Найти в Дзене
Автозавод NN

Полуторка

Грузовик ГАЗ-АА, также известный как «Полуторка», был первым серийным грузовиком, выпущенным Горьковским автозаводом в 1932 году. Он стал одним из символов эпохи индустриального развития Советского Союза и настоящей легендой советского автопрома.

В январе 1932 года в Нижнем Новгороде вступает в строй новый промышленный гигант – Нижегородский автомобильный завод, в тот же год переименованный в Горьковский. За основную модель был выбран лицензионный грузовик Ford Model AA – практичный и недорогой автомобиль грузоподъемностью 1500 кг, с которым уже успели познакомиться советские труженики. До вступления в строй автогиганта их собирали в СССР на двух автосборочных заводах в Нижнем Новгороде и Москве. Наконец-то советское сельское хозяйство получило свой массовый автомобиль, вносивший посильную лепту в освоение целины и выполнение плана по хлебозаготовкам.

-2

Советская «полуторка» хоть и считается некоторыми полной копией Ford AA, но изменения наши инженеры в конструкцию вносили: усилили картер сцепления и рулевой механизм, разработали оригинальный воздушный фильтр. А в самый первый год из-за технологических сложностей и нехватки штамповочного оборудования машины сходили с деревянной кабиной временного образца и под маркой НАЗ-АА. Таких ранних образцов было сделано 3 800 экземпляров. Как и американские, наши «полуторки» всегда окрашивались в защитный темно-зеленый цвет, за небольшим исключением вроде парадных машин и индивидуальных заказов. Карбюраторный 4-цилиндровый мотор первоначальной мощностью 40 сил был прост и неприхотлив, мог работать на низкооктановых сортах бензина и даже на керосине.

Поздней осенью 1932 года с конвейера начали сходить машины с привычными цельнометаллическими кабинами, причем эти кабины тоже имели свой индекс — ГАЗ-82. Практически тогда же поменялась и марка автомобиля. Только в первый производственный год на Горьковском автозаводе были собраны 7524 «полуторки».

Летом 1933 года был проведен всесоюзный автомобильный пробег по маршруту Москва - Горький - Казань - Оренбург - Актюбинск - Ташкент - Каракумы - Хива - Баку - Тбилиси - Орджоникидзе - Ростов-на-Дону - Харьков - Москва. Участвовало 23 машины, включая шесть грузовых ГАЗ-АА. За 86 дней автомобили проехали 9500 километров. Самым сложным участком маршрута были чёрные пески — пустыня Каракумы. Песок забивал моторы и механизмы, а температура в кабинах порой достигала 75 градусов. «Полуторки» с честью прошли это сложнейшее испытание.

-3

С 1938 года модернизированные «Полуторки» постепенно начали комплектоваться более мощными двигателями типа М мощностью 50 л.с., являвшихся базовыми для нового легкового автомобиля М-1. Кроме того, автомобилю изменили крепление задних рессор, ввели новую облегченную конструкцию рулевого управления и другие изменения. Обновлённой машине была присвоена заводская марка ГАЗ-ММ, хотя среди водителей и в обществе автомобили по-прежнему часто называли ГАЗ-АА. Кроме базового грузовика, на заводе были созданы и многочисленные модификации «полуторки», специальные автомобили и автобусы на её шасси. Среди них трёхоска ГАЗ-ААА, самосвал ГАЗ-410, автобус ГАЗ-03-30, санитарный автобус ГАЗ-55 и другие. ГАЗ-АА и его модификации были очень популярны и незаменимы среди советских колхозников и рабочих, а также сыграли огромную роль во время Великой Отечественной войны. Они отличались надежностью и простотой в обслуживании по сравнению с другими грузовиками того времени.

-4

В 1942 году, в самый разгар войны, из-за дефицита металла и рабочей силы «полуторку» пришлось упростить: вместо кабины – тонкий каркас с брезентовой крышей и дверьми, простые гнутые крылья, тормоза лишь на передних колесах, одна фара и так далее. Хотя позднее ГАЗ-ММ почти вернул свой первоначальный вид, но упрощенные крылья и крыша, обитая дерматином, останутся с ним до конца конвейерной жизни. С 1947 года для разгрузки Горьковского автозавода часть комплектов ГАЗ-ММ отправляли для сборки в Ульяновск. Вскоре там было налажено полноценное производство, и автомобиль даже пытались подвергнуть очередной модернизации с заменой рессор, внедрением амортизаторов и прочим, но жить «полуторке» на конвейере оставалось недолго, автомобиль морально устарел. В Горьком последний ГАЗ-ММ сошел с конвейера в 1949 году, в Ульяновске же – в 1951 году. Общее количество собранных в Советском Союзе «полуторок» ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ со всеми их модификациями приближается к одному миллиону единиц.

Сегодня грузовики ГАЗ-АА остаются памятником советской автомобильной промышленности и истории, неизменно привлекая внимание коллекционеров и автолюбителей.

Авто
5,66 млн интересуются