Найти тему

Volkswagen Beetle - пережил вторую мировую, но всё такой же улыбчивый.

Последствия первой мировой войны для Германии оказались катастрофическими. Разрушенные города, огромные репарации, так ещё и сверху гиперинфляция упала. В подобной атмосфере не то, что автомобиль – буханка хлеба становится огромной роскошью. Стабилизировать страну удалось лишь ближе к 30-ым годам, когда к власти пришла национал-социалистическая рабочая партия, во главе с Адольфом Гитлером. Одной из их задач было представить публике особый автомобиль, который смогут себе позволить все. Народный автомобиль. Так и появился Volkswagen Beetle.

Главной задачей для партии было создать не просто автомобиль, а настолько дешёвый, насколько возможно. Предполагаемый ценник на машину остановился в районе 1000 марок. В переводе на наш курс, 1000 марок это что-то около 250 тысяч рублей. Для выполнения этой безумной работы был подключён Фердинанд Порше. О его инженерных навыках слагали легенды ещё в период первой мировой войны. Плюс, в 1927-м году, он работал в Mercedes и создал автомобили, занявшие все три подиумных места в гран-при Германии того же года.

Через 3 года, когда Порше ушёл заниматься своей компанией, к нему на порог приходит верхушка Mercedes со следующей новостью: ты нужен на встрече. Отказы не принимаются.

Встреча была назначена с Гитлером. До этого, они уже пересекались с Порше, но мельком и инженер вообще не знал кто это такой. На встрече озвучивают техническое задание. Услышав ценник, конструктор запротестовал. Он участвовал в разработке дешёвого автомобиля, и даже если будет всесторонняя поддержка от государства – ценник будет в районе 2000 марок. На что ему последовал простой ответ – стоимость в тысячу, и не маркой больше. Делать нечего – придётся разрабатывать. Для нового автомобиля даже специально стали строить завод, который назвали Volkswagen. Дословно – народный автомобиль.

-2

Порше сел за чертежи. Чтобы уложиться в необходимую цену было нужно максимально удешевить производство. Потому, была выбрана заднемоторная компоновка. Мотор – самый простой, который только возможно, но очень надёжный. Его задачей было просто таскать машину где угодно при любой погоде. Привод тоже был на задние колёса, ибо для переднего нужно было протаскивать кардан, что тоже увеличивало итоговую стоимость производства. Подвеска – одновременно простая и энергоёмкая, а колёса – маленькие и узкие. Первые образцы появились в 1937-м году. Но вместо гражданских, на испытания приехала армия, во главе с Гитлером.

На логичный вопрос от Порше, ему ответили: военные тут просто так, продолжай работу.

Спустя пару недель после испытаний, приходят правки от военных. Они хотели подвеску посильнее, кузов пошире и специальное место, куда можно будет засунуть пулемёт. Тут, у Порше срастается картина. И он приходит в ужас. Его успокаивали тем, что гражданский KdF Wagen, а именно так его назвали, тоже получит свет.

Чтобы поддержать идею гражданского автомобиля, была создана специальная программа. Гражданин мог прийти в банк и открыть специальную книжку. За пять марок в неделю, вы покупали специальную марку и вклеивали её в книжку. И к моменту, когда книжка будет заполнена – вы станете владельцем нового автомобиля, потому что к тому моменту он будет готов. Если же вы задержите платёж на пару дней – то вся книжка просто сгорает и нужно начинать сначала. Всего, было зарегистрировано 336 тысяч участников этой программы.

Но первого сентября 1939-го года, с нападением на Польшу, Германия развязывает вторую мировую войну. Производство гражданских жуков останавливается. Вместо них начинают собирать вездеход Kubelwagen и амфибию Schwimmwagen. Всего, было собрано около 14 тысяч таких автомобилей, до остановки конвейера 12 сентября 1944-го.

11 апреля 1945-го года, в город вошли американские войска. Завод был закрыт, а в июне его передали Великобритании.

Что касательно Порше – он ждал своего наказания в своём доме, в Австрии. Изначально, к нему пришли британцы, которые забрали у него все чертежи. А нескольким позже – уже французы. Фердинанда поместили под арест. Но на первом же судебном процессе, обвинение рассыпалось. Расчёт был не на том, чтобы посадить его, а чтобы он помог уже Франции в производстве самого дешёвого автомобиля, поскольку Луи Рено, главного инженера одноимённой компании, убили в тюрьме несколькими месяцами ранее. Вытащить из-за решётки, Порше помог вытащить его сын. Он заплатил взятку в размере $8380, и отца выпустили. К тому моменту, здоровье инженера было подорвано. Его последним желанием было увидеть, как производятся его жуки. Сын организовал ему пропуск на завод Volkswagen и увидел первые партии Beetle. Последние пару лет, он проведёт, наблюдая за тем, как готовятся его машины. В 50-ые годы, Beetle составлял треть экспортируемой продукции Фольксвагена. Он считался самым экономичным и надёжным автомобилем для развивающихся стран. Именно Жук и станет убийцей американских маслкаров, совместно с японскими малолитражками от Honda, Toyota и Nissan. На конвейере, машина простоит до 2003-го года. Всего, было произведено 21,5 миллиона автомобилей.

Версия Жука 1967-го года.
Версия Жука 1967-го года.

В 1997-м году, Volkswagen представил современную версию Жука – Volkswagen New Beetle. Маленький, улыбчивый и дешёвый – наследие прошлого. Автомобиль понравился абсолютно всем, и на конвейере, новый Жук простоит до 2019-го года, с мексиканского завода в Пуэбла. Последний из произведённых жуков отправили в музей. Даже сейчас, на вторичном рынке автомобилей легко можно найти живого New Beetle. Если спортивные машины дорогие либо просто дороги в обслуживании, то Жук – самый доступный и дешёвый способ выделяться на дороге среди потока седанов и кроссоверов.

-5