Венгерская автомобильная промышленность, особенно известная своими автобусами Ikarus, внесла заметный вклад в транспортную отрасль СССР. Однако мало кто знает, что наряду с автобусами, из Венгерской Народной Республики (ВНР) поставлялись и грузовики. Среди этих грузовиков особое место занимают автомобили марки Csepel, которые оставили свой след в истории советского транспорта.
Основание завода Csepel
В 1949 году в предместье Будапешта под названием Чепель, на месте разрушенных предприятий Weiss, началось строительство крупного машиностроительного комбината. Завод получил название Csepel и специализировался на выпуске разнообразной машиностроительной продукции, включая грузовые автомобили. Уже в апреле 1950 года с конвейера сошел первый среднетоннажный грузовик Csepel D350, созданный на основе австрийской модели Steyr 380 грузоподъемностью 3,5 тонны.
Развитие 700-й серии
В середине 1950-х годов завод Csepel разработал бескапотный грузовик грузоподъемностью 7 тонн. Первая модель этой серии, Csepel D700, не была запущена в массовое производство, но послужила базой для дальнейшего развития 700-й серии. Уже в 1958 году начался выпуск новых моделей. Грузовики этой серии выделялись привлекательной обтекаемой кабиной, напоминающей автобус Ikarus 55.
Технические характеристики
На большинстве серийных моделей 700-го семейства стоял рядный 6-цилиндровый 4-тактный дизельный двигатель Csepel D614 с рабочим объемом 8275 см³ и мощностью 145 л.с. Эти двигатели имели водяное охлаждение и работали в паре с механической 5-ступенчатой коробкой передач. Часть машин, особенно тягачи, оснащались более мощным 180-сильным дизелем Csepel D609.
Разнообразие моделей Csepel
Седельные тягачи
Седельные тягачи Csepel D705 с колесной базой 3400 мм стали наиболее популярными в 700-м семействе. Они выпускались с различными полуприцепами, включая бортовые, фургоны-рефрижераторы, цементовозы, бензовозы и молоковозы.
Балластные тягачи
Существовала версия балластного тягача Csepel D705.9. Также выпускались седельные и балластные тягачи Csepel D706, оснащенные 180-сильным дизелем Csepel D609.
Грузовики и специализированная техника
Базовая модель Csepel D710 с колесной базой 4300 мм имела грузоподъемность 8 тонн и использовалась в различных целях, включая установку кранов, эвакуаторов, поливомоечных машин, мусоровозов и цистерн для транспортировки различных жидкостей, таких как молоко. Венгерское внешнеторговое объединение "Могюрт" поставило в СССР порядка 800 молоковозов на базе Csepel D710.
Самосвалы и цистерны
Модель Csepel D711 представляла собой самосвал с задней разгрузкой кузова и грузоподъемностью 8 тонн. Короткобазное шасси Csepel D707 использовалось для цистерн, предназначенных для перевозки различных жидкостей, включая пищевые жидкости и топливо.
Противопожарная техника
На базе автомобилей Csepel 700-го семейства завод Ikarus изготавливал пожарные автоцистерны и другую пожарную технику. Эти машины использовались в различных регионах СССР.
Закат эпохи и наследие
Автомобили Csepel 700-й серии производились до 1975 года. На смену им пришли новые модели с двигателем Raba-MAN и кабиной от польского грузовика Jelcz, которые в СССР уже не поставлялись.
Грузовики Csepel, хотя и не были столь массовыми, как автобусы Ikarus, оставили заметный след в истории советского транспорта. Их разнообразие моделей и функциональность сделали их важной частью транспортной инфраструктуры того времени. История этих автомобилей показывает, как международное сотрудничество в автопроме способствовало развитию транспортных систем разных стран.