Найти тему
Вторая тысяча лет

Совершенствование тактики авиации ВВС в свете конфликтов будущего.

В результате изучения опыта применения авиации ВВС в СВО и анализа основных тенденций ведения вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве заданы основные направления совершенствования тактики действий авиации ВКС РФ.

Продолжение. Начало:

К сожалению заблокировано Дзеном.

Желающие могут ознакомиться по ссылке

Авиация России в СВО на Украине. Первый этап – Yarovan.ru

Значительная часть из них показана ниже.

Необходимо постоянно совершенствовать (разрабатывать новые) формы действий и их содержание.

Самым значимым событием, за последние годы, является возвращение такой формы, как операция объединения ВВС.

Поступление на вооружение многофункциональных авиационных комплексов (Су-35С) имеющих возможность за один боевой вылет выполнить несколько функциональных боевых задач, вызвало появление такой формы как многоцелевой бой.

Отрабатывается выполнение группового авиационного удара гиперзвуковыми и противокорабельными ракетами большой дальности, применяемыми подразделениями АК Ту-22М3 и МиГ-31К, по морским и наземным объектам противника

Изучаются вопросы ведения дальнего группового воздушного (противоракетного) боя подразделений и частей истребительной авиации и БпЛА «Охотник» («Гром»).

Совершенствование форм действий авиации и их содержания идет путем повышения эффективности способов взаимодействия с формированиями войск (сил) других видов и родов ВС РФ

Разработка способов действий авиации должно идти путем полной интеграции усилий военно-научного сообщества, органов военного управления и летного состава частей и соединений.

Необходимо продолжить работы по совершенствованию системы управления авиацией для повышения качества и оперативности принимаемых решений.

Базовыми направлениями являются:

  • создание единого разведывательно-информационного пространства (ЕРИП)
  • активизация разработок в сфере искусственного интеллекта

В настоящее время ВКС и СВ разрабатывают совместную программу, предусматривающую перенесение основных разведывательных усилий на оперативное звено.

Предполагается создание автоматизированной системы сбора и обработки разведывательной информации со всех источников, работающую по принципу «увидел — уничтожен». Возможно будет решен вопрос подготовки исходных данных для применения ВТО.

Важным направлением работы является создание перспективного пункта управления с интегрированным искусственным интеллектом (ПУ ИИИ)

ИИИ формирует визуальный образ боевой обстановки, ранжирует объекты, анализирует имеющуюся информацию и выдает командиру (командующему) несколько вариантов/ оптимальный вариант выполнения боевой задачи. А после выбора, автоматически приступает к планированию боевых действий.

ИИИ управляется в голосовом режиме и имеет совещательный голос.

Одним из важнейших требования к ИИИ является умение обманывать противника.

В настоящее время этот вопрос не проработан даже теоретически. Однако, можно предположить, что в качестве теоретической базы будет выбрана теория рефлексивного управления В. Лефевра. Под рефлексивным управлением понимают передачу противнику оснований, для принятия им, выгодных нам решений.

Необходимо активизировать работу авиационных комплексов РЛДН с учетом активности БпЛА стран НАТО в западном и юго-западном районах Черного моря, в целях координации противодействия, организации вытеснения воздушного противника, постановки помех и ведения РЭБ.

Сегодня именно это направление позволяет использовать средства воздушной разведки и целеуказания с наибольшей эффективностью.

Специальная авиация США и стран НАТО, выполняющая полеты над Польшей и Румынией не способна обеспечивать удары ВСУ по нашей территории, хотя и оказывает значительную помощь в работе систем ПВО противника.

Самолет РЛДН А-50У
Самолет РЛДН А-50У

Уничтожение А-50 и повреждение Ил-22 в январе 2023 связанно именно с этим противостоянием

Первоочередной задачей является увеличение количественного состава группировки разведывательных спутников ВКС с возможностью ведения радиоэлектронной борьбы в космосе.

Разведывательные возможности спутниковой группировки ВС РФ оказались явно недостаточными для обеспечения интересов Вооруженных Сил, даже в таком, отнюдь не глобальном конфликте, как СВО. Они должны быть резко усилены пусть и экстенсивным путем.

Радиоэлектронное противодействие, не обязательно должно быть направлено против разведывательных КА противника. Не менее эффективно и разрушение системы боевого управления. С учетом текущей ситуации наиболее интересным представляется нарушение работы ССС «Starlink», как наименее устойчивого звена.

