Когда я писал рассказ про сдачу на категорию А, я считал, что расписывать особо нечего. Типа, и так всё понятно, сложностей нет. Но похоже я был неправ: ряд моментов нужно пояснить. Кому все понятно, ссылку на рассказ о приключениях прикрепляю:
А для остальных решил сделать заметку с ответами на самые животрепещущие вопросы. Всё равно, у нас ровно в день открытия мотосезона выпал нормальный такой слой снега, и тестовые покатушки откладываются на неопределённое время.
Итак, рубрика "Вопросы и ответы". Вопросы жирным, ответы - курсивом.
Самый главный вопрос, вынесенный в заголовок: сложно ли получить категорию А?
Нет, не сложно. Если у вас нет клинического отторжения техники или неуклюжести, вы сдадите экзамен. Возможно, даже с первого раза. С первого раза, причём в довольно сложных условиях, сдают даже девочки про которых с виду и не скажешь, что могут. Но учиться записываться уже пора. В зависимости от загрузки вашего РЭО, новое ВУ получите примерно во второй половине лета или к осени.
Наверное, самое главное — это эмоциональный настрой. Не надо бороться с мотиком. Вы ж покататься и кайфануть пришли — вот кактайтесь и кайфуйте, оно само получится. Я сдавал на довольно тяжёлом для тощего новичка 250-кубовом мотоцикле. Много где сдают на 150-кубовых баджаджах, подозреваю, что рулятся они сильно проще и сдавать на них совсем легко.
Нужно ли учить билеты если ВУ с другой категорией, например В? А если сдавать на А1?
Бытует заблуждение, будто на подкатегорию А1 нужно сдать только практический экзамен. Но это не так. Разница будет вот в чём:
Если у вас вообще нет ВУ, вы открываете первую категорию в жизни, то вы проходите курс лекций объёмом 84 часа, сдавая промежуточные зачёты по регламенту вашей автошколы. Потом проходите практику и сдаёте экзамены по теории и вождению.
Если у вас есть ВУ, то курс лекций проходить не нужно, только выучить билеты, пройти практику и сдать экзамены.
Категория А1 от А отличается только тем, что А1 можно абсолютно законно получить в 16 лет. Для совершеннолетнего человека смысла в ней никакого нет: справки, пошлины, документы и экзамены нужно сдавать те же самые, что и на А.
Что изменилось в практическом экзамене на категорию А в 2024 году?
Убрали "гараж" — нужно было закатить мотик задом в прямоугольник между конусами. И добавили "колейную доску" — проехать по узкой полосочке. Это не сложно, экзамен теперь будет проходить ещё быстрее.
Немного о мифах: можно ли тормозить юзом на экзамене? А включать нейтраль на ходу?
Когда я сдавал, было мокро и холодно. Заблокировать колесо на китайской покрышке как раз плюнуть. Ну и одного курсанта, кто сильно люто тормозил, зарубили. Сразу поползли слухи, что блокировку допускать нельзя. Потом я ещё в нескольких местах подобные вопросы встречал.
На самом деле, паренёк завалился не на торможении, как таковом, а на том, что пересёк линию разметки. В регламенте про торможение юзом ничего не сказано — тормозите на здоровье.
При этом, мне для экономии времени на скоростном маневрировании рекомендовали начинать искать нейтраль уже на подъезде к финишу. К тому же на ходу включить её проще. В регламенте на категорию А нет термина "неконтролируемое движение" за которое дают штраф при сдаче на категорию В, так что так делать тоже можно.
За что точно остановят экзамен и поставят оценку "не сдал"?
Подробный перечень ошибок приведён в регламенте. Но если кратко, оценка "не сдал" ставится если курсант:
- Уронил мотоцикл
- Заглох больше чем один раз
- Коснулся ногами земли больше двух раз
- Сбил больше одного конуса на змейке и/или скоростном маневрировании
- Выехал за разметку или сбил конус на восьмёрке
- Не остановился где это предусмотрено: перед линией или в полуметровом габаритном зазоре, например на скоростном маневрировании
- Не включил/не показал нейтраль где это необходимо
- Допустил движение задним ходом или нарушил траекторию прохождения упражнения — проехал восьмёрку не в ту сторону или начал объезжать конусы не с той стороны
- Не начал выполнение упражнений в течение 30 секунд после команды инспектора, либо превысил время выполнения упражнения или экзамена.
На последнем маленько остановлюсь: когда курсант садится на мотоцикл, инспектор даёт команду готовиться. Нужно надеть и застегнуть шлем, убрать подножку и запустить мотоцикл. Убедиться, что включена нейтраль. Только когда всё готово говорить что готов.
В противном случае возня с возможными проблемами отнимет у вас время, а все косяки пойдут в зачёт. Например, предыдущий курсант вместо поворота ключа нажал "киллсвитч". Сколько времени вам понадобится, чтобы понять, что мотик не запускается именно из-за него? Или двигатель запустили, сцепление отпускаете, а мот глохнет — ваш предшественник оставил включённой передачу. Больше глохнуть будет нельзя.
Ну и ещё такой момент, несмотря на то, что в сети полно видосов с реальных экзаменов, съёмка на них запрещена. Использование телефона — не разговор, а любое использование — тоже запрещено.
Мне кажется, что я рассказал уже вообще обо всём, о чём было можно. Но если у вас остались вопросы — не стесняйтесь, задавайте в каментах.