Эту историю нам рассказали мотористы гоночной команды. Получилось вроде маленького детектива с интригой и разгадкой. Но давайте по порядку.
Коленчатый вал – деталь во всех отношениях сложная. И конструктивно сложная, и технологически. Для обеспечения смазки коренных и шатунных подшипников в коленчатых валах сверлят масляные каналы. Существуют два вида сверления: прямое и косое.
В случае прямого сверления выходное отверстие сверла заглушается пробкой. Пробка может быть с резьбой, тогда она вворачивается в отверстие канала и тщательно затягивается. Такие пробки мы встретим на двигателях ЗМЗ и УАЗ. А пробка без резьбы впрессовывается в отверстие канала и зачеканивается. Такая технология применяется, например, на моторах ВАЗ.
При косом сверлении пробка не нужна, поскольку сверло наружу не выходит, а отверстие канала сразу проходит из коренной шейки в шатунную.
Старт без финиша
Случай, о котором пойдет речь, произошел с двигателем ВАЗ-2108. Это мотор объемом 1300 куб. см форсированный с 76 до 129 л.с.
Особенность этого гоночного мотора – высокие обороты. Максимальную мощность он выдавал при 9100 об/мин. А коленчатый вал у него был с прямым сверлением каналов – запомним, это важно.
Двигатель подготовили по группе «А» для ралли. Среди прочего перешлифовали коленчатый вал в размер под триметаллические вкладыши от «Фиата». После шлифовки почистили масляные каналы. Вставили пробки, собрали двигатель и отправили автомобиль на трассу.
И вот на длинном «прямике» двигатель развалился. Обломки шатунов пробили блок, части деталей разлетелись по дороге. Отметим, что для спорта не такое уж редкое явление. Серийные моторы не всегда выдерживают глубокую форсировку.
Когда стали анализировать, что произошло, оказалось, что механик аккуратно поставил все пробки в масляные каналы, но две из них зачеканить забыл!
При раскручивании мотора две из четырех пробок под давлением масла и центробежных сил вылетели, и масло через два шатунных подшипника свободно сливалось из магистрали в поддон. Но что удивило – разрушение двигателя спровоцировали не эти шатунные шейки! А другие, каналы которых были зачеканены по всем правилам!
В чем же причина?
Загадка… Вроде бы беда должна была случиться с шейками, где пробок не было! Следовательно, не было и прочного масляного клина. Почему же пострадали шейки с закрытыми масляными каналами?
Поразмышляв, поняли. Да, масло через два канала с вылетевшими пробками шло «на проход». Но худо-бедно смазку подшипников все же обеспечивало. А вот в шейках с закрытыми каналами картина была иной. Масляный клин там был надежный, прочный. Но! Расход масла в этих подшипниках резко снизился. Масло не обновлялось, не отводило тепло от подшипников и не охлаждалось само.
А выработка тепловой энергии в зоне трения зависит от квадрата угловой скорости. То есть процесс нагрева идет очень быстро. В итоге возросло трение, поднялась температура, масло в подшипниках потеряло вязкость и перестало разделять трущиеся поверхности. Произошло прихватывание шеек и разрушение подшипников и шатунов.
Все, в общем-то справедливо. Смазывающие свойства масла зависят от температуры колоссально. Но всему есть предел – описанной ситуации никакое масло не выдержит. Слишком большой получилась температура.
Конечно, случай этот экстремальный. Мотор-то спортивный, высокооборотный. Но именно такой пример является показательным. Он наглядно демонстрирует:
- роль моторного масла как хладагента, отводящего тепло от пар трения;
- важность своевременного охлаждения самого моторного масла.
И еще. Никогда не следует торопиться с выводами при поиске причин поломки. Так хотелось обвинить шейки с вылетевшими пробками! Но надо же – виновниками оказались их соседки.