39,9K подписчиков

Электродвигатель: как он работает на самом деле? Физика и основные виды устройств – отвечаем на главные вопросы

Начать стоит с совсем простого: в электродвигателе нет поршней, клапанов и коленчатых валов. Вместо этого речь идёт о магнитных полях и притяжении.

Электродвигатель состоит из меньшего количества компонентов, чем двигатель внутреннего сгорания (ZF)
Электродвигатель состоит из меньшего количества компонентов, чем двигатель внутреннего сгорания (ZF)

Несколько магнитов, немного меди и вал для передачи мощности: по сравнению с современным дизельным или бензиновым ДВС конструкция электродвигателя довольно проста. В принципе, все электродвигатели в электромобиле работают по схожей технологии. Однако есть некоторые различия в деталях.

Сегодня в легковых автомобилях утвердились три подтипа электромоторов. Почти все они работают с переменным током или 3-фазным током. Их всех объединяет базовая структура неподвижного магнитного статора и движущегося ротора (или «ротора»). Чтобы он вращался, он должен иметь магнитное поле, которое притягивается к магнитному полю статора. Незадолго до того, как эти два поля «встречаются», поле статора движется дальше и заставляет ротор также двигаться дальше.

Пример синхронного электродвигателя со встроенными постоянными магнитами (Издательство "Инженерные решения")
Пример синхронного электродвигателя со встроенными постоянными магнитами (Издательство "Инженерные решения")

За привод электромобиля в настоящее время чаще всего отвечает так называемый синхронный двигатель с постоянными магнитами (PSM). «Постоянными», потому что ротор имеет собственные магниты, которые генерируют постоянное магнитное поле. Это не относится к варианту с внешним возбуждением (FSM). В этом варианте магнитное поле временно создаётся электричеством, то есть электромагнитом.

Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения (FSM). Издательство "Инженерные решения"
Синхронный электродвигатель с обмоткой возбуждения (FSM). Издательство "Инженерные решения"

Большой «плюс» такой технологии - при производстве можно избегать редкоземельных металлов, которые, как правило, дороги и должны поставляться в основном из Китая. Последнее, в частности, делает электродвигатель такого типа всё более привлекательным для западных производителей EV.

Однако двигатели с более дорогими постоянными магнитами обычно всё же имеют преимущества с точки зрения эффективности и удельной мощности. Это делает их интересными, несмотря на более высокую стоимость, поскольку они обеспечивают большую дальность действия электромобилей при той же ёмкости аккумулятора. Они также требуют сравнительно небольшого места для установки. Вот почему PSM можно найти практически во всех гибридных автомобилях, которым под узким капотом также приходится размещать двигатель внутреннего сгорания.

Асинхронный электродвигатель старого образца; изображение взято для демонстрации устройства двигателя такого типа
Асинхронный электродвигатель старого образца; изображение взято для демонстрации устройства двигателя такого типа

Помимо двух типов синхронных двигателей, существует третий вариант электромотора - асинхронный. В то время как в синхронных двигателях магнитные поля статора и ротора работают одновременно, в асинхронном двигателе (ASM) ротор немного отстаёт.

Очень надёжная общая концепция не требует сложных средств управления или дорогих постоянных магнитов. Однако, в свою очередь, ASM не обладает такой эффективностью. Кроме того, он сравнительно тяжёлый и громкий. Но у него есть своё большое преимущество: его можно отключить в любой момент😊 Если питание отключено, он работает в режиме «свободного хода» и не потребляет никакой энергии. Особенно это становится интересным на автомагистралях, где ездят с относительно постоянной скоростью.

Таким образом, делаем вывод, Друзья: электродвигатель типа ASM играет важную роль, особенно в дорогих электромобилях, предназначенных для дальних поездок, теперь также в сочетании с PSM, который более эффективен, особенно вне скоростных трасс. Короче говоря, технология электродвигателей сегодня не совсем так единообразна, как кажется на первый взгляд. И, вероятно, в будущем, на что мы очень надеемся, будут совершены ещё бОльшие шаги в развитии, особенно с точки зрения затрат на производство таких экологически чистых силовых агрегатов.

Электрический рестомод пикапа Ford F-100 1978 года выпуска. На автомобиль установлены два Фордовских электродвигателя Eluminator e-crate (такой же используется в Mustang Mach-E GT); совокупная мощность установки этого Форда - 480 л. с. и 860 Нм
Электрический рестомод пикапа Ford F-100 1978 года выпуска. На автомобиль установлены два Фордовских электродвигателя Eluminator e-crate (такой же используется в Mustang Mach-E GT); совокупная мощность установки этого Форда - 480 л. с. и 860 Нм

Надеемся, этот больше технический материал был интересен и полезен для вас, Друзья.

Больше интересных и актуальных материалов про автомобили - в нашем Telegram-канале :) #MPS