Найти тему

Как я сдавал на категорию А и не сдал...

Оглавление

Так я хотел назвать заметку, которую написал в четверг утром. Публикацию настроил на утро пятницы, 10 ноября. Но вечером четверга мне пришло сообщение: "В субботу будут принимать экзамены, вас записать на пересдачу?" Пришлось сначала всё отложить, а потом и вообще переписать. Потому что теперь к заголовку я могу смело добавить "а потом сдал".

Когда я в середине августа опубликовал заметку о транспортной комиссии, не думал, что получение категории А в права так затянется. Я предполагал, что не с первого, так со второго-третьего раза экзамен сдам и спокойно каким-нибудь зимним вечером напишу про свой опыт. Потом я завалил экзамен, выпал снег, настал холод. Перспектива пересдать в этом году стала конкретно околонулевой. А когда я увидел пост о консервации мотиков школы на зиму, булки окончательно расслабил. Но тут — хоп — нежданчик. Как говорится, хочешь посмеяться — озвучь вселенной свои планы.

11 ноября 2023 года, суббота. +5С, моросящий дождь и лёд плавающий в мощных лужах. Самое время сдавать на мотоциклетные права. На кой чёрт я сюда приехал?
11 ноября 2023 года, суббота. +5С, моросящий дождь и лёд плавающий в мощных лужах. Самое время сдавать на мотоциклетные права. На кой чёрт я сюда приехал?

Почему мне приспичило сдать на мотик? Рационального ответа на этот вопрос у меня накануне 38 лет нету. Максимально логичное объяснение — в следующем году заканчивается срок действия водительского удостоверения. Чтобы не менять просто так, решил поменять не просто так. А может, это кризис среднего возраста? Я ХЗ, честно.

Ещё мне просто нравится процесс вождения. Движение по дороге, управление техникой. Без особой цели, именно как процесс. Возможно дело в этом, а может я просто зачем-то ищу оправдания.

Что нужно для обучения на категорию А

Самое главное — медицинская годность. Про медсправку летом была отдельная заметка:

Ещё нужно некоторое количество денег. Ну и вам зачем-то это приключение должно быть нужно. Паспорт, СНИЛС и водительское если есть — это понятно. Водительская карточка, как и свидетельство об окончании предыдущих курсов вождения (на другие категории, если они есть) не нужны.

Где учиться

Я пошёл в Мотоакадемию. В моей рекламе школа вряд ли нуждается. Занятия ведут увлечённые ребята, которые рассказывают и показывают всё, что нужно. Для меня большим плюсом оказалось расположение: теория на Динамо, а практика у Меги. Ещё вождение можно проходить в Пышме и на выезде в сторону Полевского.

Набор в очередную группу случился 8 августа. В этот день прошло организационное собрание: рассказали план действий, оформили договор, собрали предпочтения по месту практики. Старт занятий через неделю от этой даты.

Площадка Мотоакадемии у Меги. На краю парковки со стороны Первоуральска
Площадка Мотоакадемии у Меги. На краю парковки со стороны Первоуральска
В 2023 году обучение с практикой у Меги стоило 20 тысяч. Если практиковаться на других площадках — 16 тысяч. Плюс медсправка, плюс пошлина за новое ВУ, плюс аренда площадки и практический экзамен в ГИБДД. Итоговая сумма в конце заметки.

Ещё есть Мотошкола №1, которая хвалится тем, что учит круглый год. У них крытая отапливаемая площадка в Новокольцовском, возле Экспо. По рассказам, курс вне мотосезона стоил 40 тысяч. В сезон — стандартные по городу 15 тысяч, но ездить неблизко. Если прийти к ним чисто сдать зимой, попросят 20 тысяч.

