Найти тему

Формула счастья. ч.2. "Времена перемен"

Оглавление

Вы, конечно, знаете, что китайское пожелание - "чтобы тебе жить во времена перемен!" - является проклятием? Но откуда вы знаете, что это проклятие?

Пережившие "перестройку" в здравом уме граждане бывшего СССР ответят, не задумываясь (но не все, а большинство).

- "Потому что сначала было хорошо, а когда времена перемен нагрянули, стало плохо. Так плохо, что не только счастья не стало, но у некоторых даже импульс продолжать существование на голубой Планете стал давать сбои".

Вот только граждане, пережившие времена перемен, оказавшиеся в другом времени, стыдливо умалчивают, как критиковали времена, бывшие "до того". Как были недовольны и тем, и этим, включая "лучшее в мире образование", и медицину, которые, как оказалось, на том берегу времени перемен, действительно, таковыми были.

Вывод.

Уму нельзя верить.
Ум обманывает, откровенно врет, хотя задним числом утверждает, что "именно это и имел в виду", когда говорил прямо противоположное.

Нельзя верить "общеизвестным" истинам, как нельзя верить истинам малоизвестным, пропущенным через сито средних умов.

Китайское пожелание: "чтобы тебе жить во времена перемен" - большинство граждан понимает неверно, однобоко.

Если бы получивший "лучшее в мире образование" на уроке математики привел учителю такое доказательство - не видать бы ему назавтра утром сладкого от мамы, а видать ремень от отца, ибо жирная двойка "за логику" красовалась бы в его дневнике.

Разве это правильно? - делать столь общие, односторонние выводы на основании единственного примера? Лучше взять несколько и поискать разницу.

* * *

Предположим, подняв бокал для приветствия именинника, вы пожелали ему: "Чтобы тебе завтра пробежать марафон за 1 час 59 минут и 39 секунд!" (нынешний рекорд 1 час 59 минут и 40 секунд).

А у человека предынфарктное состояние, только-только из лазарета выписали, еле выкарабкался. Что бы он подумал? А его родственники? ("Идиот сумасшедший! Нашел, над чем шутить, существо безмозглое!")

Но если то же самое вы пожелали бы другу-марафонцу перед его поездкой на чемпионат мира по легкой атлетике, его реакция оказалась бы иной.

Смысл "того же самого" оказался бы прямо противоположным.

Смысл зависит не только от букв, не от их количества и даже не от порядка употребления. Их буквальное совпадение в разных жизненных ситуациях может означать самые разные вещи.

Это вам не математика.

Но понимание даже Царицы наук, простой, в сравнении с более широким явлением языка, мышления, психики у большинства граждан не дотягивает до понимания обыкновенными дробями. (Это такие значки на бумаге, у которых сверху и снизу циферки, а между ними - горизонтальная черточка, как "дефис" или как знак переноса).

Если сказать еще проще, получится так:

  • "стул" в одном случае будет означать "предмет мебели",
  • в другом то, что имеет в виду участковый педиатр, спрашивая у молодой мамаши, нормальный ли у малыша "стул"?
Странное зрелище ... На свежесломанном дереве, на фоне современного здания, на фоне вывески "Ваш доктор" растет поганка ...
Странное зрелище ... На свежесломанном дереве, на фоне современного здания, на фоне вывески "Ваш доктор" растет поганка ...

Перемены мест

Марк Аврелий говорил, что человек, не узнавший мир, то есть не путешествовавший, не способен познать и себя.

Переведу на русский.

Человек, не познавший перемены во внешнем, не способен познать перемены во внутреннем.

Потому что это одно и то же, или, по крайней мере, тесно связанное.

Самые интересные явления происходят на "перевалах".

  • На перевалах физических, одолев которые, оказываешься в новой, чудесной, изумрудной долине, где мирно пасутся коровы, из вымени которых капает на ярко-зеленую траву жирное, вкусное молоко, коровы, за которыми ухаживают прекрасные, невинные молодые девушки, у которых ... Хм ...
  • На перевалах психологических, когда, преодолев "жизненные трудности", справившись с напором жизненных обстоятельств, человек понимает то, чего понять без этого невозможно никак - сколько букв и в какой последовательности ни прочитай.

"Сколько книжек ни читай - императором не станешь", тем более, Марком Аврелием.

Переходные процессы - самые интересные. И в жизни физической, внешней, и в психологической, внутренней.

Так что я сильно сомневаюсь, что большинство правильно понимает смысл китайского "проклятия", которое является проклятием, если у вас предынфарктное состояние, но в других обстоятельствах служит волшебным эликсиром Жизни.

(Для меньшинства "перестройка" оказалась чудесной долиной с коровами и девушками, где молоко капает, наполняя кошельки не испугавшихся перемен граждан).

Человек похож на кубик

Человек, в определенном смысле, похож на кубик.

Согласно даосской модели, человека можно представить посредством трех осей, ортогональной Декартовой системы координат.

"Трехосная" модель человека - это информация, энергия, мерность.

Немногие слышали об этой модели, даже из тех, кто называет себя "китаеведами".

Но сколько ни "ведай" Китай - главные и самые глубокие вещи узнаются не в Китае, а в Практике.

Итак, почему нам интересны переходные процессы в физике и "перевалы жизни" в человеческой душе, в психологии?

"Времена перемен" в физике

Оставим пока информацию и мерность, а поговорим об энергии.

Переходные процессы требуют дополнительных затрат энергии, они более энергоемкие, особенные. Вот за эту "особенность", отличие и приходится доплачивать.

Именно на разнице некоторые вещи становятся наглядными, очевидными, понятными.

Парадокс. Главное, очевидное прячется в очевидности.

Отсюда следует почти метод работы с человеком. Или не почти (но к этому вернемся позже).

Пример.

Пытаясь сдвинуть с места тяжелый груз, можно увидеть - на разнице с покоем - что такое "масса, как мера инертности тел".

Кажется, это можно понять, придавая ускорение и двигающейся телеге? Можно. Особенно, когда явление уже понято, открыто кем-то, более наблюдательным :)

Кстати, это один из главных моментов, почему помощь наставника оказывается необходимой.

Наставник, учитель не действует вместо человека, это невозможно. Но и без наставника серьезного продвижения не произойдет.

Откуда взяться гению, способному (возвращаясь к аналогии с физикой) открыть и "массу", и "энергию", и еще множество понятий-законов, зная которые только и возможно создать самодвижущуюся карету, чтобы добраться до места назначения не со скоростью черепахи, а хотя бы со скоростью Ахиллеса?

У нас не так много времени на развитие - человеческая жизнь быстротечна. Сэкономить немного времени и энергии - не такая плохая затея, как считаете?

Возвращаясь к человеку

Почти невозможно понять, что с нами происходит, какая причина привела к следствию - к состоянию, в котором мы привычно находимся и которое нас не вполне устраивает, потому что "оно плохое".

Как увидеть причину, затерявшуюся в недрах следствия?

Как понять, что привело телегу в движение, если телега уже двигается вослед за лошадью?

Это абсолютно не очевидно, увидев лошадь, запряженную в телегу, понять, что именно лошадка и есть причина того, что телега не стоит, а двигается. Это сейчас мы такие умные - даже те, что не преодолели начальный барьер ЕГЭ ни по математике, ни по физике и отправились на пересдачу.

Как понять, что привело к состоянию, в котором человек находится, особенно, если это состояние привычное? Если депрессивные настроения стали фоном жизни?

Пример.

В боксе "падают" не от сильных ударов, а от ударов, которых не замечают. От сильных ударов бывает больно, но крайне редко - критически опасно.

Проведите эксперимент.

Когда стоите, уткнувшись в гаджет, "забыв обол всем на свете", в этот момент даже ребенок, толкнув вас неожиданно, способен вывести здоровенного мужика из равновесия. Или даже "уронить".

* * *

Единственный способ изменить "негативное состояние", справиться с привычным эмоциональным фоном - осознать цель, ради которой мы эту эмоцию создали и которую привычно испытываем, давно забыв, для чего нам эта эмоция, генерирующая психическую энергию.

Звучит странно? Понимаю.

Или вы полагаете, что эмоция - это нечто врожденное? Или привнесенное каким-нибудь чертиком, мешающим жить? Спешу вас разочаровать и обрадовать одновременно.

Радость в том, что поскольку мы сами создаем эмоции, то мы же способны их изменять. Осталось увидеть, понять, в каком месте, в каком направлении свою власть применить.

И легче всего это увидеть именно на "перевалах жизни", во времена перемен, которые для одних являются проклятием, а для других - высшим благом.

* * *

Напомню, что я затеял цикл статей, в режиме онлайн описывая то, что приходит, "на основе реальных событий", как пишут перед некоторыми фильмами.

Человек периодически оказывается во времени перемен.

Поступая в школу, оканчивая школу, вступая в брак, выступая из брака (неправильно? - но ведь понятно?), заводя детей, воспитывая детей и, в какой-то момент отпуская их в свободный полет, плавание по жизни. А иначе зачем и для чего вы их воспитывали, скажите?

Эти перемены имеют одну общую особенность. Что-то, что было привычным, чему вы посвятили много времени, энергии, сил - вдруг исчезает.

И внутреннее, психическое пространство вдруг освобождается для чего-то нового.

Либо оказывается пустым, но в другом смысле и человек испытывает чувство опустошенности, потерянности - очень тяжелое, острое, трудно переносимое, болезненное чувство.

И даже если человек теоретически знает об этом, ему приходится также понять на опыте, понять, что "машина работает не в принципе, а в кожухе", как однажды мне сказал научный руководитель.

Итак, есть у меня несколько соображений касательно перехода за новые горизонты жизни, которыми я планирую с вами поделиться в ближайших статьях (начало тут).

Вот только соберусь в деревню, на поправку, к тем самым коровам, но без девушек, потому что с женой.

-2

=====================================

Приглашаю вас в группу ВК. На комментарии отвечаю.

=====================================