Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

За что с живого Марсия содрали кожу?

Наказание Марсия – одна из самых жутких античных легенд, которая часто становилась источником вдохновения для художников самых разных эпох и направлений.

Дж. Карпиони, «Аполлон и Марсий».
Дж. Карпиони, «Аполлон и Марсий».

Прогуливаясь по фригийским полям, Марсий нашел тростниковую флейту. Инструмент был выброшен Афиной, так как богиня посчитала, что игра на нем обезображивает ее внешность (во время игры на флейте щёки раздувались). Афина прокляла инструмент: "Пусть же жестоко будет наказан тот, кто подымет эту флейту".

Ничего не подозревающий Марсий поднял инструмент и вскоре обучился такой искусной игре, что, возгордившись, вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Состязания у греков были распространены. Русский историк-античник Зайцев даже придумал для этого специальный термин «агональный дух» - соревновательный дух. Греки состязались буквально во всём: в поэзии, в музыке, в философских диспутах, в спортивных состязаниях.

"Аполлон и Марсий" (Аполлон и Дафнис). Посл. четв. XV в. Художник – Пьетро Перуджино. Лувр, Париж.
"Аполлон и Марсий" (Аполлон и Дафнис). Посл. четв. XV в. Художник – Пьетро Перуджино. Лувр, Париж.

По одной из версий, судил состязание царь Мидас, (по другой - музы). Знаменитый царь был другом Марсия и хотел присудить поеду именно ему. Но разве мог он извлечь из флейты такие дивные звуки, какие слетали с золотых струн кифары предводителя муз Аполлона? Выиграл состязание, Аполлон решил выбрать наказание для проигравшего и судьи, наградив царя ослиными ушами.

Интересно, что для древних греков духовые инструменты были аллегорией страсти, так как символизировали дионисииское начало, в то время как лира - начало аполлоническое.

Разгневанный Аполлон повелел повесить Марсия за руки и содрать с него кожу. Так Марсий поплатился за свою дерзость. Его кожу повесили в гроте у Келен во Фригии и говорили, что она начинала пританцовывать, когда долетали звуки фригийской тростниковой флейты, и оставалась неподвижной, когда раздавались величавые звуки кифары. А из слез, пролитых Марсием во время наказания, образовалась река Марсий во Фригии.

В истории мирового искусства тема состязания художника и божества получает широкое распространение в эпоху Возрождения, когда уровень мастерства достиг достаточно высокой планки. Может ли смертный состязаться с божеством, и будет ли он наказан за свою дерзость?

Смысл этой истории заключался и в аллегорическом выражении противостояния интеллектуальной музыки (которую символизировала лира Аполлона), и более низменной чувственной музыки язычковых духовых инструментов, примером которых стала флейта (авлос) в руках у Марсия (кстати, подобные музыкальные инструменты были традиционным фаллическим символом в Древней Греции). Победа Аполлона символизировала господство интеллектуального начала в музыке над эмоциональной составляющей.

Паоло Фаринати, "Наказание Марсия".
Паоло Фаринати, "Наказание Марсия".

Несмотря на то, что со времен Рафаэля античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), многие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что в то время этот инструмент считался самым благородным. Именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов", мы узнаем, что это переодетый Аполлон.

Так, флорентийский художник Аньоло Бронзино показывает на своей картине сразу несколько эпизодов мифа. В правой части проходит музыкальное состязание, на дальнем плане Аполлон награждает Мидаса ослиными ушами. В центре - казнь, Аполлон уже содрал кожу с ног Марсия и приступает к верхней части тела. Кстати, не так давно было установлено, что изначально картина была написана на деревянной доске неправильной четырехугольной формы и служила крышкой клавесина! Музыкант во время игры видел сцену, которая служила ему предостережением: не возносись и не считай себя совершенством!

Аньоло Бронзино.
Аньоло Бронзино.

Испанский художник Хосе де Рибера наполнил свою картину жестокостью Лицо сатира искажено предсмертной агонией, а тело словно выпадает на зрителя из глубины полотна. Сильные светотеневые контрасты усиливают ощущение ужаса.

Хосе де Рибера, "Аполлон и Марсий".
Хосе де Рибера, "Аполлон и Марсий".

Итальянец Бартоломео Манфреди (последователь Караваджо) тоже решает изобразить жуткую сцену натуралистично. Он приближает к зрителю сцену казни, как бы вовлекая его в происходящее.

Бартоломео Манфреди, "Аполлон и Марсий".
Бартоломео Манфреди, "Аполлон и Марсий".

Самая известная картина, изображающая наказание Марсия, принадлежит кисти Тициана. К древнегреческому мифу о Марсии и Аполлоне венецианский художник обратился на склоне своей жизни. Искусствоведы датируют эту работу первой половиной 1570-х, а умер Тициан в 1576 году, в возрасте около 90 лет. Старый художник с кистью в руке рассуждает о печальной судьбе Марсия.  Вот он сам на картине – в чертах задумавшегося царя Мидаса исследователи находят сходство с поздними автопортретами художника. Флейту Тициан заменил на свирель, желая, вероятно, подчеркнуть природную сущность сатира. Цветовая гамма картины содержит всего лишь три цвета, что передает страдания сатира и трагичность происходящего.

Тициан, "Наказание Марсия", 1570 – 1576.
Тициан, "Наказание Марсия", 1570 – 1576.

Обращались к жестокому сюжету и русские художники. Картину «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» художник Екатерининской эпохи В.Я. Родчев написал еще во время учебы в Императорской Академии художеств. Это была его выпускная работа, оцененная Большой золотой медалью.

Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву, В.Я. Родчев, 1788.
Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву, В.Я. Родчев, 1788.

Сохранились и довольно интересные скульптуры: подвешенного к дереву и готового к казни Марсия можно найти в Эрмитаже.

-13

А копию скульптуры раба, который точит нож, готовясь к жуткому действию, можно увидеть в музее Академии художеств (древние греки считали, что Аполлон сам не стал бы заниматься грязным делом и поручил это занятие рабу).

-14

А в коллекции Лувра находится саркофаг, на котором неизвестный древнегреческий скульптор I века н.э. подробно проиллюстрировал весь сюжет мифа. История читается слева направо – начинает повествование Афина со щитом и в шлеме, далее Марсий, горделиво подносящий флейту ко рту. В центре композиции Аполлон с кифарой прислушивается к музыке соперника и в задумчивости перебирает струны. Далее мастер изобразил фигуры вершащих суд муз и фригийского царя Мидаса, а замыкает композицию Марсий, привязанный к дереву. Он еще жив - не в традициях античной эстетики было изображать мучительную казнь.

Саркофаг. 290 – 300 гг. н.э.
Саркофаг. 290 – 300 гг. н.э.

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать:

В кого превращался Зевс, чтобы соблазнять женщин: бурная личная жизнь громовержца
arts_tobe - просто об искусстве20 апреля 2024