28 мая 1987 г. на Красной площади приземлился немецкий студент Руст на легкомоторном самолете "Цессна".
Потом в некомпетентности обвинили заслуженных ветеранов ВВС и ПВО и уволили из армии. Горбачев избавлялся от крепких военных командиров, которые помешали бы ему разваливать СССР.
При желании Руста мог сбить зенитно-ракетный дивизион, но подобного приказа не поступило. Поднятые по тревоге реактивные истребители МиГ-21 и МиГ-23 из-за своей высокой скорости могли самолет Руста только пролетать. Сделав несколько заходов они возвращались на базу.
Из-за малой скорости и малой высоты полета сопровождать его мог, принуждать к посадке и уничтожить при поступлении приказа мог такой же легкомоторный самолет.
Принуждать к посадке советские военные должны были из-за положений Чикагской конвенции, предписывающей не применять оружие против гражданских самолетов-нарушителей.
В 1992 г. компанией "Техноавиа" создается многоцелевой транспортный легкомоторный самолет СМ-92 "Финист", производится он Смоленским авиационным заводом.
28 декабря 1993 г. состоялся первый полет прототипа.
Первоначально у него был слабенький движок М-14П 260 л. с. на взлетном режиме. Очень долго самолет проходил сертификацию и наконец прошел ее с чешским двигателем Waiter M-601 780 л. с. Он получил название "Турбо Финист".
Самолет продавался Федеральной Пограничной службе РФ, так как протяженность границ огромная и пограничников везде не расставишь.
"Финист" помимо пилота может поднять до 7 человек парашютного десанта или полезный груз до 600 кг.
Понимая, что страна НАТО может двигатель и не продать, в РФ начались работы над своим двигателем.
Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют" проводил опытно-конструкторские работы по созданию малогабаритного газотурбинного турбовинтового двигателя ТВ-500С мощностью 630 л. с.
В дальнейшем конструктор В. Кондратьев могли быть разработаны варианты на 750, 800 и 900 л. с.
Но беда пришла откуда не ждали "Аргументы недели" в 2023 г. писали, что замминистра Минпромторга Слюсарь заявил, что двигатель не нужен, мы будет закупать их за границей.
А до завершения разработки и сертификации ТВ-500С оставался один год, причем "Салют" дополнительных ассигнований от государства не просил.
Кондратьев утверждал, что через год будет готов двигатель для беспилотников НКФ "Техноавиа".
Если же предположить, что ТВ-500С дадут дорогу, то вполне возможно построить несколько сотен "Финистов" вооружить их пушками и пулеметами (может быть и малогабаритными ракетами "Панцирей"), установить РЛС и в качестве самолетов ПВО, они смогут защищать страну от налетов вражеских беспилотников, также они смогут наносить удары по морским беспилотникам.
В отличие от вертолетов такие самолеты могут долго находиться в воздухе.
Спасибо за прочтение.