Как проходит учёба: теория

Курс включает в себя четыре лекции по теории, которые проходят раз в неделю. Каждая по два часа:

  • Первая помощь
  • Классификация мотоциклов, их устройство, общие правила обслуживания
  • Экипировка. Виды, нюансы, с чего начать
  • Движение по дорогам общего пользования

Если у вас нет ВУ или вы больше десяти лет назад сдавали на права, рекомендую сходить послушать про первую помощь. Концепция прям сильно отличается от той "медицины", что мне преподавали в автошколе двадцать лет назад. В билетах есть целая тема из 20 вопросов, посвящённая ПП, после лекции ответить будет очень легко. Ну а если не пойдёте, то вероятнее всего правильные ответы будут самыми длинными ;)

Ещё на лекциях подскажут что почитать про вождение мотоцикла. От себя к списку на фото добавлю книгу Дэвида Хаффа "Дорожная стратегия"
Ещё на лекциях подскажут что почитать про вождение мотоцикла. От себя к списку на фото добавлю книгу Дэвида Хаффа "Дорожная стратегия"

Вторая и третья темы скорее всего будут не сильно интересны для тех, кто хоть немного в теме или понимает как обслуживать технику. За два часа только и можно, что пробежаться по верхам и рассказать основы. Не ждите, что вам будут рассказывать нюансы выбора мотика. Или вы сможете, наконец, выяснить кто круче: старый японец или новый китаец.

Четвёртая тема будет очевидной тем, кто понимает как вести себя на дороге. Вопрос только в том, как оценить себя? Скажем так: если вам никто не мешает, если вы редко применяете экстренное торможение и не задаётесь вопросом "а чё он!?" — вероятно, вы уже всё знаете. Остальным послушать будет прикольно. Тем более, что проводит лекцию Дмитрий — начальник заведения.

Резюмируя: на теорию можно вообще не ходить. Только выучить ПДД. Их каждый учит сам как хочет. Решать билеты в приложении на телефоне (или с компа в интернете) — это самое простое. 800 вопросов для уверенной сдачи нужно прорешать раз пять. Можно выучить книжку с ПДД — это посложнее. Совсем новички, кто получает водительское впервые, проходят периодическую проверку. Остальные сдают внутренний экзамен из 40 вопросов для допуска к экзамену в ГИБДД. Проверки и внутренний экзамен проводят дистанционно.

Это прям интересно: пока стоял в очереди за получением нового удостоверения, наблюдал сдачу теории кандидатов на категорию В. Из пяти человек один не сдал. Может, я что-то не понимаю, но двадцать лет назад билеты учили до такой степени, что нереально было их не сдать. Ночью разбуди — любые вопросы в любом порядке ответишь. И даже если на теорию вообще не ходить, чтобы сдать без ошибок четыре билета на внутреннем экзамене нужно знать или вопросы или ПДД.

Как проходит учёба: практика

Практики вроде немного: буквально 10 или 12 часов. Это шесть занятий по два часа. На практику не пустят без справки транспортной комиссии.

Поначалу кажется, что всё движется медленно и ничего не успеешь понять. Но на самом деле это обманчивое ощущение. Начали мы через две недели после старта теории. У меня практика уместилась в полторы календарные недели.

Из экипа нужны только какие-нибудь перчатки, чтобы руки не скользили на газульке. И подшлемник. Остальное выдадут в школе.

Сначала дают попробовать свои силы на 50-кубовой альфе и вечной классике — EBR-125. Чисто понять что такое мотоцикл вообще. Затем выдают 250-кубовый Motoland Scrambler, на котором ездишь до конца. Это уже прям настоящий мотик по сравнению с первыми двумя. Если ездил на велосипеде, к середине всё будет понятно. Останется только накатать навык. Это важно, потому что дальше с этим багажом сдавать экзамены: внутренний и в РЭО.

Motoland Scrambler 250 — мотоцикл на котором проходит обучение в Мотоакадемии
Motoland Scrambler 250 — мотоцикл на котором проходит обучение в Мотоакадемии

Вся практика посвящена подготовке к сдаче автодрома. Городской практики в программе подготовки на категорию А нет. В 2023 году сдавать нужно такие упражнения на площадке:

  • Габаритный коридор — старт и движение по прямой шириной 1,2 метра и длинной 20 метров. В конце остановиться нужно в пределах полуметра от стоп-линии и включить нейтраль.
  • Парковка и заезд в гараж
  • Скоростное маневрирование — проехать две серии конусов за 35 секунд. В конце остановиться нужно в пределах полуметра от стоп-линии и включить нейтраль.
  • Змейка без остановок
  • Восьмёрка с остановкой в конце

Порядок может быть другим, я написал так, как фигуры расположены на автодроме в Верхней Пышме. Размеры фигур, что и как нужно делать можно посмотреть в регламенте ГИБДД. На все фигуры даётся три с половиной минуты. Этого более чем достаточно. Думаю, труднее было бы сделать за большее время.

