Этот популярный в изобразительном искусстве сюжет опирается на средневековую легенду, которая высмеивала подчинение мужчин женщинам...
В конце XII веке священник церкви Нотр-Дам в Руане Анри де Андели писал о том, как юный Александр Македонский не на шутку увлекся гетерой по имени Филлис (в других источниках ее называют Кампаспой). В некоторых версиях этой истории женщина является любовницей отца Македонского, в других — его самого.
Взаимоотношения Александра Великого и гетеры вызвали беспокойство наставника Македонского, философа Аристотеля, который прививал своему воспитаннику любовь к наукам и искусствам: этике, медицине, философии, астрономии, географии, литературе...
Неоднократно философ говорил о том, что женщины часто были причиной падения сильных мужчин. Аристотель решил действовать напрямую и попросил девушку оставить подопечного.
Филлис согласилась, но с одним условием - философ должен позволить ей себя оседлать (согласно некоторым источникам, гетера специально очаровала философа и в обмен на взаимность попросила у Аристотеля его гордость). Делать нечего, пришлось согласиться…
Прогуливавшийся неподалеку Александр Македонский не поверил своим глазам: его наставник ползал на четвереньках, а на его спине восседала весёлая гетера. Аристотель обратился к изумлённому ученику:
«Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя».
Это убедило Александра оставить гетеру.
Высмеивание сильных и умных мужчин, обманутых и побеждённых женщинами, приобретало всё большую известность в обществе. Подобный феномен приобрел особую популярность к XV веку. По всей Европе начали приходить к власти женщины. Их способность ниспровергать общепринятые социальные и культурные нормы вызывала у народа страх и беспокойство. Эпоха, когда женщина считалась неполноценной, столкнулась с чередой женщин-монархов.
История Филлис и Аристотеля, с одной стороны, была продиктована женоненавистничеством и недоверием к женской силе, а с другой включает унижение мудрого мужа. Выглядит эта история очень поучительно. На вопрос о том, было это или не было на самом деле, историки отвечают однозначно — это выдумка. Придумана она была во времена Средневековья и к Аристотелю не имеет ровным счётом никакого отношения.
В искусстве:
Унижение мудрого Аристотеля хитрой Филлис было запечатлено во всевозможных произведениях искусства. Художники, резчики по дереву и скульпторы использовали этот сюжет в своих произведениях, зачастую изображая Филлис обнаженной. Этот сюжет можно увидеть в огромном количестве произведений от каменной скульптуры и картин, до церковных панелей из дерева или слоновой кости, ковров и гобеленов, гравюр, медных кувшинов и витражей.
Изображение Филлис верхом на Аристотеле можно обнаружить у таких художников как Ганс Бальдунг, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Алессандро Турки, Варфоломей Шпрангер и Ян Саделер.
А в Метрополитен-музее в Нью-Йорке есть весьма любопытный экспонат — средневековый кувшин для воды, отлитый из бронзы, который датируется XIV веком. Форма этого предмета изображает фигуру молодой и красивой женщины, которая восседает верхом на пожилом мужчине, как на лошади.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Какая картина вам понравилась больше всего?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новый выпуск:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: