Приветствую!! Продолжаю обзор японских микро двс, и сейчас рассмотрим двигатель для моделей судов , и других моделей - идущих по воде. Японские фирмы по производству микродвигателей параллельно с авиа вариантами занимались выпуском судомодельных двс , в каждой серии был судо вариант. Если первоначально двигатели собирались на базовом авиамодельном картере и отличались только сменной головой с водяным охлаждением и маховиком , то в дальнейшем фирмы начали выпуск отдельно судодвс с приводом на гребной винт и водяной рубашкой охлаждения. Начиная с 60х Японские фирмы каждый год выпускали 1-2 варианта судомодельных двс . До 90х в СССР судомодельные варианты не поставлялись .
Судомодельный двигатель ОС МАКС-С 30 ( С- скольжение ) изготовлен в середине 60х на базе авиамодельного двигателя. У двс заменена голова с рёбрами на голову с водяным охлаждением, добавлен маховик и установлена пластина с штуцерами для охлаждения внутренней полости задней стенки.
Калильный микродвигатель с водяным охлаждением имеет рабочий объём 4,86 кб.см.. Ход поршня 17,5 мм.. Диаметр цилиндра 18,8 мм.. Один из массовых вариантов судомодельных двс--мог устанавливаться не только на радиомодели, но и на кордовые модели с объёмом- 2.5--5--10 . В СССР 5 кб-Комета. На ОС , в зависимости от модели устанавливался глушитель расширительного типа. В судомодельном варианте глушитель разворачивали выхлопом в сторону вала .
На вал устанавливался массивный бронзовый маховик , который прижимался к опорной шайбе гайкой с прорезью для вала с гребным винтом. Так же в зависимости от модели устанавливался управляемый карбюратор или простая футорка.
В передней части двс- в судоварианте , установлены 4 штуцера для подачи забортной воды в охлаждаемые части двигателя . Вариант с охлаждением задней крышки вижу впервые . На пластине есть надпись-MADE IN JAPAN , что говорит о её фирменном происхождении. Охлаждение могло быть , как сразу через голову и заднюю стенку ( последовательное охлаждение - 1 точка забора ) , так и по отдельности- 2 точки забора воды .
Голова охлаждения, в которую вкручивается калильная свеча имеет надпись - OS MARINE -морской .
Пластина крепится к задней стенки через бумажную прокладку. Выхлопное окно имеет 3 резьбовых прилива- для установки разборного глушителя и выхлопной регулируемой заслонки.
Голова двс состоит из 3х частей: корпус со штуцерами и каналом для воды , верхней крышки и паронитовой прокладки. Такой вариант головы есть на американских судомодельных двс K&B - кто у кого подсмотрел- не знаю.
Пара-" чёрная" .Продувка поперечная. Поршень из механита ( прочный чугун) имеет плоский дефлектор. Шатун без втулок. Палец имеет бронзовые пробки- без стопорных колец.
Вал вращается в подшипнике скольжения. В подшипнике скольжения есть паз-канал для лучшей смазки вала.
Как видно-- двигатель универсальный:: если убрать все судомодельные части, и установить голову с рёбрами-то спокойно можно использовать в авиамоделизме.
Спасибо!! Не болейте !!