Автор и практические занятия по вождению мотоцикла
Автор и практические занятия по вождению мотоцикла

Для новичков сложность представляют скоростное маневрирование и восьмёрка. На скоростном довольно жёсткие для начинающих временные рамки. Когда смотришь со стороны все еле едут, а когда проходишь сам — кажется, что уже почти летишь. Восьмёрка пугает ограниченным пространством, которое усиливают конусы. Возникает желание замедлиться, чтобы никуда не врезаться, но на самом деле надо поддать газу.

Площадка для практики. Фигуры с конусами и без. Первые выглядят сложнее психологически
Площадка для практики. Фигуры с конусами и без. Первые выглядят сложнее психологически

После практической части дают час покататься на автодроме, где будет проходить экзамен и сдаёшь внутренний зачёт. Те, кто сразу учатся в Пышме имеют преимущество. Обучение у них идёт на экзаменационной площадке.

Экзамен в ГИБДД

Когда сдаёшь внутренние экзамены, твои документы отправляют в ГИБДД для записи в списки сдающих. Так как желающих много, а гаишников мало, сдают в том числе в Верхней Пышме. Между внутренним экзаменом и сдачей в ГИБДД у меня прошёл месяц, в РЭО пригласили на 21 октября. И это я ещё внутренний зачёт сдал с первого раза.

К девяти утра приглашают на сдачу теории. Она проходит в пышминском отделении ГИБДД на Осипенко 1. Те, кто справились с теорией, отправляются на Лесную 1 ждать инспектора на практический экзамен. "Срок годности" теории — шесть месяцев. Потом сдавать заново. Любопытно, что из группы в 25 человек теорию не сдали пятеро или шестеро. Как так можно умудриться представляю с трудом. Если не сдал, пересдача через неделю в три часа дня. Сдача практики отодвигается на неделю, то есть суммарно на две.

Попытка №1

Если в этот день сдают на категорию В, а обычно на неё сдают, инспектора сначала принимают её. А потом приезжают на автодром. В моём случае инспектор приехал в три (!) часа дня. Говорят, это обычная практика. После пяти часов на октябрьском ветру при температуре +4С, сдавать уже ничего не хотелось.

Утро первой попытки, на дороге было сухо
Утро первой попытки, на дороге было сухо

Кто-то от нервов тупил, кто-то просто ездил плохо. На вид даже удивительно как их до экзамена-то допустили. Но сказывается волнение, холод и большой перерыв после практики. У большинства от трёх недель и больше. Поэтому сдавших было от четверти до трети. Специально не считал — оценивал на глаз: один сдавший на двух-трёх заваливших.

Томительное ожидание пересдачи в ноябре
Томительное ожидание пересдачи в ноябре

Я все фигуры проехал без ошибок. Но от старательности слишком долго ехал скоростное маневрирование. Результат: 39 секунд при положенных 35. Уже потом, когда отошёл от нервяка, понял, что ехал действительно медленно. Хотя в моменте казалось, что я промчался как ветер :D

Расстроился, конечно, жутко. Уже нафантазировал себе, что красиво закончу учёбу в последние выходные перед снегом. Но не сложилось — через три дня повалил снег. Морально приготовился, что пойду пересдавать весной. И тут мне написали, что есть ещё шанс. На пятницу я записаться на тренировку не успел. Позвали утром в субботу с девяти катнуть часик. Наверное, это к лучшему: в пятницу поливало просто беспощадно.

Попытка №2

Если в октябре было просто прохладно и чуть мокро, то на этот раз было прям по осеннему. Лютые лужи на скоростном, лёд за краем фигур и моросящий дождик сверху.

