Любому водителю необходимо соблюдать требования техники безопасности, но для водителя-дальнобойщика это критически важно. Да, современные машины обеспечивают максимальный комфорт и безопасность водителя, но решающую роль зачастую играет человеческий фактор.
Давайте вместе освежим в памяти основные правила безопасного рейса
Перед выездом
Перед началом рейса необходимо провести тщательную проверку технического состояния автомобиля.
Проверяем:
- тормозную систему,
- рулевое управление,
- давление в шинах,
- болты, фиксирующие карданный вал,
- проводку, фары и поворотные указатели,
- звуковые и стоп-сигналы,
- контрольно-измерительную аппаратуру,
- зеркала заднего вида,
- работу мотора на холостых оборотах,
- уровни технических жидкостей.
Не забудьте также проверить огнетушитель, аптечку, аварийный знак и другие обязательные средства безопасности. И обязательно подготовьте набор инструментов, расходников и запчастей для самостоятельного ремонта.
С машиной все в порядке? Отлично, теперь проверяем наличие всех необходимых документов:
- паспорт,
- водительские права,
- медицинский страховой полис,
- СТС,
- ОСАГО,
- Каско,
- техосмотр,
- транспортная накладная,
- путевой лист,
- спецразрешения и сертификаты на груз.
Далее — знакомство с маршрутом. Водителю нужно внимательно изучить его, чтобы учесть возможные дорожные работы, погодные условия и ограничительные знаки, которые могут встретиться на пути. Это поможет избежать неприятных сюрпризов. Также особое внимание водитель должен уделить своему самочувствию. Важно отслеживать признаки усталости и недомогания и не садиться за руль в утомленном состоянии.
Во время движения
Один из важнейших аспектов безопасности в пути — соблюдение режима труда и отдыха. Водитель не должен работать более 9 часов в день, с возможным удлинением до 10 часов дважды в неделю. В течение рабочего дня обязательны 15-минутные паузы, первую из которых нужно сделать не более чем через четыре часа езды, оставшиеся — раз в 2 часа езды за рулем. Обязательно использовать тахограф, который фиксирует время движения. Это устройство не только помогает соблюдать режим труда и отдыха, но и служит доказательством в случае проверки или разбирательства.
В пути необходимо придерживаться установленных ограничений скорости и учитывать погодные и дорожные условия. При плохой видимости, на скользких участках и в горной местности водитель должен снижать скорость. Особое внимание — узким и извилистым участкам дороги, а также при прохождении мостов и тоннелей. Также важно не забывать об ограничения по высоте, весу и ширине, чтобы избежать аварийных ситуаций и повреждений автомобиля. В течение всей поездки и особенно после долгих участков пути обязательно проверять давление в шинах.
Остановка и стоянка
Водителям-дальнобойщикам рекомендуется избегать неосвещенных и небезопасных мест и выбирать места для отдыха и ночлега на специально оборудованных стоянках и парковках. При остановке на дороге водитель должен выставить аварийный знак и включить аварийные огни, чтобы предупредить других участников движения.
И, конечно, нельзя оставлять грузовик без присмотра на длительное время, особенно в незнакомых местах.
Аварийная ситуация
Заранее продумайте план действий на случай задержек или непредвиденных обстоятельств. Водитель должен иметь при себе контакты экстренных служб и ближайших автосервисов по маршруту. Это поможет быстрее среагировать и решить проблему, если возникнет техническая неисправность или потребуется помощь.
Если авария произошла, водителю нужно трезво оценить ситуацию и, если необходимо, вызвать экстренные службы. Затем принять меры для предотвращения дальнейших аварий: выставить аварийный знак и включить аварийные огни.
Дополнительные советы
В зимний период у водителя должны быть цепи противоскольжения, запас теплой одежды и плед. Летом, в условиях жары, не забудьте проверить исправность системы кондиционирования и обеспечьте достаточный запас питьевой воды.
Регулярные медицинские осмотры — важный аспект для дальнобойщиков. Убедитесь, что зрение, слух и общее состояние здоровья водителя в норме, чтобы не подвергать риску его и окружающих.
И наконец, оставайтесь на связи, особенно при длительных поездках. У водителя должны быть современные средства связи, чтобы сразу докладывать об изменениях в маршруте или графике.
Помните, что правила техники безопасности — это не бюрократия и «бумажки», а залог успешного рейса и возвращения домой без происшествий.
Больше полезных материалов о грузовиках и сервисе Shacman читайте на канале @Shacman_Sinoway