Ленты про байкеров не то, чтобы частые гости в кинотеатрах. По крайней мере, в списках самых кассовых лент подобные картины не встречаются, но в определенные периоды времени такие фильмы становились по-настоящему знаковыми, т.к. оказывались созвучны эпохе. Например, вышедший в 1953-м году "Дикарь" с Марлоном Брандо быстро стал культовым и очень сильно повлиял на популяризацию байкерского движения, а появившийся спустя 16 лет "Беспечный ездок" не только способствовал символизации контркультурного движения, но и благодаря своему огромному кассовому успеху открыл в истории Голливуда ту самую эпоху студийного авторского кино, благодаря которой Френсис Форд Коппола, Питер Богданович, Майкл Чимино и многие другие легендарные режиссеры 70-х сняли свои наиболее знаковые работы. После провалов "Врат рая" Чимино и "От всего сердца" Копполы эту лавочку быстро прикрыли и большую часть полномочий вернули продюсерам. Тем не менее, фильмы о байкерах продолжили периодически выходить, тут можно вспомнить разные ленты от "Квадрофрении" до "Крутящего момента", но повторить культовый успех первых двух упомянутых лент им и близко не удавалось. Режиссер Джефф Николс, ранее известный драмами "Лавинг" и "Мад", почти 20 лет мечтал снять экранизацию книги Дэнни Лайона "Байкеры", сначала рассматривая на главную роль своего знакового актера Майкла Шэннона, но возможность снять кино появилась только в 2022-м году с условием приглашения звездного актера на главную роль, из-за чего Шеннону досталась второплановая роль, а во главе действа стали Том Харди и набирающий обороты после "Элвиса" Остин Батлер. Ленту презентовали еще в августе 23-го года на фестивале "Теллурайд", но из-за забастовки Гильдии актеров лента была сдвинута на 21 июня 2024 года и получила нового прокатчика. Сегодня рассмотрим, какой вышла ретро-драма о байкерах Джеффа Николса, так ли хороши в ней Харди и Батлер, а также стоит ли вообще тратить на это кино время.
Лента стартует сначала в 70-е годы и нам представляют героев, через воспоминания которых и будет флэшбеками формироваться вся история: это Кети Бауэр, которая влюбилась и выскочила замуж за одного из наиболее заметных участников клуба байкеров "Вандалы" Бенни, а также начинающий журналист Дэнни, который когда-то ездил с "Вандалами", но со временем решил посвятить себя любимому делу и написать книгу о самом клубе.
Далее действие переносится в 1965-й год: любитель мотоциклов Джонни Дэвис решает создать свой собственный клуб байкеров - к этому его сподвигли многочисленные просмотры ленты "Дикарь" с Брандо. Дэвис так проникается главным героем фильма, что начинает также зачесывать волосы и делать многосложное выражение лица. Все это срабатывает и у Джонни получается привлечь множество сторонников, среди которых есть и молодой механик Бенни, который словно герой песни "Беспечный ангел", только на большой скорости чувствует себя свободным, но предпочитает по жизни принцип "сначала сделать, а потом подумать", из-за чего ему часто достается на орехи. Тем не менее, именно в него влюбляется Кэти и выходит замуж через 5 недель знакомства.
Герои словно современные кочевники мотаются по разным местным городкам, понемногу хулиганят, имеют некоторые проблемы с законом, очень часто сидят у костра и много пьют. К ним периодически присоединяются разные левые люди, одни остаются, другие возвращаются обратно, но создают в своем городе очередную ячейку "Вандалов". В общем, все идет чинно и благородно. И если в "Дикаре" и "Беспечном ездоке" современные романтики в виде брутальных байкеров быстро находят себе врагов, будь то местные шерифы или даже почти все местное население очередного мелкого городка, то герои "Байкера" оказываются в каком-то стерильном мире: ну да, полиция поймала Бенни за превышение скорости и немного пожурила, выписали штраф, чуть не посадили, но потом обошлось. Так незаметно проходит почти половина фильма.
Джонни понимает, что управлять клубом не может слишком долго и предлагает Бенни быть своим преемником, но тот отказывается, чтоб не быть связанным обязательствами. Бенни избивают, вот тогда Джонни впервые призывает соратников на насилие ответить еще большим насилием. Клуб начинает деградировать: туда приходят ветераны Вьетнама, а с ними - насилие, различные вещества и прочие "прелести". И главный вопрос уже в другом: смогут ли герои преодолеть эту деградацию, или же всем суждено не дождаться хэппи-энда.