Одним из наиболее перспективных вариантов признан вывод на орбиту отечественных спутников оснащенных аппаратурой РЭБ. Какую гражданскую функцию они будут выполнять принципиального значения не имеет.

Выйдя на одну орбиту с «гирляндой» такой спутник способен нарушить нормальное функционирование всего «созвездия». Данный способ обеспечивает избирательное в пространстве и по времени нарушение функционирования ССС «Starlink», при сохранении работоспособности собственных спутников связи. Однако этот проект имеет высокую стоимость и сложен в технической реализации.

Необходимо на уровне МИД и других заинтересованных организаций, поднять вопрос об использовании орбитальных группировок, созданных частными компаниями во вред интересам Российской Федерации.

Спутниковые группировки, созданные такими компаниями как «SpaceX», «Maxar Technologies», «Capella Space» являются системами двойного назначения и находятся под патронажем Пентагона.

Неоднократные публичные высказывания командования ВСУ и руководства указанных компаний о прямом участие коммерческих спутниковых систем США в информационно-разведывательном обеспечении ВСУ, в т. ч. и ударов по территории России, делает их не просто «законной», но и важнейшей целью для поражения.

Увеличение доли многофункциональных авиационных комплексов в составе ВВС, позволит перераспределять задачи и объекты действий, быстро создавать группы тактического назначения.

Переход на несколько типов многофункциональных боевых АК потребует решения ряда организационных вопросов, связанных с уточнением предназначения, роли и места родов оперативно-тактической авиации (ОТА), перераспределением внутри них задач и объектов действий, границ (зон) огневого поражения противника, созданием смешанной структуры авиационных формирований.

Из состава оперативно-тактической авиации будут выделены многоцелевые фронтовые бомбардировщики Су-34 и АК МиГ-31К, оснащенный гиперзвуковым оружием. В ходе модернизации АК Су-34 будут оснащены новыми средствами поражения и БРЭО.

Истребитель-бомбардировщик Су-34
Истребитель-бомбардировщик Су-34

Будет ускоренно перевооружение ударной авиации на гиперзвуковые средства поражения, по перехвату которых, современная ПВО/ПРО обладает низкими возможностями

С большой вероятностью можно говорить об интеграции штурмовой и бомбардировочной авиации в один род- ударную авиацию.

Уровень тактической подготовки летного состава, операторов комплексов БПЛА, боевых расчетов ПУ оказывает прямое влияние на развитие способов боевого применения ударных авиационных формирований военно-воздушных сил.

Усложнение авиационных комплексов и условий боевого полета привело к тому, что человек, управляющий техникой, оказался на пределе своих физических возможностей. При этом навыки автоматического выполнения операций в кабине самолета могут быть достигнуты только в процессе целенаправленных и продолжительных тренировок на современных учебных комплексах, знание теории здесь ничем помочь не может.

Первоочередное значение имеют практические формы обучения с использованием современных тренажерно-моделирующих комплексов тактической подготовки. Для реализации современных эффективных форм тактической тренажерной подготовки необходимо развивать тренажерно-моделирующие комплексы нового поколения, а также сеть центров тренажерной подготовки летного состава ВКС.

Совершенствование системы опознавания в ВВС РФ в целях устранения предпосылок к потерям авиационной техники от «дружественного огня» является задачей требующей максимально быстрого решения.

Однако, в настоящее время, простого и единственно правильного решения задачи определения принадлежности обнаруженных войск (объектов) по принципу «свой-чужой» в России не найдено.

Вероятно будет рассмотрена возможность задействования в комплексном опознавании, объединенной системы связи, навигации, обмена данными (ОСНОД). Терминалами этой системы оснащены все новые и модернизированные самолеты ВВС России. Есть информация о разработке терминалов ОСНОД для БпЛА.

Система ОСНОД является наиболее помехозащищенной системой радиосвязи с многостанционным доступом в ВС РФ и отвечает требованиям организации управления на основе единого информационного пространства.

Кроме того, отвечая на запросные сигналы самолетный радиолокационный ответчик (СРО) часто вынужден излучать мощные ответные сигналы (1350 Ватт) что демаскирует обеспечиваемые им авиационные комплексы. В тоже время выходная мощность терминала ОСНОД всего 200 Ватт

Приведение гражданской авиационной инфраструктуры на ТВД (СН) в готовность к выполнению боевых задач авиацией с ее использованием требует больших временных и финансовых затрат

Сегодня ВВС России не могут иметь потребного количества сил и средств одновременно на западном и восточном СН. Для создания необходимых группировок авиации, требуется ее межрегиональная переброска. Весьма остро встает проблема создания (развития, сохранения) на ТВД сети аэродромов для базирования ударной авиации, а также заблаговременного создания необходимых запасов материальных ресурсов и средств поражения.

