люди. А если нет, то они против меня.
-6

7. Манипулятивность

Наконец, обидчивость может быть не просто чертой характера, но и осознанным паттерном поведения, способом манипуляции окружающими.

Чаще всего такая обидчивость формируется у детей, выросших в семьях с дисфункциональным воспитанием, потворствующей формой гиперопеки: родители полностью удовлетворяли малейшие желание и капризы.

В результате ребенок привык к тому, что демонстративное проявление обиды (слезы, надувание губ, бойкот молчанием, эмоциональные жалобы) всегда помогали получить желаемое и «подстроить» реальность под свои ожидания. И во взрослом возрасте продолжил использовать эту адаптивную манипуляцию.

Я не буду с ним разговаривать, пока он полностью не возьмет на себя вину за ситуацию и не принесет извинений, не сделает примирительный подарок!
Я накричал, ушел и хлопнул дверью! Теперь ей будет неповадно так себя со мной вести, сразу все поймет!..

Что делать с повышенной обидчивостью?

Проработка повышенной обидчивости — комплексная задача.

Осознаем обидчивость

Главный шаг — осознать за собой такой паттерн.

Во-первых, для этого важно отслеживать чувство обиды, анализировать его частоту и причины, продолжительность — и сравнивать с характерными признаками обидчивости.

Во-вторых, нужно осознать деструктивность такого паттерна. За обидчивостью скрываются факторы искаженного восприятия реальности, которые вносят в жизнь недопонимание, растерянность, чувство беспомощности. А сами частые обиды провоцируют хроническое нервное напряжение, мешают грамотно отстаивать свои границы и формировать здоровые доверительные отношения с людьми.

Поэтому проработка обидчивости — это вовсе не «смирение перед несправедливостью мира», а способ развеять самообман, улучшить свое ментальное состояние, повысить качество жизни.

-7

Работаем над выражением чувств

Следующий шаг — принять, что окружающие не могут читать наши мысли, не обязаны угадывать наши чувства и настроение. И это касается даже самых близких людей.

Обозначение своих границ, указание на акт несправедливости — это наша прямая ответственность.

Поэтому важно учиться спокойно и понятно выражать свое недовольство — и делать это по возможности сразу (или хотя бы в тот же день, если вы не можете быстро совладать с эмоциями и вести диалог с обидчиком).

При этом в беседе с обидчиком важно отказаться от «ты-сообщений»: эмоциональных обвинений, упреков, ругательств. Вместо них важно использовать «я-сообщения» — сдержанное описание своих собственных чувств, реакций, мыслей, ожиданий. И делать это не с целью обвинить обидчика, а прежде всего со стремлением разобраться в ситуации, устранить возможные недопонимания, разрешить конфликт.

НЕправильно: Это ты во всем виноват! Это из-за тебя! Как ты мог?! Ты специально!..
Правильно: Я почувствовал злость, растерянность, страх, чувство предательства… Меня это очень сильно задело. Я ожидал совсем других слов\реакций\поступков, потому что… Скажи, почему ты сказал\сделал?

Анализируем обиды

Также важно учиться проводить анализ своих обид. Особенно эта техника полезна, если время для выражения обиды упущено, или объяснения с обидчиком кажутся слишком болезненными и пугающими.

1. Берем листок бумаги и делим его на 4 колонки: позже для выполнения техники будет достаточно мысленного анализа, но учиться ей легче на наглядном примере.

2. Описываем ситуацию: что конкретно произошло, в подробностях.

3. Описываем ожидания: какой сценарий был разрушен реальностью, каких слов\реакций\поведения\отношения вы на самом деле ожидали от человека, чего вам хотелось?

4. Ищем ошибку в анализе: пытаемся объяснить себе, почему мы возложили на человека эти ожидания, какие факторы прошлого и настоящего времени могли подтверждать и опровергать ожидания.

5. Корректируем ожидания: на основе проанализированных факторов моделируем более реалистичные ожидания от этого человека, и сравниваем их с ситуацией, которая вызвала обиду. Задаемся вопросом — насколько рациональна наша реакция?

-8

Расширяем картину мира

Для проработки обидчивости также важно учиться выходить за рамки своей собственной роли в конфликте и смотреть на ситуацию шире:

  • принимать и анализировать альтернативные точки зрения;
  • задавать вопросы и изучать мотивы;
  • анализировать свои чувства в рамках комплексного события.

А для этого важно принять мысль о том, что мы не можем быть «центром мира» для окружающих. Каждый из нас имеет свой жизненный опыт, характер, взгляды и ценности, индивидуальные паттерны мышления, эмоционального реагирования, поведения.

И даже если эти факторы не стоит воспринимать как «оправдания», они важны для полноценного понимания ситуации.

Укреплять внутренние опоры

Еще одна защита от повышенной обидчивости — здоровая самооценка. Это спокойная и устойчивая опора на себя, внутренний фундамент:

  • понимание своих потребностей, желаний, целей и ценностей;
  • трезвая оценка личных ресурсов, навыков и компетенций;
  • саморазрешение на проработку и защиту личных границ, изъявление своей воли;
  • уверенность в своей способности справиться с трудностями.

Подробнее о здоровой самооценке и методах ее развития мы писали здесь.

-9

Прорабатываем травмирующий опыт

Если же повышенная обидчивость связана с травмирующим опытом и навязчивыми триггерами, важно отдельно проработать эти ситуации и негативные чувства, освободиться от груза сверхценности прошлых переживаний.

Для этого важно искать истоки своих триггеров, анализировать схожие элементы и ощущения, мыслительно-поведенческие паттерны, учиться отслеживать их и не позволять им искажать восприятие реальности. Сделать это самостоятельно может быть достаточно сложно, поэтому лучше обратиться к психологу или психотерапевту.

Друзья! Если вы чувствуете, что вам нужна поддержка и помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!