У меня недавно была сессия с командой клиента в рамках комплексного проекта. Я проводил один эксперимент и обсуждал технику «Шаги навстречу» для развития доверия и ответственности в команде. Об этой технике сегодня и пойдет речь. Нетерпеливые могут найти в конце поста полное описание. А вместо прелюдии отзыв Генерального директора этой компании через 2 дня после эксперимента в рабочей группе проекта:
«Хочу поделиться! Вчера, я с Машей (имя изменено, чтобы сохранить конфиденциальность) — сделали шаги на встречу!
Это было по-новому, неожиданно, волнительно, заботливо по отношению друг к другу. И в результате у меня приятное ощущение нового уровня бережности, доверия и связанности! Чистый кайф! Александр, благодарю тебя, что показываешь новые формы взаимодействия и поведения друг с другом! Для меня очень ценно, особенно сразу пробовать в действии!»
Очень приятно и радует, если говорить про мою реакцию. Откуда взялась техника «Шаги навстречу»? Из теории игр. Смотрели кино «Игры разума»? Там художественная история жизни Джона Нэша — американского математика, лауреата Нобелевской премии по экономике, одного из создателей теории игр. Его играет Рассел Кроу. Равновесие по Нэшу в теории игр — тип решений игры двух и более игроков, в котором ни один участник не может увеличить выигрыш, изменив своё решение в одностороннем порядке, когда другие участники не меняют решения. Пока сложно и не понятно, да? Хорошая новость — можно не запоминать)
Нэш первым доказал, что подобные равновесия должны существовать для всех конечных игр с любым числом игроков. Это было сделано в его диссертации по некооперативным играм в 1950 году. Теория игр изучает конфликты двух или более сторон, именуемых играми. Под изучение попадают сами игры, стратегии, применяемые в играх, а также модели поведения в играх. Бизнес – это тоже игра, в которой более 2-х игроков. Поведение игроков = нас с вами, в игре обусловлено стратегиями. Как вы думаете, в какую стратегию мы больше всего любим играть в бизнесе и не только? Как бы вы ее назвали? Исследования показывают, что наша любимая стратегия:
Зуб за зуб!
Представьте, что вы – новый сотрудник, пришли работать в компанию. У вас приличный руководитель. Идет адаптационный период и … Рано или поздно, кто-то первым, скорее всего случайно, «наступит другому на ногу». Это метафора, если на практике:
- Подведет с доступом к нужной информации, например, забудет переслать вовремя отчет
- Просрочит одну задачу из … 12 активных
- Не даст поддержки там, где ее ожидали. И т.п.
Бывает же? Как работает стратегия в этом примере «Зуб за зуб». Вы начинаете первый «раунд» (день, неделю) с сотрудничества. Если коллега идет вам навстречу, то вы сотрудничаете и в следующем круге, и продолжаете сотрудничать, пока сотрудничают с вами. Вам не вредят, и вы не вредите. Но, как только коллега идет против вас = «наступает вам на ногу», в следующем круге вы отвечаете тем же. Что делаете? Вы тоже «наступаете ему на ногу». Зуб за зуб, так ведь? Если коллега возвращается к сотрудничеству, что делаете вы? Выбиваете ему все оставшиеся зубы! Нет конечно, я пошутил. Вы делаете то же самое в следующий раз, в следующем раунде. Сотрудничаете.
Это выгодно эволюционно? Да! Подходит для сегодняшних реалий? Вряд ли… Ведь можно не остановить эту игру, «выбив друг другу все зубы». Примеров очень много, как в политике, так и в мире бизнеса. Какова вероятность что-то сделать не так у кого-то из нас, сотрудничая = работая вместе? Читайте, «наступить на ногу» соседу по команде? Очень высока. Близко к 100% за месяц при активной работе и взаимодействии. Кстати, в эксперименте, который мы делаем как подводку для этой темы — 97% команд за последние 5 лет скатываются в игру «Зуб за зуб» и плохо из последней выбираются. Пора спросить и посмотреть… Есть что-то получше из теории игр?
Да, есть. Стратегия «Прощение»:
Если коллега с вами сотрудничает, вы ТОЖЕ всегда сотрудничаете. Если он вредит вам, вы ОДИН раз прощаете, потом наказываете его в следующем круге, ТОЛЬКО если он продолжает вредить… При этом, если мы попадаем в этот зигзаг «наказания» 3 раунда (круга) подряд, то вы поступаетесь своими принципами и в следующем раунде. Это как? Наоборот, начинаете сотрудничать. Зачем? Это может вернуть все на свои места, если проговорить напряжения и быть открытым к обратной связи в обе стороны. Это сложно? Да, как и жизнь вокруг. Вопрос из студии: «А есть что-то ЕЩЕ лучше в копилке теории игр?»
Да, встречайте… Стратегия «Доверие»:
Вы начинает со стратегии «Зуб за зуб». Вот как! Вы наказываете и даете по заслугам, если с вами не хотят сотрудничать. Начинают сотрудничать, отлично… Тут же прощаете, сразу честны и открыты. Вы готовы наказывать, и вас нельзя использовать при этом. Самое интересно дальше! Если и ТОЛЬКО ЕСЛИ на протяжении 4-5 опытов взаимодействия коллега не подводил вас, вы переходите на игру «Прощение» С НИМ же. Это решение доверять кому-либо. Переключение от чисто рационального подхода к чему-то новому прощающему защищает от ложных сигналов = случайно кто-то кому-то «наступил на ногу». Запутались?
Попробуем упростить все это.
В 1984-м американский политолог Роберт Аксельрод сформулировал наиболее выигрышную стратегию, позволяющую сохранить долгосрочное деловое, личное или политическое партнёрство. Мне кажется, он тоже писал про «Шаги навстречу» в своей версии. Там 4 постулата:
- Сотрудничайте с партнёром, пока он сотрудничает с вами. Соглашайтесь с ним, идите ему навстречу, ищите компромиссы, доверяйте и не изменяйте договоренности в одностороннем порядке.
- Выражайте недовольство = давайте понятную обратную связь, если сотрудничество прекращается. Партнёр не выполнил данное вам обещание, в чём-то обманул, «наступил вам на ногу». Как быть? Чётко и понятно для него озвучить, что вы недовольны этим фактом. Вы тоже объявляете, что при последующих нарушениях готовы отказаться от сотрудничества. Перевожу на язык теории игр: не хочешь играть в «Доверие», тогда я перейду на игру «Зуб за зуб». Оно тебе надо?
- Прощайте. Если после вашей обратной связи партнёр выразил желание вернуться к сотрудничеству — извинился, исправил ошибки. Что делаете вы? Тоже возвращаетесь к сотрудничеству. В общем, ведите себя как партнёр в предыдущем раунде игры, повторяйте его ходы. Это прямо про игру «Доверие», похоже?
- Будьте открыты. Для взаимовыгодных отношений важно, чтобы партнёры понимали мотивы и намерения друг друга. Поэтому не стоит манипулировать, обманывать, обижаться в стиле «не скажу из-за чего, догадайся сам» и мстить исподтишка. Открытость и прозрачность – прекрасная командная политика! Кстати, один из принципов OKR.
Как вам эти принципы? В какую игру вы собираетесь играть дальше сами: «Зуб за зуб», «Прощение» или «Доверие»? Предупреждаю, это не просто. «ВкусВилл» каждый день увольняет хотя бы одного сотрудника за воровство из 23 000+. И при этом, продолжает на уровне компании играть в стратегию «Доверие». На фига? Потому что на их практике более 80% людей готовы к этой игре, когда видят это как часть культурного кода вокруг. А вы?
Ну и совсем просто, как мне кажется, напоследок сама… Техника «Шаги навстречу»:
Вам УЖЕ «наступили на ногу». В примере выше: я не дал вам вовремя отчет как сотрудник на испытательном сроке. Вы – мой руководитель, и я вас подвел. Потому что было много дел, потому что стресс, потому что забыл вчера вечером отправить в суете. Бывает такое? Бывает, конечно же. Что делать?
- Заметить и … Остановиться! Сделать паузу между стимулом = «вам наступили на ногу» и реакцией = «ваше ответное действие». Это про внимательность и осознанность. Это сложно, очень сложно… В этот момент наш лимбический мозг рвется в бой и хочет врубить сценарий «Зуб за зуб». Ах ты сволочь, так со мной! Ну тогда держи! Пауза, подышите, остановитесь…
- Что дальше? Выбрать и сделать ОДИН шаг навстречу другому первым. Сыграв тем самым в игру «Прощение» или «Доверие». Что этим может быть в нашем примере? Предложить обсудить спокойно, уточнить причину. Тут поможет принцип: «Пока что о другом человеке не известно, думайте о нем ХОРОШО». Так будет легче дальше.
- Договориться ВМЕСТЕ на будущее про то, КАК «реже или не наступать друг другу на ногу». И здесь, чтобы все получилось, что понадобится? Его шаг навстречу вам!
- Попробовать помочь реализовать эту договоренность, насколько у вас это получается.
Что здесь самое сложное? По мне… Быть готовым все это повторить с шага №1 после неудачной попытки. А я желаю вам, чтобы все в вашей команде и семье были готовы делать ШАГИ НАВСТРЕЧУ!