Найти тему

История ЛЕГЕНДАРНОГО японсокого двигателя!!!

Оглавление

Люди, интересующиеся автомобилями, сразу догадаются, о каком двигателе пойдёт речь. Это поистине уникальный двигатель серии JZ.

Я живу на Дальнем Востоке, где очень много японских автомобилей. Поэтому практически каждый знает о японском двигателе JZ, даже те, кто не особо увлекается автомобилями. Однако жители центральных регионов России мало что знают об этом легендарном двигателе.

Сегодня я расскажу вам, почему двигатели серии JZ считаются одними из лучших в истории.

1 jz
1 jz

История двигателя

Двигатели 1JZ производились с 1990-го по 2007-й год. Самый первый из них, атмосферный 1JZ, имел мощность всего 180 лошадиных сил. Изначально он устанавливался на Toyota Crown и Mark II.

Первым в линейке турбодвигателей стал 1JZ-GTE. Это был шестицилиндровый рядный блок объёмом 2491 кубический сантиметр, оснащённый турбинами CT12A, которые увеличили мощность до 280 лошадиных сил. Головку блока, способную справиться с такой нагрузкой, разрабатывали совместно с Yamaha. В 1996 году этот двигатель подвергся рестайлингу: машины стали оснащаться системой VVt-i, одной турбиной большего размера CT15B и новой системой управления зажиганием.

В 2000 году появился 1JZ-FSE с непосредственным впрыском топлива D4 (подробнее про систему D4 можно узнать в моей статье). Для более высокой экологичности и топливной экономичности без потерь мощности относительно базового мотора. В 1JZ-FSE устанавливался блок как в обычном 1JZ-GE. Головка блока такая же, впускная система спроектирована таким образом, чтобы при определённых условиях двигатель работал на сильно обеднённой смеси от 20 до 40:1. В связи с чем расход топлива снижался на 20 %, а мощность составляла 196 л. с. и 250 Н·м.

Основные модели автомобилей, на которые устанавливались эти двигатели: Chaser, Cresta, Mark II (TourerV), Toyota Soarer, Toyota Supra, Toyota Verossa, Toyota Crown.



Впоследствии появился блок 2JZ-GE (атмосферный), объём которого составлял 2997 кубических сантиметров. Инженеры достигли этого объёма за счёт увеличения хода поршней, который на версиях 1JZ был очень малым — всего 71,5 миллиметра при диаметре поршня 86 миллиметров. В результате диаметр поршней и цилиндров остался неизменным, что позволило создавать гибриды 1.5JZ.

2JZ можно легко отличить от старшего собрата по клапанной крышке: на ней нет рельефной решёточки и не выпирает система VVt-i. Двигатели 2JZ производились с 1997-го года.

На 2JZ-GTE применялся последовательно-параллельный принцип двойного турбонаддува (на схеме). На малых оборотах, получая газы со всех шести цилиндров, работала одна турбина, благодаря чему быстрее раскручивалась. На средних к ней подключалась вторая, и далее они работали вместе. В Северной Америке 2JZ-GTE с VVT-i (на Supra A80) вместо «японских» 280 сил развивал более 320. 1JZ-GTE первого поколения имел параллельный наддув. В 1996-м 2,5-литровая «шестерка» получила один агрегат. И хотя давление наддува не выросло (0,9 бара), из-за меньшего сечения на входе выхлопных газов в турбину она раскручивалась быстрее, определяя лучший момент на низах. Вот вам сравнение: 1JZ-GTE twin turbo 363 Нм при 4800 об/мин; 1JZ-GTE turbo 378 Нм при 2400 об/мин. Впрочем, во многом тут заслуга системы изменения фаз газораспределения. Если же субъективно, то нельзя сказать, что первый GTE на «низах» не ехал, а второй «прямо как сразу потянул-потянул»

-4

Всё это сделало «Джей зеты» одними из самых востребованных SWAP-агрегатов. Их используют в самых разных областях. Но где именно?

JZ В АВТОСПОРТЕ

В мире дрифта особенно популярны классические модели с рядными «шестерками» от Toyota под капотом. Это, например, Nissan Silvia, Toyota GT86 и Mazda RX-7. Стоит отметить, что на Mazda RX-7 такие моторы встречаются не так часто, как на других моделях. Вероятно, это связано с тем, что многие владельцы предпочитают сохранять оригинальные технические характеристики своих автомобилей. К тому же, таких машин осталось не так много.

