Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Особенности современных вариаторов. Путешествуем по истории, устройству и технологиям бесступенчатых трансмиссий CVT с JATCO/Nissan.

Если попробовать вбить в поисковик "как давно существуют бесступенчатые трансмиссии", то скорее всего попадете на наш технический блог Вы сможете найти много интересной и исчерпывающей информации.

В 1879 году Милтон Ривз изобрел вариатор (тогда он назывался трансмиссией с регулируемой скоростью вращения) для использования на лесопилках. В 1896 году Ривз начал устанавливать эту трансмиссию на свои автомобили, чем успели воспользоваться и другие автопроизводители.

Сегодня же, бесступенчатые трансмиссии становятся объектом споров большинства автолюбителей. Кто-то ценит вариаторы за комфорт и экономичность, кто-то, наоборот, избегает ввиду особенностей эксплуатации и дороговизны ремонта. Мы, в свою очередь, хотели бы немного окунуться в историю появления бесступенчатых трансмиссий, а также поговорить о специфических особенностях современных CVT.

История появления бесступенчатых трансмиссий

В мотоцикле Zenith Gradua 1911 года выпуска, мощностью 6 л.с. использовался вариатор на основе шкивов. Годом позже был выпущен Rudge-Whitworth Multigear с аналогичным, но улучшенным вариатором. Другими ранними автомобилями, в которых использовался вариатор, были David 1913-1923 годов выпуска, небольшой трехколесный веломобиль, построенный в Испании и седан Constantinesco 1926 года выпуска, вдохновленный французами и построенный в Великобритании.

Седан Constantinesco 1926 года выпуска
Седан Constantinesco 1926 года выпуска

Еще совсем недавно мы могли наблюдать историю появления и исчезновения вариаторов. Мы помним Subaru Justy и VT25 в Saturn Vue. Несмотря на то, что у них был потенциал, им не хватало долговечности, надежности и привычного ощущения старых-добрых переключений трансмиссии, к которым мы привыкли. Однако в вариаторах есть что-то уникальное и особенное, что по сей день привлекает массы автолюбителей.

Saturn VUE — счастливый обладатель трансмиссии VT25.
Saturn VUE — счастливый обладатель трансмиссии VT25.
Вариатор VT25
Вариатор VT25

История и применение вариаторов Nissan

Компания Nissan — один из ведущих японских производителей автомобилей, который имеет богатую и славную историю сотрудничества с различными предприятиями из области автоинжиниринга. Одним из таких было сотрудничество с Toyo Kogyo (Mazda) и Ford Motor Company в качестве японской компании по производству автоматических коробок передач (Japan Automatic Transmission Co., Ltd.), основанной в 1967 году.

Это совместное предприятие занималось разработкой и производством автоматических коробок передач для транспортных средств. Однако в октябре 1989 года компания претерпела значительные преобразования и сменила название на JATCO Corporation.

История эволюции вариаторов Jatco наглядно.
История эволюции вариаторов Jatco наглядно.

Компания JATCO ввела на рынок бесступенчатые коробки передач еще в 1992 году на моделях Nissan March и Cube, оснащенных двигателем объемом 2.0 л, за которыми последовали 1.8-литровая Primera и другие модели. Первым автомобилем, оснащенным вариатором JATCO/Nissan на рынке, стал внедорожник Murano 2003 года выпуска (JF009E/RE0F09A), он имел двигатель объемом 3.5 л.

В ремонте у ZFCENTER CVT RE0F09A от Ниссан Мурано.
В ремонте у ZFCENTER CVT RE0F09A от Ниссан Мурано.

За годы существования JATCO было разработано несколько различных платформ бесступенчатого вариатора. Значительные изменения в платформах произошли в 7-м и 8-м поколении за счет отказа от механизма управления передаточным числом. Последняя модель данных трансмиссий обзавелась новым названием — CVT-X, что воплощает этот дух постоянного совершенствования. Буква «X» означает «предел», символизируя стремление JATCO бросить вызов неизвестному и использовать возможности будущего для технологии вариаторных трансмиссий.

В наши дни, данные технологии производства вариаторов ставят в тупик не только автолюбителей, но и технические центры, которые специализируются на ремонте таких трансмиссий. Ранее, в наших статьях мы уже отмечали инновационный подход производителя JATCO при разработке вариаторов JF016 и JF017.

Трансмиссия JATCO JF016 в ремонте у ZFCENTER.
Трансмиссия JATCO JF016 в ремонте у ZFCENTER.

Если кратко, то каждый блок управления вариатором на данных трансмиссиях имеет свой "личный" гидроблок со специальной адаптацией настроек и параметров под каждый конкретный гидроблок. Настройки кропотливо и тщательно прописаны в блок управления конкретной машины. Таким образом, выходит, что у каждого автомобиля, оборудованного этими моделями вариаторов, свой "индивидуальный" гидроблок со своими "уникальными" параметрами, прописанными в блок управления трансмиссией.

Все эти настройки попадают в блок управления автомобилем с помощью CD-дисков (привет, 2004-й!). Для этого в комплекте с новым гидроблоком обязательно должен присутствовать диск с индивидуальными настройками для блока управления. И без "прошивки калибровок" машина, скорее всего, нормально не поедет — более того, эксплуатировать автомобиль в этом случае нельзя.

-8

Выводы

Как специалисты по ремонту любых автоматических трансмиссий, мы не удивляемся иным подходам к производству бесступенчатых трансмиссий, к коим относятся вариаторы. Можно любить вариаторы, можно ненавидеть их, но важно понимать, что в мире автолюбителей всегда найдутся те, кому данная трансмиссия будет по душе.

Несмотря на то, что в начале истории вариаторов всё, казалось, указывало на её вымирание — технологии устройства бесступенчатых трансмиссий обеспечили себе яркое и перспективное будущее в многочисленных областях применения и среди многих автопроизводителей.

Жалобы же на ненадежность этой трансмиссии зачастую вызваны тем, что водители не соблюдают правила эксплуатации, указанные в руководстве, а также несвоевременной заменой трансмиссионной жидкости при тяжелых условиях эксплуатации.

Прежде чем приобретать автомобиль с бесступенчатой трансмиссией, необходимо понять, соответствуют ли эксплуатационные возможности этой трансмиссии Вашему стилю вождения. И важно всегда помнить, что стоимость ремонта вариатора очень высока.

Nissan X-Trail (T32). Обладатель трансмиссии JF016 в ремонте у нашего технического центра.
Nissan X-Trail (T32). Обладатель трансмиссии JF016 в ремонте у нашего технического центра.

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/