Вообще, главная проблема фильма - это, как ни странно, драматургия. Тут отличная стилизация под 60-е, неплохая операторская работа, монтаж, костюмы. Но фильму катастрофически не хватает сюжета. Главные герои, посиживая возле костра после очередного переезда и понемногу потягивая пиво, будто ожидают, что сейчас им принесут невероятный сценарий и они КААААК начнут играть. Но ничего не происходит. Более-менее внятный конфликт начинается только в середине фильма, действия персонажей странные и нелогичные. Если герой Брандо выделялся среди всех остальных персонажей "Дикаря" своей непохожестью как на друзей-байкеров, так и на "нормальных" жителей городка, где происходило все действие, то здесь такого нет. Джонни пытается косплеить Брандо почти полностью, правда, чаще получается Дон Корлеоне из "Крестного отца", а не герой "Дикаря", Бенни же напоминает молодого Вэла Килмера в фильме о группе The Doors. Но обоих нельзя назвать уникальными персонажами. Драматическая составляющая их действий и отношений прописана очень слабо. Про минимализм происходящих событий вообще промолчу. Даже совершив некоторые действия, герои впадают в определенный маразм, предпочитая либо просто уехать от всего и всех, либо напиться.
В фильме классный актерский состав, но им реально нечего играть. Том Харди так сильно пытается походить на Марлона Брандо, что скатывается в откровенную пародию, включая тот самый хриплый голос Дона Корлеоне. Остин Батлер выглядит чуть поувереннее: все же эпох 50-60-х ему реально к лицу, но некоторая остервенелость актерской игры опять же рождает флэшбеки с Килмером. Джоди Комер играет обычную деревенскую Марусю Кэти, которая сначала очарована байкерами, а потом понимает, что так жить нельзя. Отличные характерные актеры Майкл Шеннон, Норман Ридус, Дэймон Хэрриман часто появляются в кадре, но оказываются потерянными, не понимая, что им тут играть. Их многие диалоги кажутся скорее неудачной актерской импровизацией, чем четко прописанной частью образа.
Кроме сценарных недостатков у ленты есть еще проблемные моменты с режиссурой: Джефф Николс позиционирует фильм как авторский, но режиссерский почерк в нем не виден. Даже в "Маде" было больше от Николса, чем в этой ленте. Тот же Нолан, не одно десятилетие вынашивавший идею "Начала", ухитрился все прописать подробно. Николс, мечтавший 20 лет экранизировать оригинальный роман "Байкеры", создает впечатление, будто у него просто такая идея в голове сидела, но идеи кто и как будет писать сценарий, не было даже примерно. Получается, что фильм сняли, а для чего - непонятно. Для криминального триллера здесь слишком мало действия, для драмы - слишком мало событий и однобокие персонажи.
Критики ленту встретили хорошо, дав 83% положительных рецензий, а вот в прокате результаты не впечатлили: продюсеры изначально готовили ленту к выпуску ближе к наградному сезону зимой, но перенесли на лето, когда зритель ожидает зрелищные блокбастеры. У лент вроде "Байкеров" шнсов очень мало тогда, что в итоге и произошло: с бюджетом в 35 миллионов долларов картина взяла всего 32 миллиона, что означает явный провал. Конечно, есть вероятность, что лента доберет на стримингах и вообще со временем станет культовой, но она пока очень низкая.
Смотреть ли это кино? "Байкеры" - это неплохая, но совсем не обязательная лента. Ее можно глянуть, если интересует та эпоха и как бы сейчас сняли "Дикаря". Стилизация там действительно классная, неплохой актерский состав. Поэтому эту ленту можно глянуть, а можно и не посмотреть, ничего не потеряв при этом. Я поставлю 5 баллов из 10 за актеров и работу художника.
Рекомендую к прочтению обзор ленты "Каскадеры" с Гослингом:
А также новой части "Полицейского из Беверли-Хиллз" с Эдди Мерфи:
------------------------------------------------------------------------------------
Если Вам понравился материал, прошу оставить комментарий или подписаться. Впереди еще много чего интересного.