Найти тему
АвиаОбоз

Россия больше не участвует в проекте дальнемагистрального самолета

Китай разрабатывает дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер С929 без участия России, хотя изначально это был совместный проект. На стенде китайской COMAC на авиасалоне Фарнборо представлен макет, но Россия в описании не упоминается. Представитель китайской компании на условиях анонимности подтвердил ВВС, что теперь Китай работает над проектом в одиночку. ВВС News

Модель С929 на стенде китайской авиакомпании Comac в Фарнборо-2024
Модель С929 на стенде китайской авиакомпании Comac в Фарнборо-2024

Проект дальнемагистрального лайнера ранее назывался CR929. Ранее в Ростехе утверждали, что С в название означает Китай, а R — Россию. Теперь буквы R в названии самолета нет.

Авиалайнер начинали совместно разрабатывать российские и китайские авиастроительные компании. Дальнемагистральный самолет — критически важная часть российской транспортной инфраструктуры. Такие лайнеры лучше всего подходят для обеспечения транспортной доступности Дальнего Востока из центральной части страны.

О возможности разработки такого проекта говорили еще в начале 2010-х годов. В 2014 году во время визита президента России в Китай ОАК - Объединенная авиастроительная компания подписала меморандум о сотрудничестве с китайской Comac, предполагающий строительство такого самолета.

В России проект был представлен на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском. В Китае его презентация состоялась в конце 2018 года на Airshow China в Чжухае.

Макет фюзеляжа CR929 был одним из главных экспонатов авиасалона МАКС-2019
Макет фюзеляжа CR929 был одним из главных экспонатов авиасалона МАКС-2019


Тогда в Чжухае и Жуковском был показан полноразмерный макет части фюзеляжа и кабины самолета.

В июне 2018 ОАК и СОМАС сообщили, что договорились об основных геометрических характеристиках воздушного судна: размаху и форме крыла и хвостового оперения, длине фюзеляжа, расположению двигателей, шасси и дверей.

В июле 2024 года на авиасалоне Фарнборо на стенде корпорации СОМАС самолет показан в виде масштабной модели. Кроме того, на постере представлены его характеристики. Ни в информационном сообщении для журналистов, ни на стенде компании информации об участии России в проекте нет.

Собеседник ВВС в компании не стал называть причины и время выхода России из проекта. Сотрудники СОМАС на стенде компании на авиасалоне отказались от комментариев.

На авиасалоне Ле Бурже в Париже на стенде COMAC в 2023 году дальнемагистральный самолет был представлен без упоминания России
На авиасалоне Ле Бурже в Париже на стенде COMAC в 2023 году дальнемагистральный самолет был представлен без упоминания России


Год назад на авиасалоне Ле Бурже во Франции на постере проекта авиалайнера информация об участии России также отсутствовала. А летом 2022 года на Петербургском международном экономическом форуме министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о пересмотре проекта.

Проект CR929 был запущен на волне введения против России международных санкций в 2014 году. После начала событий в Украине в 2022 году санкции в отношении России были ужесточены. Поставки запчастей для гражданской авиации были фактически заблокированы.

В авиапарке российских компаний остаются дальнемагистральные самолеты. Например, Boeing 777 у «Аэрофлота». Фото: Getty Images
В авиапарке российских компаний остаются дальнемагистральные самолеты. Например, Boeing 777 у «Аэрофлота». Фото: Getty Images

Сейчас в парке российских авиакомпаний все еще есть иностранные дальнемагистральные авиалайнеры. Например, у «Аэрофлота» летают 22 Boeing 777ER. Однако в будущем на смену им должен прийти модернизированный Ил-96 — самолет еще советской разработки.

«Нам очень нужен дальнемагистральный самолет», — сказал 9 июля 2024 года глава Минпромторга Антон Алиханов. По его словам, этот самолет должен покрыть около 15% перевозок — SSJ-100 и MC-21 не могут этого сделать. «Эти 15% совершенно точно должны быть закрыты отечественным самолетом. Поэтому семейство Ил в одной из комплектаций возьмет на себя эту функцию с учетом требуемой доработки», — заявил он.

Подпись к фото, Ил-96 сегодня продолжают использовать российские государственные органы. Например, он летает в составе специального летного отряда «Россия». Фото: Getty Images
Подпись к фото, Ил-96 сегодня продолжают использовать российские государственные органы. Например, он летает в составе специального летного отряда «Россия». Фото: Getty Images

Сроки модернизации российского самолета прогнозировать сложно. В мае глава Ростеха Сергей Чемезов в разговоре с председателем правительства Михаилом Мишустиным заявил, что возглавляемая им корпорация планирует разработать двигатель ПД-35 и строить на его основе дальнемагистральные самолёты через два-три года, сообщали российские новостные агентства.

Источник: BBC News

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале