Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Вариатор Jatco CVT X-tronic. Плюсы и минусы. Типичные проблемы ремонта и полезные советы.

Сегодня многие производители оснащают свои автомобили бесступенчатыми трансмиссиями (CVT). Такое исполнение трансмиссии обеспечивает плавное изменение параметра передаточного числа. Благодаря этой особенности вариаторы обладают высокой эффективностью и обеспечивают максимальный комфорт при движении.

Вариаторы активно выпускаются ведущими мировыми производителями автоматических трансмиссий: Aisin, Jatco, ZF. Эти компании тесно сотрудничают с крупнейшими автопроизводителями США, Европы и Японии. Благодаря растущей популярности бесступенчатых трансмиссий, компания Nissan (точнее, ее дочернее предприятие Jatco) разработала уникальный вариатор и запатентовала его под названием CVT X-Tronic. В этой статье мы узнаем больше об этой КПП, проанализируем ее плюсы и минусы, а также рассмотрим основные вопросы ремонта.

Общая информация

Вариаторэто бесступенчатая трансмиссия, передающая крутящий момент от двигателя к коробке передач. Основным преимуществом такого механизма является возможность выбора оптимального соотношения рабочей нагрузки и частоты вращения двигателя. Это дает возможность максимально увеличить КПД двигателя и одновременно сэкономить топливо.

В автомобильной промышленности существуют два основных типа бесступенчатых трансмиссий:

— Клиноременной вариатор — более распространенная разновидность бесступенчатых трансмиссий, устанавливаемых на переднеприводные автомобили. В основе этого типа CVT лежат шкивы (ведущий и ведомый) и приводной ремень. Шкивы соединены с соответствующими валами (входным и выходным).

Клиноременной вариатор
Клиноременной вариатор

— Тороидальный вариатор — устанавливаются только на полноприводные и заднеприводные автомобили. Этот тип CVT состоит из двух дисков (ведущего и ведомого) и роликов, расположенных между этими дисками.

Тороидальный вариатор
Тороидальный вариатор

X-tronic CVT

Основной целью инженеров Jatco при разработке вариатора X-tronic было снижение расхода топлива и уменьшение шума при работе, который являлся причиной частых жалоб владельцев автомобилей Nissan, оснащенных вариаторами предыдущих моделей.

Фактически X-tronic представляет собой модифицированную версию клиноременного вариатора. По утверждению производителя, X-tronic не имеет типичных для вариатора недостатков. Эта усовершенствованная трансмиссия предназначена для автомобилей с объемом двигателя от 2 до 3,5 л. В основном X-tronic CVT устанавливается на автомобили Renault (Kaptur, Fluence, Arkana) и Nissan (X-trail, Murano, Maxima, Juke, Pathfinder, Altima, Quest, Sentra, Note). По словам представителей Renault, установка X-tronic на Renault Kaptur позволила снизить расход топлива на 12% и уменьшить коэффициент трения до 40%.

CVT X-tronic имеет ряд своеобразных конструктивных решений:

1. Измененная конструкция шкивов и ремня трансмиссии, внедренная инженерами Jatco. Шкивы в X-tronic были сделаны более тонкими, а ремень изготовлен с применением алюминия, что снизило его гибкость. Компактный и эффективный масляный насос позволил инженерам повысить надежность трансмиссии за счет снижения давления между шкивами и ремнем.

2. Более низкий уровень шума при работе по сравнению с другими вариаторами, применяемыми в автомобилях Nissan.

3. Снижение вязкости требуемой трансмиссионной жидкости. Эта мера позволила добиться отличных антифрикционных характеристик и снизить износ деталей трансмиссии.

4. Меньшая масса и более компактная конструкция по сравнению с предшественниками.

5. Система Adaptive Shift Control, позволяющая адаптировать трансмиссию к различным условиям эксплуатации.

6. Новинка — дополнительная планетарная передача, внедренная в X-tronic. Это решение обеспечивает повышенное передаточное число (7,3/1) по сравнению с традиционными вариаторами.

7. Возможность сопряжения X-tronic с более мощными ДВС без потери ресурса работы.

8. На практике владельцы автомобилей, оснащенных трансмиссией X-tronic, отмечают, что эта трансмиссия работает тихо даже на низких оборотах двигателя, имеет отличные разгонные характеристики, обеспечивает максимальный комфорт и экономию топлива.

