В одной из статей мы писали о сюжете чаепития в декоре русских прялок XIX века. Теперь расскажем о чае в лаковых миниатюрах двух известных подмосковных фабрик.
ПРОИЗВОДСТВО ЛУКУТИНА
Около 1790 года купец Павел Иванович Коробов завел в сельце Данилково Московского уезда (со временем Данилково вошло в состав села Федоскино) мастерскую, где табакерки и шкатулки украшали лаковой живописью. После кончины Коробова в 1818 году управление производством взял на себя его зять – Петр Васильевич Лукутин, представитель старинного московского купеческого рода. Лукутинская продукция – уже не только шкатулки и ларцы, но и крышки альбомов, чайницы, разнообразные футляры, пасхальные яйца – пользовалась популярностью, на отечественных и зарубежных мануфактурных выставках удостаивалась высоких наград. Среди миниатюр с сюжетами народного быта присутствовали и сцены чаепития.
Последний из Лукутиных, известный промышленник, коллекционер и меценат Николай Александрович Лукутин поддерживал производство даже когда оно перестало приносить прибыль. Но в 1904 году, через два года после его кончины, фабрика все же была закрыта. А в 1910 году десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Денежную ссуду для этого дал московского губернскому земству предприниматель Савва Тимофеевич Морозов. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований. Так название название продукции сменилось с «лукутинской» на «федоскинскую».
ПРОИЗВОДСТВО ВИШНЯКОВА
Идеи лаковой продукции Коробова подхватил в конце XVIII столетия его сосед по Московскому уезду – Филип Никитич Вишняков, бывший крепостной крестьянин. Мастерские открылись недалеко от сельца Данилково – в деревнях Осташково и Жостово. Изделия также украшали миниатюры с бытовыми народными сценами. А в 1825 году сын Вишнякова Осип Филиппович открыл мастерскую по производству подносов, которые нам теперь известны как жостовские.
Лукутинское и вишняковское производства лаковой миниатюры и соперничали, и оказывали влияние друг на друга, перенимая лучшее.