Найти тему
Эпонимы и Мы

ЭФФЕКТ БАРТИНИ

Вы задумывались когда-нибудь, почему пропеллер(ы) самолёта расположен(ы) либо впереди крыла, либо впереди фюзеляжа? То есть являются, попросту, "тянущими" устройствами? И чем "толкающие", расположенные по другую сторону крыла или фюзеляжа, хуже? Ведь самый первый самолёт братьев Райт был именно таким!

Я удивлю вас, но подобную схему конструкторы разыгрывали не раз и не два, причём с большим успехом. Существует целый список моделей с "толкающим" мотором. И среди них есть как наши, так и иностранные производители.

Американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик Convair B-36
Американский межконтинентальный стратегический бомбардировщик Convair B-36
Самолёт БШ-МВ
Самолёт БШ-МВ

Вот только, опять же, если посмотреть на то, что нас реально окружает, можно понять главное: "толкающие" схемы, явно, проигрывают, иначе бы мы их наблюдали так же часто, как и "тянущие".

-4

Но тут стоит вспомнить и о попытке совместить эти два подхода воедино за счёт ЭФФЕКТА БАРТИНИ. Так называется явление уменьшения лобового сопротивления и прироста тяги винта самолёта за счёт компоновки двух моторов тандемом. То есть соосно, по обе стороны винта. Этакий "тяни-толкай".

-5

ДАР расшифровывается как "дальний арктический разведчик". Самолёт был разработан итальянцем Робертом Людвиговичем Бартини, который долгое время работал в СССР.

Испытания в ЦАГИ показали, что прирост тяги при такой компоновке пропеллеров достигает 25-30%, особенно если оба их поместить внутрь кольцевого обтекателя.

-6

ДАР был задуман как многоцелевая летающая лодка. Первый полёт состоялся в 1935 году, и аппарат продемонстрировал способность производить посадку на воду, снег и лёд и взлетать с них. Однако, несмотря на отличные лётные данные, он так и не был зарегистрирован в авиареестре и в полярной авиации не эксплуатировался.

Возможно, если бы всё сложилось иначе, у нас сегодня был бы целый парк подобных самолётов.

-7

Однако в 1938 году Бартини арестовали, обвинили в связях с врагом народа Тухачевским и посадили.

Допускаю, что тему ЭФФЕКТ БАРТИНИ не стали развивать, чтобы не давать повода НКВД обвинить ещё кого-нибудь, теперь уже в связях с врагом народа Бартини. А потом, когда конструктора оправдали, осадочек остался, и решили к этому не возвращаться.

Странно, правда, что столько воды утекло, а не возвращаются до сих пор. Могли бы уже, хотя бы из принципа, дескать, всё, что тогда гнобили, по определению хорошее, а значит, надо непременно вернуть и развить!

-8

Роберт Людвигович Бартини, он же Роберто Орос ди Бартини (14 мая 1897 - 6 декабря 1974) - итальянский авиаконструктор, аристократ и антифашист, решивший сменить гражданство и стать русским.

Родился в Фируме (он же Флаум, он же хорватская Риека), в Австр-Венгрии, в семье одного из видных вельмож.

Будучи учащимся гимназии, увлёкся авиацией, наблюдая демонстрационные полёты русского авиатора Харитона Славороссова. Потом поступил в офицерскую школу.

Во время Первой мировой войны воевал на Восточном фронте, попал в плен в ходе Брусиловского прорыва, был отправлен в лагерь под Хабаровском. А на родину вернулся только в 1920 году. В плену проникся идеями большевизма, поэтому когда в 1922 году в Италии произошёл фашистский переворот, решил переехать в СССР.

Работал на Научно-опытном аэродроме ВВС сначала лаборантом, потом экспертом технического бюро, военным лётчиком, а с сентября 1928 года возглавил экспериментальную группу ОПО-3 ЦКБ по проектированию гидросамолётов.

В 1929 году по рекомендации начальника ВВС Петра Ионовича Баранова и начальника вооружений РККА Михаила Николаевича Тухачевского был назначен главным конструктором завод № 240 гражданского воздушного флота.

-9

Участвовал в разработках самолётов "Сталь-6" и "Сталь-8", но они в серию не пошли. На базе пассажирского самолёта "Сталь-7" Бартини создал дальний бомбардировщик ДБ-240, однако работы над этим проектом завершал другой, ибо за самим конструктором "пришли". Ему дали 10 лет лагерей и ещё 5 - поражение в правах.

Но Бартини повезло - вместо рудников он попал в шарашку, где работал вместе с Андреем Николаевичем Туполевым, создавал бомбардировщик Ту-2. Затем ЦКБ-29, куда его перевели, отправили в Омск, но в 1942 году Бартини вызвал к себе Берия и поручил создание реактивных истребителей-перехватчиков Р и Р-114.

В 1943 году выполнял рабочее проектирование и опытную постройку транспортных самолётов Т-107, Т-108, Т-117, Т-200.

-10

Освободили его досрочно - в 1946 году, но реабилитировали только в 1956-м, после смерти Сталина.

Среди других разработок автор - проект самолёта Т-2-3, летающая лодка-бомбардировщик А-55, А-57, Р-57, Е-57 и некоторые другие перспективные образцы. Причём, что интересно, некоторые его проекты были отклонены, поскольку заявленные характеристики посчитали нереальными, и только вмешательство Сергея Павловича Королёва помогло сдвинуть их с места.

Честно говоря, многие работы Бартини и сегодня поражают воображение. Например, в 1957 году он создал самолёт-амфибию большой дальности А-57, а в 1961 году - его версию с ядерной силовой установкой.

А-57
А-57

В конце 60-х Бартини переехал на завод им. Г. Димитрова в КБ Георгия Михайловича Бериева, и сосредоточился на разработке самолётов-амфибий. А потом постепенно перешёл к экранопланам

К сожалению, развитие этой темы темы он уже не мог наблюдать, ибо умер, но благодаря его смелым идеям и неожиданным решениям СССР получило оружие, которого долгое время как огня боялись на Западе.

Экраноплан 14М1П.
Экраноплан 14М1П.

P.S. Однажды Бартини спросил коллегу, авиаконструктора Михаила Петровича Симонова, может ли одна отстающая система догнать ушедшую далеко вперёд другую - имея в виду, конечно же, соревнование США и СССР. Симонов признался, что в подобное не верит. «А если бежать наперерез?!» - спросил Бартини.

В этом был он весь.

Кстати, ЭФФЕКТ БАРТИНИ гармонично укладывается в разработанный им же метод изобретения под названием «И-И» («И то, И другое»), основанный на соединении взаимоисключающих требований.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!