Так я хотел назвать заметку, которую написал в четверг утром. Публикацию настроил на утро пятницы, 10 ноября. Но вечером четверга мне пришло сообщение: "В субботу будут принимать экзамены, вас записать на пересдачу?" Пришлось сначала всё отложить, а потом и вообще переписать. Потому что теперь к заголовку я могу смело добавить "а потом сдал".
Когда я в середине августа опубликовал заметку о транспортной комиссии, не думал, что получение категории А в права так затянется. Я предполагал, что не с первого, так со второго-третьего раза экзамен сдам и спокойно каким-нибудь зимним вечером напишу про свой опыт. Потом я завалил экзамен, выпал снег, настал холод. Перспектива пересдать в этом году стала конкретно околонулевой. А когда я увидел пост о консервации мотиков школы на зиму, булки окончательно расслабил. Но тут — хоп — нежданчик. Как говорится, хочешь посмеяться — озвучь вселенной свои планы.
Почему мне приспичило сдать на мотик? Рационального ответа на этот вопрос у меня накануне 38 лет нету. Максимально логичное объяснение — в следующем году заканчивается срок действия водительского удостоверения. Чтобы не менять просто так, решил поменять не просто так. А может, это кризис среднего возраста? Я ХЗ, честно.
Ещё мне просто нравится процесс вождения. Движение по дороге, управление техникой. Без особой цели, именно как процесс. Возможно дело в этом, а может я просто зачем-то ищу оправдания.
Что нужно для обучения на категорию А
Самое главное — медицинская годность. Про медсправку летом была отдельная заметка:
Ещё нужно некоторое количество денег. Ну и вам зачем-то это приключение должно быть нужно. Паспорт, СНИЛС и водительское если есть — это понятно. Водительская карточка, как и свидетельство об окончании предыдущих курсов вождения (на другие категории, если они есть) не нужны.
Где учиться
Я пошёл в Мотоакадемию. В моей рекламе школа вряд ли нуждается. Занятия ведут увлечённые ребята, которые рассказывают и показывают всё, что нужно. Для меня большим плюсом оказалось расположение: теория на Динамо, а практика у Меги. Ещё вождение можно проходить в Пышме и на выезде в сторону Полевского.
Набор в очередную группу случился 8 августа. В этот день прошло организационное собрание: рассказали план действий, оформили договор, собрали предпочтения по месту практики. Старт занятий через неделю от этой даты.
В 2023 году обучение с практикой у Меги стоило 20 тысяч. Если практиковаться на других площадках — 16 тысяч. Плюс медсправка, плюс пошлина за новое ВУ, плюс аренда площадки и практический экзамен в ГИБДД. Итоговая сумма в конце заметки.
Ещё есть Мотошкола №1, которая хвалится тем, что учит круглый год. У них крытая отапливаемая площадка в Новокольцовском, возле Экспо. По рассказам, курс вне мотосезона стоил 40 тысяч. В сезон — стандартные по городу 15 тысяч, но ездить неблизко. Если прийти к ним чисто сдать зимой, попросят 20 тысяч.
Как проходит учёба: теория
Курс включает в себя четыре лекции по теории, которые проходят раз в неделю. Каждая по два часа:
- Первая помощь
- Классификация мотоциклов, их устройство, общие правила обслуживания
- Экипировка. Виды, нюансы, с чего начать
- Движение по дорогам общего пользования
Если у вас нет ВУ или вы больше десяти лет назад сдавали на права, рекомендую сходить послушать про первую помощь. Концепция прям сильно отличается от той "медицины", что мне преподавали в автошколе двадцать лет назад. В билетах есть целая тема из 20 вопросов, посвящённая ПП, после лекции ответить будет очень легко. Ну а если не пойдёте, то вероятнее всего правильные ответы будут самыми длинными ;)
Вторая и третья темы скорее всего будут не сильно интересны для тех, кто хоть немного в теме или понимает как обслуживать технику. За два часа только и можно, что пробежаться по верхам и рассказать основы. Не ждите, что вам будут рассказывать нюансы выбора мотика. Или вы сможете, наконец, выяснить кто круче: старый японец или новый китаец.
Четвёртая тема будет очевидной тем, кто понимает как вести себя на дороге. Вопрос только в том, как оценить себя? Скажем так: если вам никто не мешает, если вы редко применяете экстренное торможение и не задаётесь вопросом "а чё он!?" — вероятно, вы уже всё знаете. Остальным послушать будет прикольно. Тем более, что проводит лекцию Дмитрий — начальник заведения.
Резюмируя: на теорию можно вообще не ходить. Только выучить ПДД. Их каждый учит сам как хочет. Решать билеты в приложении на телефоне (или с компа в интернете) — это самое простое. 800 вопросов для уверенной сдачи нужно прорешать раз пять. Можно выучить книжку с ПДД — это посложнее. Совсем новички, кто получает водительское впервые, проходят периодическую проверку. Остальные сдают внутренний экзамен из 40 вопросов для допуска к экзамену в ГИБДД. Проверки и внутренний экзамен проводят дистанционно.
Это прям интересно: пока стоял в очереди за получением нового удостоверения, наблюдал сдачу теории кандидатов на категорию В. Из пяти человек один не сдал. Может, я что-то не понимаю, но двадцать лет назад билеты учили до такой степени, что нереально было их не сдать. Ночью разбуди — любые вопросы в любом порядке ответишь. И даже если на теорию вообще не ходить, чтобы сдать без ошибок четыре билета на внутреннем экзамене нужно знать или вопросы или ПДД.
Как проходит учёба: практика
Практики вроде немного: буквально 10 или 12 часов. Это шесть занятий по два часа. На практику не пустят без справки транспортной комиссии.
Поначалу кажется, что всё движется медленно и ничего не успеешь понять. Но на самом деле это обманчивое ощущение. Начали мы через две недели после старта теории. У меня практика уместилась в полторы календарные недели.
Из экипа нужны только какие-нибудь перчатки, чтобы руки не скользили на газульке. И подшлемник. Остальное выдадут в школе.
Сначала дают попробовать свои силы на 50-кубовой альфе и вечной классике — EBR-125. Чисто понять что такое мотоцикл вообще. Затем выдают 250-кубовый Motoland Scrambler, на котором ездишь до конца. Это уже прям настоящий мотик по сравнению с первыми двумя. Если ездил на велосипеде, к середине всё будет понятно. Останется только накатать навык. Это важно, потому что дальше с этим багажом сдавать экзамены: внутренний и в РЭО.
Вся практика посвящена подготовке к сдаче автодрома. Городской практики в программе подготовки на категорию А нет. В 2023 году сдавать нужно такие упражнения на площадке:
- Габаритный коридор — старт и движение по прямой шириной 1,2 метра и длинной 20 метров. В конце остановиться нужно в пределах полуметра от стоп-линии и включить нейтраль.
- Парковка и заезд в гараж
- Скоростное маневрирование — проехать две серии конусов за 35 секунд. В конце остановиться нужно в пределах полуметра от стоп-линии и включить нейтраль.
- Змейка без остановок
- Восьмёрка с остановкой в конце
Порядок может быть другим, я написал так, как фигуры расположены на автодроме в Верхней Пышме. Размеры фигур, что и как нужно делать можно посмотреть в регламенте ГИБДД. На все фигуры даётся три с половиной минуты. Этого более чем достаточно. Думаю, труднее было бы сделать за большее время.
Для новичков сложность представляют скоростное маневрирование и восьмёрка. На скоростном довольно жёсткие для начинающих временные рамки. Когда смотришь со стороны все еле едут, а когда проходишь сам — кажется, что уже почти летишь. Восьмёрка пугает ограниченным пространством, которое усиливают конусы. Возникает желание замедлиться, чтобы никуда не врезаться, но на самом деле надо поддать газу.
После практической части дают час покататься на автодроме, где будет проходить экзамен и сдаёшь внутренний зачёт. Те, кто сразу учатся в Пышме имеют преимущество. Обучение у них идёт на экзаменационной площадке.
Экзамен в ГИБДД
Когда сдаёшь внутренние экзамены, твои документы отправляют в ГИБДД для записи в списки сдающих. Так как желающих много, а гаишников мало, сдают в том числе в Верхней Пышме. Между внутренним экзаменом и сдачей в ГИБДД у меня прошёл месяц, в РЭО пригласили на 21 октября. И это я ещё внутренний зачёт сдал с первого раза.
К девяти утра приглашают на сдачу теории. Она проходит в пышминском отделении ГИБДД на Осипенко 1. Те, кто справились с теорией, отправляются на Лесную 1 ждать инспектора на практический экзамен. "Срок годности" теории — шесть месяцев. Потом сдавать заново. Любопытно, что из группы в 25 человек теорию не сдали пятеро или шестеро. Как так можно умудриться представляю с трудом. Если не сдал, пересдача через неделю в три часа дня. Сдача практики отодвигается на неделю, то есть суммарно на две.
Попытка №1
Если в этот день сдают на категорию В, а обычно на неё сдают, инспектора сначала принимают её. А потом приезжают на автодром. В моём случае инспектор приехал в три (!) часа дня. Говорят, это обычная практика. После пяти часов на октябрьском ветру при температуре +4С, сдавать уже ничего не хотелось.
Кто-то от нервов тупил, кто-то просто ездил плохо. На вид даже удивительно как их до экзамена-то допустили. Но сказывается волнение, холод и большой перерыв после практики. У большинства от трёх недель и больше. Поэтому сдавших было от четверти до трети. Специально не считал — оценивал на глаз: один сдавший на двух-трёх заваливших.
