Когда речь заходит об автомобиле «Таврия», большинство из нас вспоминает знакомую трехдверную модель 1102. Однако путь к привычному внешнему виду был долгим и сложным. Автомобиль разрабатывали в течение 20 лет, и на конвейере он продержался почти столько же – с 1988 по 2007 год. Первые прототипы появились еще в 1967 году, но оказались нежизнеспособными. С 1976 года началась работа над совершенно новым автомобилем.
Модификации и эксперименты
За годы разработки появилось множество модификаций «Таврии». Некоторые из них не дошли до массового производства, но другие всё же производились небольшими сериями.
Спорткар ЗАЗ-1104
Одной из самых интересных моделей был спорткар ЗАЗ-1104, который мог бы изменить историю предприятия. Разработка началась в 1967 году, и автомобиль выглядел нетипично для продукции завода. Внешний вид купе напоминал Toyota MR2, Porsche-924 и Pontiac Fiero.
Автомобиль имел стальную раму и пластиковые панели, а его двигатель должен был быть четырехцилиндровым объемом 1,6 литра, работающим с пятиступенчатой механической коробкой передач. Однако проект остался на стадии макета, так как руководство завода решило, что покупатели не поймут такую новинку, и продолжило выпуск стандартной модели.
ЗАЗ-110240
В 1991 году началось мелкосерийное производство модели ЗАЗ-110240. Эта модификация «Таврии» 1102 была разработана для увеличения багажного отсека.
Автомобиль официально именовался «грузопассажирским», и вместимость груза увеличилась всего на 33 кг. Возможность складывания заднего дивана осталась. Производство продолжалось до 1997 года, после чего его возобновили на базе модели «Таврия-Нова».
ЗАЗ-11025
Эта модель была разработана в основном для экспорта. Легковушка в кузове «ландо» имела мягкий складной верх и напоминала кабриолет Lada Samara Fun. Всего было изготовлено три опытных экземпляра, один из которых отправили на испытания в Грецию, где его позже нашли энтузиасты.
ЗАЗ-1305 и ЗАЗ-11055
ЗАЗ-1305, выпущенная в 1990 году, была опытной моделью пикапа с прицепом, без места для задних пассажиров. Автомобиль имел увеличенную колесную базу и был выпущен в единственном экземпляре для испытаний. На его основе разработали и выпускали ЗАЗ-11055.
Эти пикапы имели грузовую платформу, которая могла быть закрыта мягким тентом или пластиковым «куполом». В продажу поступали модели с карбюраторными и инжекторными двигателями объемом 1,1 или 1,3 литра.
ЗАЗ-1306
ЗАЗ-1306 – это пикап с четырехместным кузовом, разработанный НТЦ «ЗАЗ Автотехника». Автомобиль представлял собой переднюю и среднюю части серийного ЗАЗ-1102, соединенные со стальной рамой. Подвеска автомобиля была рессорной.
Существовала также полурамная версия с бортовым кузовом, обозначенная индексом ЗАЗ-13061. У некоторых машин на раме можно было установить съемную надстройку, что присваивало им индекс «1702».
«Дана»
Одним из наиболее любопытных проектов стал четырехдверный седан под названием «Дана». Запорожские конструкторы активно экспериментировали, предлагая даже вариант с двумя дверями с одной стороны и одной широкой с другой. Такое решение позже воплотили в Hyundai Veloster.
Первоначально из модели 1102 хотели сделать хэтчбек. Проектирование седана началось в 1986 году, и уже через два года первый опытный образец был представлен на выставке «Автодизайн-88». Планировалось, что серийное производство начнется в 1992 году, но распад СССР нарушил эти планы. Позже старт производства был перенесен на 1995 год, но завод не мог позволить себе выпуск новой модели из-за финансовых трудностей. В итоге, «Дана» выпускалась небольшими партиями с 1994 по 1997 год, и по разным данным было произведено не более 14 тысяч экземпляров.
Дизайн и конструкция
Автомобиль «Дана» получил четыре двери, новую крышу, задние боковины с крыльями и другие элементы кузова. Официально считавшаяся универсалом, «Дана» всего на 12,2 см длиннее модели 1102, и была короче «Спутника». Компоновка кормы напоминала ВАЗ-1117 «Калина». На некоторых моделях можно было увидеть удлиненный капот, который позже использовали на серийной «Славуте».
Название модели вызвало споры среди автолюбителей: одни считали, что оно образовано от имён «Даниэла» и «Богдан», но заводчане утверждали, что «Дана» происходит от древнего названия реки Днепр – «Данаприс».
Аэродинамика и удобство
В 1990 году прототипы «Даны» продували в аэродинамической трубе, достигнув лобового сопротивления в 0,37 единиц, что на несколько сотых меньше, чем у «Таврии». Однако для достижения этого показателя пришлось пожертвовать практичностью: из-за отсутствия желобков на крыше стало невозможно устанавливать багажник.
Двигатели
На первых этапах «Дана» комплектовалась слабым двигателем МеМЗ-245 объемом 1,1 литра. Позже начали использовать вазовские двигатели объемом 1,3 литра, получившие индекс ЗАЗ-1125. Планировалось наладить выпуск собственных двигателей объемом 1,25 литра и мощностью 60 лошадиных сил, но это так и не было реализовано.
Безопасность
В плане безопасности «Дана» показала себя не лучшим образом. Испытания, проведенные в 1991 году на НТЦ АвтоВАЗа, выявили, что автомобиль соответствует требованиям ЕЭК ООН только при боковом ударе. Лобовое столкновение и удар сзади оставляли пассажирам и водителю минимальные шансы на выживание. Краш-тесты, проведенные журналом «Авторевю» в 1995 году, показали, что кузов «Даны» уступает даже модели «Ока».
Заключение
Многочисленные прототипы и опытные модификации «Таврии» показывают, что коллектив завода активно экспериментировал и стремился внедрять новые решения. Однако финансовые и организационные проблемы часто мешали реализации этих проектов. Тем не менее, работа конструкторов заслуживает признания, даже если руководство не всегда поддерживало их начинания.