-4

Несмотря на многочисленные преимущества, трансмиссия X-tronic имеет и свои недостатки:

1. Пробуксовка при движении по заснеженным и грязным дорогам.

2. Высокая стоимость обслуживания и ремонта.

3. В случае серьезных поломок единственным вариантом ремонта X-tronic может оказаться полная замена трансмиссии.

4. X-tronic чрезвычайно чувствительна к перегреву. Поэтому автомобили с такой трансмиссией не подходят для водителей с агрессивным стилем вождения. Специалисты по ремонту также рекомендуют установить дополнительную систему охлаждения для предотвращения перегрева трансмиссии.

5. X-tronic очень чувствителен к несоблюдению правил эксплуатации. Если пренебрегать рекомендациями, указанными в руководстве, то это обязательно приведет к выходу трансмиссии из строя.

6. X-tronic (как и все вариаторы в целом) менее динамичен, чем механическая или полуавтоматическая трансмиссия. По этой причине процесс разгона занимает несколько больше времени.

-5

Срок службы трансмиссии и возможные неисправности

На большинстве автомобилей срок службы X-tronic достигает примерно 150 000 км. В течение этого времени у водителей не должно возникать никаких проблем с трансмиссией. Автопроизводители гарантируют бесперебойную работу в течение срока службы в зависимости от модели автомобиля (при условии соблюдения правил эксплуатации). Однако, есть свод распространенных жалоб от автовладельцев при эксплуатации автомобилей с таким вариатором:

— если водитель часто нарушает правила эксплуатации, то трансмиссия X-tronic становится гораздо более шумной. Данная проблема может иметь множество причин, поэтому необходима соответствующая диагностика;

— повреждение приводного ремня. Со временем ремень изнашивается и выходит из строя;

— металлические частицы от поврежденного ремня могут воздействовать на другие элементы конструкции трансмиссии;

— от долгой работы по загрязнённому металлической пылью маслу изнашивается прецизионная поверхность клапана главного регулятора давления и его канала в корпусе масляного насоса. Клапан в какой-то момент начинает клинить (зависать в одном положении), нарушается давление в системе, нарушается работа гидроблока, конусы сжимаются с недостаточной силой, начинается пробуксовка и ускоренный износ ремня/конусов, производя ещё больше стальной пыли и ускоряя неизбежный ремонт;

— выход из строя подшипников, который сопровождается нехарактерными шумами.

-6

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что бесступенчатые трансмиссии подходят для водителей со спокойным и сдержанным стилем вождения. Что касается трансмиссии X-tronic, то инженерам Jatco удалось снизить уровень шума при работе за счет увеличения параметра передаточного числа, а также повысить ее производительность и эффективность с точки зрения расхода топлива. Кроме того, производитель заявляет, что трансмиссия X-tronic обладает повышенным эксплуатационным ресурсом, она выдерживает перегрузки и предназначена для работы в паре с более мощными двигателями. Другими словами, X-tronic может работать на высоких оборотах и хорошо справляется с относительно большим крутящим моментом. Кроме того, ЭБУ этой трансмиссии имеет несколько адаптивных режимов (город, трасса, спортивный режим и т.д.). Однако на практике не стоит ожидать, что трансмиссия X-tronic будет радикально отличаться от других вариаторов, несмотря на повышенную надежность и ряд других улучшений.

Жалобы на ненадежность этой трансмиссии часто вызваны тем, что водители не соблюдают правила эксплуатации, указанные в руководстве, а также несвоевременной заменой трансмиссионной жидкости при тяжелых условиях эксплуатации. Прежде чем приобретать автомобиль с трансмиссией X-tronic, необходимо понять, соответствуют ли эксплуатационные возможности этой трансмиссии вашему стилю вождения. Важно помнить, что стоимость ремонта коробки передач X-tronic очень высока.

-7

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!

Если Вам необходима дополнительная информация об устройстве и эксплуатации автоматических трансмиссий, то рекомендуем ознакомиться с нашим техническим блогом на Drive2 ТУТ.

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/

С некоторыми примерами ремонтов АКПП, в.т.ч. из других регионов и городов Вы можете ознакомиться ТУТ.

С нами Вы всегда получаете максимально честное отношение и высокое качество услуг, которое является результатом многолетнего опыта!

Не путайте ZFcenter с другими компаниями, название которых тоже начинается на ZF!
Не путайте ZFcenter с другими компаниями, название которых тоже начинается на ZF!