Я все фигуры проехал без ошибок. Но от старательности слишком долго ехал скоростное маневрирование. Результат: 39 секунд при положенных 35. Уже потом, когда отошёл от нервяка, понял, что ехал действительно медленно. Хотя в моменте казалось, что я промчался как ветер :D
Расстроился, конечно, жутко. Уже нафантазировал себе, что красиво закончу учёбу в последние выходные перед снегом. Но не сложилось — через три дня повалил снег. Морально приготовился, что пойду пересдавать весной. И тут мне написали, что есть ещё шанс. На пятницу я записаться на тренировку не успел. Позвали утром в субботу с девяти катнуть часик. Наверное, это к лучшему: в пятницу поливало просто беспощадно.
Попытка №2
Если в октябре было просто прохладно и чуть мокро, то на этот раз было прям по осеннему. Лютые лужи на скоростном, лёд за краем фигур и моросящий дождик сверху.
К сложностям не привыкать. Когда сдавал на права категории В в октябре 2004 года, ночью перед экзаменом прошёл конкретный снегопад. Выпавший снег утром полил дождь, и сдавали мы по обалденному катку. Что характерно, сдали почти все. Похоже, я и в первый раз не сдал, потому что было слишком просто.
Скоростное ехал с закрытыми глазами, чтобы не тормозить в луже. Мозг просто кричал: "Братан, куда ты мчишься по воде!? Мы же всплывём!" Скорость в 30 километров воспринимается иначе, когда ты рассекаешь воду, объезжая конусы. Главное, натренировал время в 32 секунды. Попросил заочно записать на нужный мопед и пошёл коротать время в тачке.
И чуть не пролетел: в самом конце инструктор стал называть не записавшихся ни на один из мотоциклов. Страшно удивился: ты - говорит - где бродил? А я не бродил, я ж сразу сказал куда записывать. Ну и проехал, чисто как во сне. В конце даже не поверил, что получилось.
Интересно, что в этот раз соотношение сдал/несдал было обратным. Большинство сдали, а заваливался лишь каждый четвёртый или пятый. Ну и процесс шёл гораздо побыстрее, потому что принимали два гаишника.
Подозреваю, что вот теперь-то пересдача уже точно только весной. На следующие выходные обещают минус и снег. А вообще две пересдачи назначают с интервалом в неделю. Если за три попытки не сдал, следующая только через месяц.
За новым водительским нужно записаться отдельно в ГИБДД Пышмы на следующей за экзаменом неделе.
Итоги и советы
Как я рассуждал: пойду спокойно во второй половине сезона быстренько отучусь и сдам без паники осенью, когда ажиотажа не будет. Ведь, сама учёба занимает от месяца до полутора — в августе начну, к октябрю закончу. Получилось всё наоборот.
- Фактически обучение занимает почти два месяца, поэтому последний набор в августе. Имейте это ввиду, начинайте учиться весной, когда шансы на экзамен и пересдачу в хорошую погоду сильно выше.
- Каждую практику сдают не только выпускники набора, но и некоторое количество несдавших в прошлые разы. При этом, в отличие от новичков, пересдающие имеют конкретный короткий срок между пересдачами. В результате к концу сезона их скапливается значительное количество. В первый раз из 40 кандидатов была примерно половина пересдающих. Как следствие — очень большой разрыв между обучением и экзаменом для сдающих впервые. Ошибся — ждёшь весну. Ну и сам экзамен сдавать глубокой осенью удовольствие небольшое. Опять же — начинайте весной.
- Учите билеты. Из 25 заявившихся теорию не сдали 6 человек. Пересдача происходит через неделю и в три часа дня. То есть в списки на практический экзамен эти граждане попадут самое раннее через две недели от первой попытки.
- Если между практикой и экзаменом прошло больше недели, не поленитесь — запишитесь на дополнительное занятие. Освежите ощущения и зацените состояние площадки накануне. Заодно сэкономите на пересдаче.
Кстати, про деньги. Сколько стоит сдать на категорию А в Екатеринбурге? В 2023 году в Мотоакадемии мне стоило вот столько:
- Пробное занятие, курс "Начальный" (потому что РС и чёрт его знает), два часа — 4000 рублей
- Транспортная комиссия на категории АВ — 2100 рублей
- Обучение на категорию А, практика в Екатеринбурге у Меги — 20000 рублей
- Пошлина за новое ВУ — 2000 рублей
- Экзамен — 1000 рублей
- Дополнительное практическое занятие на экзаменационной площадке, один час — 2000 рублей
- Пересдача — 2000 рублей
Итого — как обычно не пришёл, а у него 33 100 рублей. Можно было сэкономить шесть тысяч: четыре на пробном занятии и две на пересдаче, если потренироваться накануне. Много это или мало можете написать в каментах. Или просто поделиться своей историей приключений.
А я, походу, начинаю копить на мопед.
P.S. Ответы на животрепещущие вопросы новичков собрал в отдельной статье и ещё немного про покупку мотоцикла в другой: