Мы продолжаем наше чтение глав Священного Писания, продолжаем медитативное изучение 1-го послания апостола Павла Коринфянам (См. 1Кор1, 1Кор2, 1Кор3, 1Кор4, 1Кор5, 1Кор6, 1Кор7, 1Кор8, 1Кор9, 1Кор10, 1 Кор11, 1Кор11(2), 1Кор12, 1Кор13, 1Кор14). Прошлый раз мы говорили о даре ангельских языков - и тему далеко не исчерпали. Мы вернемся еще к ней вместе с апостолом Павлом. Более того, кто-то из вас загорится желанием этого дара, который работает как акселератор всех даров. И мы потом поговорим с вами - как это можно сделать, получить. Конечно, буду говорить как всегда из личного опыта. А пока продолжим чтение его послания. 15-ая глава длинная и по большей части вполне понятная, и я постараюсь свести свои комментарии к минимуму.
1-е послание Коринфянам 15 глава
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
Здесь апостол Павел напоминает христианам самую главную весть Евангелия - что Иисус Христос умер за наши грехи и воскрес, и жив. Это он еще называет "духовным молоком", или "азами" Евангелия - его первой стороной, решающей главную экзистенциональную проблему человечества - смерть. Другой стороной Евангелия, которое проповедует Павел (как мы видели прежде и еще увидим) будет противоположность смерти - Жизнь. И эта Жизнь Христа в человеке, согласно Павлу, начинается на Земле.
А дальше Павел говорит о том, как это Евангелие относится к нему:
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Апостол Павел пришел как бы со стороны в апостолы. Многие ему до сих пор этого не погут простить. Создавало это проблемы и тогда. Точнее, это Бог, как Великий Провокатор, создал эту "проблему". Чтобы показать, что Он будет создавать такие проблемы снова и снова - находить и поставлять в Свои ученики новых и новых людей, посланников - апостолов.
Напомню, что Павел не был среди учеников Иисуса Христа. Он не был одним из 12, одним из 70, одним из 120... И он называет себя недостойным называться апостолом. Но все же апостолом он постоянно себя называет - "не апостол ли я"? - восклицает он. Без этого осознания апостольства - нет апостольства. И Павел только подчеркивает это, когда говорит, что недостоин называться апостолом - ан, называется! Потому что Бог хорош!
Одни из моих самых любимых наставников - муж и жена - удивительных чудотворцах, любят говорить: Бог избрал нас на служение (исцеления) чтобы показать всем, что если мы можем это делать, этим быть - то вы точно сможете! То же делает и апостол Павел. Павел прекрасно осознает, что он больше всех апостолов потрудился для Евангелия. И что у него все равно есть не то что "терки" с апостолами, но что пути у них - разные.
Павел имел великолепное богословское образование - он учился за рубежом, в Империи, у известнейших богословов, был любимым учеником Гамалиила, он лучше всех апостолов изучил Писание, у него было римское гражданство и широкое видение мира. Напомню, что прочие ученики были простыми рыбаками. Это делало его особенным, и Павел не был глупцом - он все это прекрасно понимал. Он не спорил с апостолами, но у него был свой Путь: путь в Рим. Путь к Кесарю. У Павла была мечта - как у Распутина - воспитывать государя! И эта мечта его сбудется, хотя и дорогой ценой жизни. Но это еще впереди. Хотя Павел-то сам знает об этом.
В лице Павла Бог установил прецедент того, что решительно задумал делать (и делал!) на протяжении всей истории: выдвигать новых апостолов. Вне существующей религиозно-организационной системы. И у этих людей будут примерно такие же дары и проблемы, как у апостола Павла. Бог как бы говорит: привыкайте, Павлы. Привыкайте, церковники. Привыкайте - и думайте своей головой - люди добрые!
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
13 Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
16 ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
Тут все предельно ясно: христианство не имеет смысл (как и жизнь!) без воскресения мертвых. А воскресение из мертвых - целиком дело Иисуса Христа.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
Здесь Павел начинает удивительную тему (которую на время сразу оставляет) - "во Христе" и "в Адаме". Мы еще с нею столкнемся. И вы узнаете о себе самое главное, от чего мурашки по коже, от чего просто переворот полнейший в жизни. Вы узнаете, что прежде, чем вы были в Адаме - по линии которого произошли - вы были... во Христе Иисусе! Вы были! Вы есмь! Вы в Боге были, есть и будете. Но это откровение - впереди.
23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится — смерть,
Царство приходит сезонами. Сначала Бог побеждает всех врагов - через установление Царства народа святых. Потом делает то, что невозможно людям, даже в этот блаженный период: устраняет смерть!
27 потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
28 Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
Далее идет очень странный стих о котором много спорят, но мало дельного говорят:
29 Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
Как это - креститься за мертвы? Мормоны вон крестятся за мертвых буквально - и тем самым постоянно "расширяют свои ряды". Но об этом ли пишет Павел?
Скорее всего он пишет о людях, как он называет их, "мертвым в беззакониях их" - о людях неверующих. Они - ходячие мертвецы. Они живут - а жизни в них нет. И вот, Павел-Ходатай вспоминает, что дела христиане, ранние христиане, те же коринфяне. Они крестились еще раз, и еще раз - за тех людей, которые были духовно мертвы. Они как бы вмещали их в себя, видели их глазами веры - верующими, крестящимися. Кто-то скажет сегодня: какая дикость! Но это работает!
Это работает не в формальном плане как у мормонов или как средство традиционных религиозных систем задобрить или перехитрить Бога и переправить людей контрабандой в Рай. Нет. Речь идет о том, чтобы пробудить их к жизни! К духовной жизни, к жизни веры! Обращение человека к Богу, к Иисусу Христу - это всегда чудо. Всегда чудо. И когда люди, которым были небезразличны эти грешники, верили в их принятие веры, верили в них, провозглашали их победу во Христе - они по вере крестили их в себе. Чтобы через некоторое время увидеть, как те приходят к Богу и принимают крещение! Это работает.
Так, надо здесь остановиться. Глава еще длинная, длинная и очень важная. Следующий раз.