Найти тему
Тихий океан 1/72

Тихоокеанский «Italeri» 1/72. Часть I.

Оглавление

Самый известный и единственный из выживших итальянских производителей сборных моделей, фирма «Italeri», так же была близка сердцу отечественного возрастного моделиста, как и ранее описанные британские конкуренты, Matchbox и Airfix. Мало того, таковой и остается, несмотря ни на какие перипетии.

История фирмы наглядно показала, чего можно добиться, если не просто собирать «пластмассовые игрушки для взрослых дяденек» или тратить время на бестолковую около-модельную писанину, а подойти к делу творчески, с душой, превратив увлечение в работу. Итак, в 1962 году двум итальянским моделистам, Джулиано Мальсервиси и Джан Пьетро Пармеджиани (Giuliano Malservisi и Gian Pietro Parmeggiani), захотелось чего-то большего, чем просто клеить модельки из уже готовых наборов, а именно, самим разрабатывать и создавать оные. Была основана фирма «Italstamp» и, в 1968 году, под брендом «Aliplast» был выпущен первенец: модель истребителя Fiat G.55 в масштабе 1/72 по качеству вполне соответствующая тогдашнему уровню развития «модельных технологий».

-2
Юбилейный выпуск той самой модели «Фиата-G55» от 2012 года. Как-никак 50 лет. Оформление коробки полностью повторяет коробку первенца 1968 года. В коробке - тот самый пластик, паковавшийся итальянской фирмой «Supermodel» до середины восьмидесятых.

Дальше-больше. Название фирмы было сменено на «Italaerei», к концу семидесятых приняв окончательный вид: «Italeri». Как и у всех уважающих себя производителей, производственная линейка фирмы охватывала все популярные масштабы и направления, причем разработчики не замкнулись исключительно на образцах итальянской техники, хотя последней и уделялось повышенное внимание.

-3
Модель летающей лодки Dornier Do.24 из семидесятых: на коробке визитная карточка, стилизованная эмблема, но название фирмы еще «Italaerei».

Относительный успех фирмы связывают с реализацией известной пословицы про синицу в руках: модели «Итала», не будучи верхом совершенства в плане реализации «модельных технологий», имели качественные отливки и декали, сравнительно хорошо собирались и при этом были относительно недорогими в сравнении с более продвинутыми конкурентами. Вероятно свою роль в «активном долголетии» сыграли активные контакты с другими производителями: с одной стороны, под брендом «Italeri» паковался пластик сторонних фирм, с другой, модели итальянцев перепаковали такие известные ребята, как «Тамия», «Ревелл» и «Звезда».

-4
Значение имело и некое «чутье» на хиты, как эта, наверное самая известная модель «Итала»: мифический Миг-37 выпуска 1988 года. Понятно, что фантастика, но мало ли? И ведь покупали.

К откровенным плюсам можно отнести приобретение пресс-форм разорившихся итальянских фирм «Supermodel» и ESCI, особенно второй, долгое время являющейся одним из лидеров по качеству исполнения моделей. Что касается тихоокеанской тематики, то направление было, мягко говоря, не приоритетным. Но тем не менее. По уже доброй а может и нет традиции, в обзоре будут присутствовать модели, включающие "коробочные" варианты, соответствующие Тихоокеанскому ТВД. Итак.

Boeing «Fortress» Mk.I (B-17B\C\D)

-5

Перепаковка «ранней Крепости» от Academy – мало того, что безальтернативной, но еще и более чем достойной модели, представляющей "ранние" модификации. В отличие от прародителей-корейцев, дававших модификации B-17B, C и D отдельными моделями, итальянцы формально предложили все «в одном флаконе». Кроме того, модель выгодно отличалась качественной декалью (ранние декали Academy – чистая «пивная жесть»). Хотя упор был сделан на британские варианты «Fortress» Mk.I (было только одно издание модели, но известно два варианта декали с тремя или четырьмя английскими вариантами), не обошли стороной и «тихоокеанца».

«Правильное место» было представлено B-17C с серийным номером 40-2049 и именем собственным "Skipper" из 38-ой разведывательной эскадрильи 7-ой бомбардировочной группы. Борт со товарищами (всего 12 машин) угораздило совершать 14-ти часовой перелет из Сан-Франциско на Гавайи именно с 6 на 7 декабря 1941 года. О прилете «Крепостей» знали, мало того, за них приняли первую ударную волну японцев со всеми вытекающими. А сами машины, имевшие на борту полный экипаж, полное пулеметное вооружение … правда без боеприпасов, явились на Гавайи в аккурат в разгар японского налета и в полной мере оценили радушие японского «комитета по встрече» и собственных зенитчиков.

-6
Наш герой был атакован группой «Зеро» с «Акаги» и совершил аварийную посадку на аэродроме Беллоус Филд с двумя ранеными на борту. Сам самолет не восстанавливался и был разобран на запчасти. Вообще, в той ситуации «Крепостям» улыбнулась удачи 80-го уровня: все двенадцать машин приземлились, списаны были только две. На весь трудовой коллектив был только один погибший член экипажа и двадцать раненых. "Что такое везет" ®.

Dornier Do.24

Казалось бы, а каким боком здесь война с Японией? А таким. Трехмоторная летающая лодка была разработана немцами в середине 30-х годов по голландскому заказу для авиации ВМФ (Koninklijke Marine Luchtvaartdienst) и использовалась в боях конца 41-го - начала 42-го годов в колонии, Голландской Ост-Индии, в количестве 37 штук.

-7

Сама модель 1979 года рождения представляла из себя здоровенную «мыльницу» с редкой, но аккуратной расшивкой, что никак не отражалось на ее популярности у любителей этого дела, поскольку альтернативы все равно не было и нет. «Итал» вполне логично про пионеров-голландцев забыл, делая упор на немецкие варианты оформления. Единственное упоминаемое исключение – выпуск 2000 года, где все-таки присутствовал голландский вариант.

-8

Борт с тактическим номером как на декали, X-24, существовал, числился за эскадрильей GVT-7 (№ 7 Groep Vliegtuigen) и был последним из шести выживших «Дорнье», которые удалось в марте 1942 года перегнать в Австралию. Но была проблема: ни фото, ни даже «боковичка» борта «X-24» c «ОЗ-треуголками» не существует.

-9
На единственной вменяемой фотографии от марта 1942 года эта машина уже несет новые, поздние ОЗ – гос.флаг Королевства Нидерланды. В таком же виде эта машина представлена в музее Militaire Luchtvaart Museum в Нидерландах. Примерно то, что имело ввиду «Италери», показано на боковичке машины с б/н «X-12».

В 2013 году во всей красе проявился фирменный феномен «Italeri»: не только выпускать новые модели, но и дорабатывать старые пресс формы. «Дорнье 24» прилично продвинули по деталировке интерьера кабины пилотов плюс добавили маленькую платку фототравления. Мелочь – а приятно. Главное, не попасться на старый выпуск.

В том же 2013 году был выпущен набор с дополнительным австралийским вариантом оформления.

-10
-11
Do-24K-1 41-ой эскадрильи RAAF. Таунсвилл, Австралия. 1943 год. Все шесть бывших голландских «Дорнье» долго чинили, потом пять из них в 1943 году свели в вышеупомянутую эскадрилью, используя в транспортных целях. Приобретение было так себе: данный конкретный борт (A49-5, бывший голландский X-10) за время недолгой службы (с июня 43-го по март 44-го года) примерно 50% времени находился в ремонте.

Причем если подходить к вопросу сколько-нибудь серьезно, то ни «голландца», ни «австралийца», то есть модификацию Do.24K, из этого набора без хирургического вмешательства не сделать: «Итал» дает чисто немецкую модификацию Do.24T, которая имела другие (немецкие, а не американские) двигатели и совершенно другую капотировку оных.

Douglas A-26B "Invader"

-12

Выпуск в 2005 году «Италовского» «Инвейдера» практически помножил на ноль клепанного-переклепанного конкурента от Airfix. Вопрос был только в том, когда и как закроют всю линейку модификаций, так как Вторая Мировая – не самая известная страница истории этого чудо-самолета.

Маленькое тихоокеанское счастье постучалось в дверь последним, в 2014 году с набором № 1358 «A-26B Invader», где присутствовал и вариант с правильного ТВД.

-13
-14
Производитель любезно предлагал построить «бубух-вариант» A-26B 89-ой эскадрильи 3-ей бомбардировочной группы (89BS, 3BG) лета 1945 года то ли с Филиппин (конкретно остров Миндоро), то ли с Окинавы, подуставшего и прилегшего отдохнуть.

Без всяких сомнений, модель на сегодняшний день (и на вчерашний) является наилучшим вариантом.

Fiat BR.20 «Cicogna»

-15
Коробка «Винтажной серии» из двухтысячных, полностью повторяющая первый выпуск 1972 года.

Волею судеб, единственный наличный «Японец» у данного маститого производителя. Хотя и чистокровный «Итальянец» по происхождению. А дело было так. В 1937 году Япония заказала восемьдесят два бомбардировщика Fiat BR.20 "Cicogna" для своей армейской авиации: экспортная машина должна была компенсировать временное отсутствие современных бомбардировщиков, пока доводили до ума Mitsubishi Ki-21. Самолеты получили обозначение "Type I" (Yi-shiki), поступили на вооружение двух полков (12-го и 98-го), приняли участие в войне с Китаем и конфликте на Халхин-Голе, причем ровно ничем не прославились.

Вполне очевидно, что когда в 1972 году выпускали модель, о японской странице истории думали в последнюю очередь, поэтому, вплоть до 1984 года «японских» вариантов оформления в наборах не было.

-16
Боксарт издания 1984 года.

У японских «Фиатов» с выбором вариантов в принципе было не очень и в наборе присутствовала декаль на борт 12-го полка (12th Sentai) конца 30-х годов:

-17

Сама модель по качеству примерно соответствовала позднему ФРОГ с деталировкой «серединка на половинку», внешней расшивкой, хорошим качеством литья, но отягчающим фактором в виде утрированного исполнения полотна: хвостовая часть самолета была целиком обтянута полотном, по типу наших Яков.

-18

Потом с «японцами» наступило затишье вплоть до 2005 года, когда фирма разродилась на «Limited Edition» с пятью вариантами, два из которых представляли JAAF:

-19

На этот раз был представлен и 12-ый полк:

-20

И 98-ой полк (2-я эскадрилья) образца 1938 года из Китая:

-21

Выпуск заслуженного старичка до недавнего времени продолжался, последний выпуск был в 2020 году, к годовщине Битвы за Британию, японских вариантов естественно не было, но определенно можно сказать, что это не конец истории.

Grumman F6F "Hellcat"

-22

В 2001 году, когда на рынке уже свирепствовали модели Academy и Hasegawa, итальянцы вступили на скользкую дорожку «Аттских котов» c первой ласточкой, F6F-3. Получилось, как бы это сказать… неоднозначно. Вот:

-23

То есть, в трезвом виде на Италовский «Хеллкот» с определенных ракурсов лучше было вообще не смотреть. Видимо о чем-то догадываясь, маркетологи фирмы решили взять свое относительно низкой ценой и качественной (особенно в сравнении с «Академией») декалью. «Тихоокеанцев» было два:

Фактурно-нарядно-зубастый F6F-3 лейтенанта Ричарда Стэмбука (Richard E. Stambook) с 11 официальными победами из эскадрильи VF-27:

-24
Фото борта нет, поэтому прилагается среднее по больнице (Стэмбук стоит четвертый справа). Сам самолет пошел на дно 24 октября 1944 года вместе с авианосцем CVL23 «Принстон» ("Princeton"), а пилоту пришлось искупаться.

Второй вариант тоже был нескучный, но и не геройский:

-25
Машина с именем собственным, «Little Joe» из эскадрильи VF-51 c авианосца CVL30 «San Jacinto». Фотография датируется июлем 1944 года.

Железо решили ковать не отходя от кассы и в 2002 году вышел «ночник», F6F5-N.

-26

Боевой, «тихоокеанский» вариант был только один:

-27
F6F-5N «Hellcat» эскадрильи VF(N )-41 на борту авианосца CVL 22 «Independence». Сентябрь 1944 года.

Еще два варианта представляли «учебки» (NAS). Чем такие никакущие варианты зацепили маркетологов, при всем богатстве выбора «ночных Ведьм», не очень понятно, но хозяин- барин.

Наконец, в 2011, в год появления модели от «Eduard», году вышла финальное (пока) издание F6F-3/5.

-28

Из четырех вариантов «тихоокеанцев» было два.
К «англичанину» вопросов не было: «Hellcat» Mk.II 1844-ой эскадрильи FAA c авианосца «Индометебл» весны-лета 45-го:

-29

Зато к американскому варианту таковые (вопросы) имелись. «Итал» предлагал известный борт аса Александр Врачиу (Alexander Vraciu, 19 официальных побед, эскадрилья VF-6, авианосец CV11 «Intrepid») периода битвы в Филиппинском море, который на самом деле выглядел так:

-30

У «Итала» же вышло не совсем обычно, как-то вот так:

-31

В честь какого праздника тактический номер «19» поменялся на «99» история умалчивает, но зато появилась интрига, загадка и все такое прочее.

Lockheed «Hudson»

Бомбардировщик «Хадсон» никогда не относился к разряду культовых самолетов, и, соответственно, был обречен на отсутствие повышенного внимания со стороны производителей сборных моделей, будучи до начала XXI века представленным в 72-ом масштабе только антикварной моделью Airfix 1963 года рождения. Дело сдвинулось с мертвой точки в 2006 году, когда ЛНДшных дел мастера из Чехии, фирма MPM, выпустила абсолютно новую модель «Hudson» модификаций Mk.I/II. Что такое «чешское ЛНД начала двухтысячных», рассказывать долго и не интересно, лучше собрать разок и проверить на собственном опыте, но скажем так, на литниках все выглядит очень достойно. Если не присматриваться к «мелочевке».

-32

В том же 2006 году, по странному стечению обстоятельств, такую же модель выпустила и Italeri. Только модификации были «поздние». Mk.IV/V/VI. Загадки никакой не было: в коробках лежал пластик MPM, а самое существенное различие между модификациями (капоты двигателей и выхлопная система) было разрешено заменой соответствующего литника.

-33
Сверху литник с капотами двигателей (плюс прибамбасы) для модификаций Mk.I/II от MPM, а потом и Ревелла (да, тоже паковали). Снизу – соответствующий литник для Mk.IV/V/VI от Италери.

Производитель предлагал на выбор пять вариантов оформления, два из которых были с нужного ТВД, а именно «австралийцами» (RAAF).

-34

Но не все было так безоблачно. С первым вариантом вышла наибольшая «засада»:

-35
«Hudson» Mk.I 1-ой эскадрильи RAAF. Малайя, 1941 год. Да, именно что модификация Mk.I, а не Mk.IV как предлагает производитель, то есть, из чистого Италовского комплекта его не сделать. Самолет в боях не участвовал, так как потерпел крушение в проливе Джохор (это у Сингапура) 7 мая 1941 года. "Вишенкой" на торт (правда маленькой) стало неверное написание серийного номера на декали: А-16-25 вместо А16-25

Со вторым вариантом тоже чуть-чуть не попали.

-36
«Hudson» Mk.IVA 6-ой эскадрильи RAAF. Залив Милн, 1943 год. На счет геройских геройств в сражении вокруг указанного залива сказать что-то определенное сложно, но самолет прославился другим способом. А именно, протаранил на посадке 17 августа 1943 на ВПП острова Вудларк ряд из восьми запаркованных «Аиркобр». Ну и опять ошибка на декали в серийном номере: А16-123 вместо А16-129

Тем не менее, модель (причем, не очень важно в чьей упаковке) безальтернативна. Дело за вариантами.

По недоброй традиции, «модельная» статья опять стала принимать непотребный размер, хотя конец пусть и далеко, но виден, поэтому детективная история прекращается.
Всем добра.

* Использована информация из открытых источников.

Авто
5,66 млн интересуются