Продолжаем изучать собрания российских музеев. Сегодня речь пойдет о предметах из миниатюрных сервизов.
Европейская мода на миниатюрные предметы зародилась в XVI веке в Германии. Серебряные копии предметов обихода – от посуды до мебели – были забавой прежде всего для взрослых. Их коллекционировали как диковинные безделушки. Из Германии мода на кукольные домики со многими комнатами, наполненные миниатюрами, пришла в Нидерланды, где мастера выполняли копии модных в то время интерьеров и наполняли их мебелью, гобеленами, картинами, столовой посудой и кухонной утварью из серебра, стекла и фарфора. Например, в одном из домиков (хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме), в буфетном шкафу выставлен набор серебра, характерный для приданого невесты конца XVII века. В Нидерландах к таким домикам относились как к собранию произведений искусства, показателю благосостояния семьи; в Германии и позже в Англии миниатюрные предметы могли быть уже и детскими игрушками.
Серебряный чайник со съемной крышкой, выполненный в Амстердаме, в конце XVII-начале XVIII века. Высота: 3,1 см. © Музеи Московского Кремля
Английские мастера, подхватившие моду на миниатюры, выполняли в основном копии столовых и чайно-кофейных сервизов. Интерес европейских коллекционеров к маленьким предметам то затухал, то возрождался вновь. На рубеже XIX-XX веков начался очередной расцвет производства миниатюрного серебра. В Англии его центром стал Бирмингем.
В Оружейной палате Московского Кремля хранится такое миниатюрное серебро. Трудно сказать, кто владел чайничком (высота – 3 сантиметра), выполненным в Амстердаме в конце XVII-начале XVIII века. Привезли ли его в Россию во времена изготовления (то есть в период правления Петра I), или же был для своего владельца уже антикварной вещицей? Также неизвестно, играли ли в предметы из двух английских чайных сервизов начала XX века; кем были эти дети? В любом случае, хранение миниатюр в Оружейной палате Московского Кремля свидетельствует об их художественной и исторической ценности.
Ну а теперь отправимся в Государственный Исторический музей и посмотрим на миниатюры, которые специалисты определяют уже как игрушечные. Устраивая кукольное чаепитие, девочки учились искусству сервировки стола. Вот, например, серебряный с позолотой чайник (высота – 10, 7 сантиметров), сделанный в 1755 году в Москве. Во времена императрицы Елизаветы Петровны обладать такой игрушкой могла девочка лишь из весьма обеспеченной и родовитой семьи. Время производства английского же фаянсового чайника (высота – 8 см) относят к 1790-1820 годам.
Еще один чайник (высота – 5 сантиметров) был сделан в 1820-1830 годы на фарфоровом заводе Алексея Гавриловича Попова. В комплекте к нему идут две чайные пары и молочник. Расскажем подробнее по заводе Попова. В 1804 году Карл Яковлевич Мелли, занимавшийся продажей изделий фарфорового завода Гарднера, выстроил в селе Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии (сейчас это часть города Хотьково) собственный завод. Но уже в 1811 году он продал его московскому купцу первой гильдии Алексею Гавриловичу Попову. Еще через три года о фарфоре Попова заговорили, отмечая его качество. Время наивысшего расцвета завода пришлось на 1830-1840-е годы. Собственная лаборатория по изготовлению красок, «фирменный стиль», разнообразие ассортимента – от простой, недорогой посуды и сервировки для трактиров до роскошных дорогих сервизов, масштабы выпуска продукции сделали завод Попова одним из значительных и интересных фарфоровых производств эпохи. После смерти Попова, в 1850-х годах завод начал угасать. Окончательно он был закрыт в 1875 году.
А вот и игрушечный серебряный подстаканник, сделанный в 1880 - 1890-х годах в Санкт-Петербурге , в ювелирной мастерской Ильи Ивановича Каторского (известна с 1882 по 1908 год). Высота подстаканника – 5, 5 сантиметра.