Проблемой является и дозаправка больших групп авиации в воздухе, с учетом нахождения в строю порядка 20 самолетов-заправщиков

Авиационные подразделения, действующие с аэродромов постоянного базирования, находящихся, по существу, в глубине страны, сталкиваются с большими сложностями при выполнении боевых задач.

Созданная с целью «оптимизации» и «придания нового облика» система из 8 авиационных баз оказалась неэффективной. И хотя за последние годы много сделано для исправления этого «оптимизационного выверта» полностью преодолеть последствия пока не удалось.

Очевидно, что без развитой аэродромной сети авиационные части (подразделения) не способны оперативно прибывать в районы боевого предназначения, находиться в них сколько потребуется, атаковать цели, перемещаться при необходимости в другие районы для выполнения огневых задач и возвращаться на аэродромы постоянного базирования.

В настоящее время ВСУ широко применяют БпЛА как для ведения разведки, так и нанесения авиационных ударов по аэродромам базирования авиации ВВС, в том числе и в глубине территории страны.

Необходимо совершенствование системы непосредственного прикрытия аэродромов базирования авиации подразделениями ПВО и РЭБ.

Ранее задачи прикрытия аэродромов решались силами ПВО страны или войсковой ПВО, однако ввиду оптимизирующих организационно-штатных изменений, сегодня это практически невозможно.

Создаваемые в военных округах разнообразные мобильные группы по борьбе с БпЛА, в силу ряда причин, приемлемым решением быть не могут.

Периметр военного аэродрома, как правило, 20+ километров и вся его территория должна быть защищена от ударов с воздуха.

Отдельная история — РДГ противника.

В Советском Союзе было более 200 таких аэродромов, в современной России несколько десятков.

Необходимо включение в ОШС авиационных частей подразделений ПВО и РЭБ с задачей обороны аэродромов базирования от СВН противника.

Высокая степень интеграции, обусловленная единым командованием, позволит обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов по направлениям, рубежам и объектам.

Наиболее распространенные сегодня системы РЭБ, используемые для борьбы с БпЛА (Р-934БМВ «Синица» и Р-330Ж «Житель») воздействуют только на приемную навигационную аппаратуру («Навстар», ГЛОНАСС, «Бэйдоу») и дополнительный УКВ канал управления. Основной канал управления (спутниковая связь в диапазонах L, S, C, X) как и арендуемый коммерческий канал (Ku-диапазон) атаке не подвергаются.

Комплект средств борьбы с БпЛА «Силок-02»
Комплект средств борьбы с БпЛА «Силок-02»

Специализированные средства противодействия БпЛА («Орел-БпЛА», РУАМ «Силок-02», модуль помех «Поле-21») обеспечивают подавление каналов спутниковых РНС, управления и передачи данных. Тем не менее, вероятно, требуется некоторое улучшение их ТТХ.

Возможно, боевые возможности перспективных комплексов («РЛК-МЦ», «Магистр-СВ», «Фантом») будут несколько выше.

Результативность работы средств РЭБ против «больших» БпЛА («Глобал Хок», «Рипер», «Предатор» и т.п.) в силу их конструктивных особенностей, не высока. Для эффективного противодействия таким БпЛА следует предусмотреть комплексное применение авиации, средств ПВО и РЭБ.

Необходимо интенсифицировать использование зоны боевых действий СВО в качестве полигона в интересах ВВС

Создание условий характерных для реальны боевых действий практически невозможно при полигонных испытаниях. В ходе проведения СВО необходимо задействовать все новейшие и модернизированные боевые пилотируемые и беспилотные авиационные комплексы. В том числе это позволит скорректировать некоторые теоретические положения, являющиеся результатом слабости испытательной базы и недостатка информации о ВВСТ противника. Практика критерий истины.

Необходимым условием для решения поставленных задач, находящимся за пределами компетенции МО РФ, является структурная перестройка отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Источники:

1. Ермолин О.В., Зубов Н.П., Фомин М.В. Применение ударной авиации Воздушно-космических сил в военных конфликтах будущего//Военная мысль. 2023. № 2. С. 17-27

2. Дронов С.В., Васильев Г.А., Кирюшин А.Н. Особенности тактики авиации в современных боевых действиях и пути ее совершенствования//Военная мысль. 2024. № 1. С. 15-21