RX-8 — это другая история. Хотя этих автомобилей на рынке достаточно, восстановление «ротора» обходится дорого. Среди тех экземпляров, которые продаются на Дроме, шестая часть уже оснащена двигателями «Джей зет». Однако, кажется, что во всём объёме RX-8 доля автомобилей с заменёнными на «шестёрки» двигателями больше, особенно в восточных регионах страны. И, похоже, их количество будет только расти.

-5

За океаном существует интересная практика: моторные отсеки автомобилей Honda S2000 оснащают двигателями 2JZ-GTE.

Многие профессиональные дрифтеры используют 2JZ-GTE. Один из них является Георгий Чивчян который является одним из самых сильных дрифтеров в мире, он является 4х кратным чемпионом RDS GP которые он выиграл, на одной из самых любимых своих машина Nissan Silvia S15, у которой с 2021 года стоит тот самый 2JZ-GTE.

-6

Характеристики 1JZ:

  • Производство: Tahara Plant
  • Марка двигателя: Toyota 1JZ
  • Годы выпуска: 1990—2007
  • Материал блока цилиндров: чугун
  • Система питания: инжектор
  • Тип: рядный
  • Количество цилиндров: 6
  • Клапанов на цилиндр: 4
  • Ход поршня, мм: 71,5
  • Диаметр цилиндра, мм: 86
  • Степень сжатия: 8,5; 9; 10; 10,5; 11
  • Объём двигателя, куб. см: 2492
  • Мощность двигателя, л. с./об. мин: 180/6000; 200/6000; 280/6200; 280/6200
  • Крутящий момент, Нм/об. мин: 235/4800; 251/4000; 363/4800; 379/2400
  • Топливо: бензин, октановое число 98
  • Экологические нормы: ~Евро 2—3
  • Вес двигателя, кг: 207—230
  • Расход топлива, л/100 км (для Supra III)
  • • город: 15
  • • трасса: 9,8
  • • смешанный цикл: 12,5
  • Расход масла, гр./1000 км: до 1000
  • Моторное масло: 0W-30; 5W-20; 5W-30; 10W-30
  • Количество масла в двигателе, л: 4,8
  • Интервал замены масла, км: 10000
  • Рабочая температура двигателя, град.: 90

Распространённые проблемы двигателя Toyota 1JZ:

1. Мотор отказывается заводиться. Как правило, проблема в залитых свечах зажигания. Решается выкручиванием последних и их последующей сушкой. Не помогло? Тогда меняйте свечи на новые. Все моторы серии 1JZ боятся мойки и сильных морозов;

2. Неровная работа мотора, троение, плавающие обороты. Так же причиной могут быть свечи зажигания. Плюс к этому проверьте катушки зажигания. Если мотор с системой VVTi, то необходимо еще проверить клапан этой системы. Если дело в нем, то меняйте его. Плавающие обороты могут быть причиной загрязнения клапана ХХ и дроссельной заслонки. Элементарная процедура их очистки поможет решить проблему;

3. Если автомобиль с двигателем 1JZ начал потреблять лишнее топливо, то необходимо проверить кислородный датчик;

4. Посторонний стук в моторе. Одной из причин этого могут быть клапана, которые необходимо регулировать. Так же причиной неприятных стуков может быть муфта системы VVTi. Так же не редки случаи когда стук начинает издавать подшипник натяжителя ремня навесных агрегатов;

5. Повышенный расход масла. Как правило, это свидетельствует о большом пробеге мотора. В этом случае обычно меняют залегшие маслосъемные колпачки и износившиеся поршневые кольца. Так же не исключен вариант элементарной замены старого мотора на контрактный;

Если говорить про ресурс двигателя 1JZ, то при должном обслуживании, регулярной замене масла (раз в 7-8 тыс.км.) - значение пробега с легкостью преодолевает в 500-600 тыс.км (есть даже случаи с пробегом в 1 млн км). Конечно же, некоторые навесные агрегаты необходимо будет менять раньше и не один раз. Например, помпа ходит около 100 тыс.км и меняется вместе с ремнем ГРМ, так же 80-100тыс.км. на модификации с непосредственным впрыском попроситься на замену ТНВД. Двигатель очень классный и справедливо считается одним из лучших в японской истории автомобилестроения.

Вывод

JZ — это уникальный мотор, который отличается надёжностью, простотой и доступностью. Он способен прослужить очень долго и до сих пор остаётся актуальным.

Авто
5,66 млн интересуются