К сложностям не привыкать. Когда сдавал на права категории В в октябре 2004 года, ночью перед экзаменом прошёл конкретный снегопад. Выпавший снег утром полил дождь, и сдавали мы по обалденному катку. Что характерно, сдали почти все. Похоже, я и в первый раз не сдал, потому что было слишком просто.

Скоростное ехал с закрытыми глазами, чтобы не тормозить в луже. Мозг просто кричал: "Братан, куда ты мчишься по воде!? Мы же всплывём!" Скорость в 30 километров воспринимается иначе, когда ты рассекаешь воду, объезжая конусы. Главное, натренировал время в 32 секунды. Попросил заочно записать на нужный мопед и пошёл коротать время в тачке.

И чуть не пролетел: в самом конце инструктор стал называть не записавшихся ни на один из мотоциклов. Страшно удивился: ты - говорит - где бродил? А я не бродил, я ж сразу сказал куда записывать. Ну и проехал, чисто как во сне. В конце даже не поверил, что получилось.

Перед началом экзамена ставят камеру и готовят списки кандидатов в водители
Перед началом экзамена ставят камеру и готовят списки кандидатов в водители

Интересно, что в этот раз соотношение сдал/несдал было обратным. Большинство сдали, а заваливался лишь каждый четвёртый или пятый. Ну и процесс шёл гораздо побыстрее, потому что принимали два гаишника.

Подозреваю, что вот теперь-то пересдача уже точно только весной. На следующие выходные обещают минус и снег. А вообще две пересдачи назначают с интервалом в неделю. Если за три попытки не сдал, следующая только через месяц.

Ура, сдал!
Ура, сдал!

За новым водительским нужно записаться отдельно в ГИБДД Пышмы на следующей за экзаменом неделе.

Итоги и советы

Как я рассуждал: пойду спокойно во второй половине сезона быстренько отучусь и сдам без паники осенью, когда ажиотажа не будет. Ведь, сама учёба занимает от месяца до полутора — в августе начну, к октябрю закончу. Получилось всё наоборот.

  • Фактически обучение занимает почти два месяца, поэтому последний набор в августе. Имейте это ввиду, начинайте учиться весной, когда шансы на экзамен и пересдачу в хорошую погоду сильно выше.
  • Каждую практику сдают не только выпускники набора, но и некоторое количество несдавших в прошлые разы. При этом, в отличие от новичков, пересдающие имеют конкретный короткий срок между пересдачами. В результате к концу сезона их скапливается значительное количество. В первый раз из 40 кандидатов была примерно половина пересдающих. Как следствие — очень большой разрыв между обучением и экзаменом для сдающих впервые. Ошибся — ждёшь весну. Ну и сам экзамен сдавать глубокой осенью удовольствие небольшое. Опять же — начинайте весной.
  • Учите билеты. Из 25 заявившихся теорию не сдали 6 человек. Пересдача происходит через неделю и в три часа дня. То есть в списки на практический экзамен эти граждане попадут самое раннее через две недели от первой попытки.
  • Если между практикой и экзаменом прошло больше недели, не поленитесь — запишитесь на дополнительное занятие. Освежите ощущения и зацените состояние площадки накануне. Заодно сэкономите на пересдаче.

Кстати, про деньги. Сколько стоит сдать на категорию А в Екатеринбурге? В 2023 году в Мотоакадемии мне стоило вот столько:

  • Пробное занятие, курс "Начальный" (потому что РС и чёрт его знает), два часа — 4000 рублей
  • Транспортная комиссия на категории АВ — 2100 рублей
  • Обучение на категорию А, практика в Екатеринбурге у Меги — 20000 рублей
  • Пошлина за новое ВУ — 2000 рублей
  • Экзамен — 1000 рублей
  • Дополнительное практическое занятие на экзаменационной площадке, один час — 2000 рублей
  • Пересдача — 2000 рублей

Итого — как обычно не пришёл, а у него 33 100 рублей. Можно было сэкономить шесть тысяч: четыре на пробном занятии и две на пересдаче, если потренироваться накануне. Много это или мало можете написать в каментах. Или просто поделиться своей историей приключений.

А я, походу, начинаю копить на мопед.

P.S. Ответы на животрепещущие вопросы новичков собрал в отдельной статье и ещё немного про покупку мотоцикла в другой: